Русский язык. 3 класс ( с казахским языком обучения)
Учитель: Августинская Светлана Иосифовна Новокаменская средняя школа Кызылжарский район Северо-Казахстанская область
Тема урока: Осень
Цели урока: ознакомление детей с понятием «осень» , с её отличительными признаками. Задачи: Образов. – познакомить с понятием «осень»; со словами, отвечающими на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Разв.-развивать речь, память, внимание, кругозор учащихся; Воспит.- воспитывать эстетические чувства через музыку, живопись, поэзию.
Методы: словесный, наглядный, проблемный,
Тип урока: изучение нового материала, с применением ИКТ
Оборудование: слайдовая презентация к уроку (портреты И.И.Левитана, П.И.Чайковского; репродукция картины И.И.Левитана “Золотая осень”;запись музыки П.И.Чайковского “Времена года”, “Октябрь”), электронная физминутка для глаз «Листопад», учебник.
Ход урока І. Организационный момент урока. А) Психологический настрой — Здравствуйте, ребята. Садитесь. Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок. Слайд 1.— Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (Солнце)
- А какое у него настроение? Не видно. Слайд 2.- Давайте выберите сигнальную карточку-смайлик, которая соответствует вашему настроению, с которым вы будете работать сегодня на уроке…
- Молодцы, теперь я знаю, какое у вас настроение. Слайд3.- А как вы думаете, какой смайлик подходит нашему солнышку, которое будет нам светить весь наш урок. Конечно же весёлый.
— Давайте улыбнемся друг другу как это солнышко и начнём наш урок. ІІ. Новая тема 1) -Ребята, я предлагаю вам самим назвать тему нашего урока, после того как вы прослушаете музыку, стихотворение и посмотрите картину. Слайд 4.-Музыка, которая сейчас звучит, написана великим русским композитором П.И.Чайковским (Звучит музыка П.И. Чайковского из серии «Времена года» «Октябрь». Закрыв глаза дети слушают музыку). - Какие картины увидели? - Какое время года вы себе представили? Слайд 5, 6.- А сейчас, глядя на картину , прослушайте отрывок из стихотворения Ю. Коринца «Листопад» и глядя на картину, скажите, подходят ли они к этой музыке Вьётся в воздухе листва, В жёлтых листьях вся земля. У окошка мы сидим и глядим наружу. Шепчут листья – «Улетим!»- И ныряют в лужу. (дети отвечают, что подходят и стихотворение, и картина) - Почему? Потому что все они рассказывают об осени. Слайд 7.- Кто догадался , какая тема нашего урока? (Осень). ( Учитель записывает тему на облаке)
– Осень была одним из любимых времён года композитора Чайковского. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора. – Как вы думаете, почему осень называют прекрасным временем года? Слайд 8.– А почему осень – это печальное время года? ( Дети: потому, что лето заканчивается, и скоро наступает зима) – Какое настроение передает композитор в своей музыке? – Какие картины осени вы услышали, представили себе? 2) Работа с учебником - Откройте учебник на стр.35 Упр.1 - Рассмотрите картинку. Расскажите, что на картинке? (ответы детей) Упр. 2 стр. 35 - Какое время года наступило? - По каким признакам определили? - Куда улетают птицы? - Как в лесу? - Что собирают дети? - Какие листья у девочки? Слайд 9. Электронная физкультминутка «Осенние листья».
Слайд 10. Работа со словарем Осень- күз, птицы (птица)-құстар (құс) на юг-оңтүстікке, тихо- тыныш, лес-орман, дерево ( деревья) – ағаш (ағаштар) листья (лист)- жапырақтар (жапырақ), желтые- сары , красные – кызыл, падают-түседі. Слайд 11. Произносите и читайте правильно: Осень лист дерево птица Осенью листья деревья птицы Слайд 12, 13. - Посмотрите, ребята, как известный русский художник Исаак Ильич Левитан изобразил осень.
