2. Урок закрепления и освоения практических навыков
Современные образовательные технологии на уроке: проблемное обучение, игровые технологии, технология уровневой дифференциации обучения
Ход урока
Объявление темы. Постановка цели урока.
Проверка домашнего задания.
Пока проверяем домашнее задание, группа ребят (4 человека) выполнят работу по карточкам.
Спишите только однокоренные слова, выделите корень:
Вода, водный, провод, водянистый.
Снег, снежный, на снегу, снегопад.
Река, речной, реки, за рекой, речка.
- Прочитайте слова с приставками.
- Что такое приставка?
- Как пишется приставка?
- Чем является приставка в слове?
- Прочитайте слова с предлогами
- Что такое предлог?
- Как пишется предлог?
(Выявляем тему урока.)
Повторили, что такое приставка и что такое предлог. Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? (Учащиеся называют тему урока.)
Сегодня будем упражняться писать слова с одинаковыми приставками и предлогами, и будем учиться отличать их друг от друга, где приставка, а где предлог (стук в дверь, показываю телеграмму, читаю).
- Пропал наш урок, оказывается, в стране Грамматики заболели все приставки и предлоги. Что делать? Как им помочь? Отвезли их в больницу, всё перепуталось. Кто им поможет? Не знаете? (Мы поможем.)
III. Новая тема.
1. Давайте будем ставить всё на свои места (на доске записано предложение). Прочитайте предложение.
Ваня решил (по)бежать домой (по)тропинке через поле.
- Найдите слово с приставкой. Выделите приставку. Почему это приставка? Поставьте вопрос к слову «побежать». Какая это часть речи?
- А по тропинке, что не подходит?
- Почему предлог? (Вставим вопрос или слово.)
- В чём отличие? Как пишутся приставки со словами? А как пишутся предлоги?
- Записали в тетради дату, классная работа. Запишите это предложение, выделите приставку и пробел между предлогом и словом.
- Откроем учебник на странице 87 и ещё раз подтвердим свои выводы (прочитали).
- Что такое приставка? Предлог?
- Позвоню, как чувствуют себя больные? (Получше.)
- Ну что, будем помогать дальше?
2. Давайте вспомним сказку о приставках. В какой части речи пишется только приставка? (В глаголах.)
- Послушайте стихотворение и назовите слова с приставками (читают 2 ученика).
Где приставка, где предлог? Кто бы мне решить помог? Правил тех совсем немного; У глагола нет предлога. Значит, прилетел, пошел, Засолил, занёс, загнать- Буду слитно я писать По-часть слова! По-предлог! Вот и выучил урок!
(Показывают карточки со словами-глаголами и вешают на доску: прилетел, пошёл, засолил, занёс, загнать.)
- Запишите слова с приставками, приставку выделите.
- Прочитайте, какие слова вы написали и выделили приставку.
IV. Физкультурная минутка.
Я иду и ты идёшь -1,2,3, (шагаем на месте) Я пою и ты поёшь-1,2,3, (хлопаем в ладоши) Мы идём и мы поём-1,2,3, (прыжки на месте) Очень дружно мы живём-1,2,3, (шагаем на месте) Мы учиться все готовы И за парты сядем снова.
V. Мультимедиа.
Учитель читает текст на экране (разобрать и записать).
- Проверим, какие слова вы списали с приставками?
- Прочитайте слова с предлогами.
- Позвоню, (пауза) больные улыбаются, благодарят вас за помощь.
VI. Физкультурная минутка (для глаз).
Учитель устно перемещает снежинку по клеткам (например, на две клетки право, одна клетка вниз, три клетки влево т т.д.), а учащиеся глазами водят за снежинкой. По окончанию физкультурной минутки определить местоположение снежинки.
VII. Самостоятельная работа.
1 вариант:
Доверить.
Домашний.
Добежать.
Дождь.
Добрый.
Докрасил.
2 вариант:
Забрызгать.
Зал.
Зайчик.
Запел.
Закрасил.
Замок.
- Вам нужно выписать только слова с приставками и выделить их.
- Поменялись тетрадями, проверили и поставили отметку. (5-?,4-?)
- Коллективная проверка. 1в. Какая приставка во всех словах? (До.)
- Прочитайте слова.
- 2в. Какая приставка у вас во всех словах? (За.)
- Прочтите эти слова.
VIII. Игра.
- Замените одним словом с приставкой (комментированное письмо).
Пропустить урок. (Прогулять.)
Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску. (Прибить.)
Начать исполнять песню. (Запеть.)
Отделить ножницами часть ткани. (Отрезать.)
Старое пальто сшить по другому. (Перешить.)
Сменить место жительство. (Переехать.)
Проглотить таблетку с водой. (Запить.)
- Ребята, а давайте отправимся в больницу и посмотрим, поправляются ли наши больные.
Открываем доску, на плакате рисунок-больница (рисунок 1), открываем двери в больнице, выходят приставки и предлоги. Сравниваем, что по написанию приставки и предлоги одинаковые, но при этом повторили, что приставки пишутся слитно, а предлоги – раздельно.