- Какая осень нарисована на картине? (ранняя) - Какие признаки говорят вам о том, что осень ранняя? (На деревьях еще не опали листочки, трава не завяла, река не покрыта льдом, небо голубое.) – Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание. – Попробуйте подобрать к этим существительным такие слова, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее. – Давайте внимательно рассмотрим деревья, какие они? – А как художник изобразил речку на картине? Какая она? – Какой день изобразил художник? - Какими еще словом можно назвать раннюю осень? (золотая). -Да, художник так и назвал эту картину «Золотая осень». – Какой цвет помог художнику показать золотую осень?
- Запишем в тетрадях слово осень. Какая бывает осень? Осень (какая?) ранняя, золотая. - А ещё какая? Назовите осенние месяцы. Слайд 14-15-16. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) - А какой сейчас месяц? Какая погода? Какая сейчас осень значит? (поздняя, холодная) Дописываем эти слова тоже. Слайд 17. Осень (какая?) ранняя, золотая, поздняя, холодная. - Какие слова помогли нам описать осень? Подчеркните слова, которые характеризуют осень, волнистой линией. – Какие слова подчеркнули? (ранняя, золотая, поздняя, холодная). 2. Подбор слов-признаков к словам-предметам. ( Можно работать у доски) - А сейчас сами попробуем подобрать слова, которые описывают: 1 ряд 2 ряд 3 ряд
Небо(…?)______. Лес(…?)______. Деревья (…?)____
(Схемы записаны на доске.)
- На какой вопрос отвечают слова, описывающие небо? (какое?) Какие слова подобрали? (голубое, чистое, красивое) Лес (какой?) лиственный, густой, дремучий, красивый, жёлтый).
- На какой вопрос отвечают слова, описывающие деревья? Какие слова подобрали? Деревья (какие?) разноцветные, высокие, осенние, жёлтые).
Слайд 18. Сделайте вывод : на какие вопросы отвечают слова, характеризующие предметы? Дети делают вывод. Проверка по Слайду 19.
Слайд 19. Вывод 1: Слова, характеризующие предметы, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (На доске вывешиваются таблички с вопросами какой? какая? какое? какие?)
3. Физкультминутка: - Если признак к вам подходит, вы присаживайтесь, не подходит- делайте наклоны в стороны. Вы смелые? Ленивые? Веселые? Послушные? Умелые? Драчливые? Милые? Крикливые? Дружные?
Слайд 20. - Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Угадай предмет». Я буду называть слова, которые описывают предмет, а вы догадайтесь, о ком идет речь.
Хитрая, рыжая, хищная, осторожная (лиса)
Глупый, злой, серый (волк)
Работа у доски Упр. 4, стр.36 - наступила (что?) осень. ..................................................................................................................................................................................................................... Игра: «Что лишнее?» Работа с тетрадью Упр.5, стр.36 Күз – осень, құс- птица, құстар- птицы, сары жапырақтар- желтые листья, тыныш-тихо, жер-земля, орман-лес, әдемі жапырақтар- красивые листья. ІҮ.Подведение итогов урока Упр.9 стр.37 Прочитайте, по данному образцу поговорите друг с другом Упр. 3 стр. 36 Скажите по-казахски Құстар ұшып кетті. Құстар ұшып келді. Балалар орманға барды. Балалар орманнан келді. Слайд 21. ІҮ.Домашнее задания -стр. 37, упр.7,8 Слайд 22. V. Рефлексия. - С каким настроением заканчиваем наш урок? Какой смайлик вы выберите сейчас? Дети показывают смайлик -карточку. -Молодцы! Ребята, мы много говорили сегодня об осени и её признаках, в том числе и о таком признаке как листопад, о котором вы прослушали стихотворение, провели физминутку для глаз. Посмотрите на наше дерево, на нём всё ещё висят листочки. Я предлагаю вам сейчас самим поучаствовать в осеннем листопаде. Слайд 23. - Сорвите красный листочек – если не всё понятно, вам требуется ещё объяснение учителя; Жёлтый листок - если всё понятно, было интересно!
Подведение итогов урока. - Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? - Как вы думаете, в жизни вам все это пригодится? Как? -Спасибо всем за хорошую работу на уроке.
(выставление оценок) |