Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка для 2 класса на тему "Сложное предложение"»
ТЕМА:Сложное предложение.
ЦЕЛЬ: Формировать представление о сложном предложении; учить объединять два простых предложения в сложное, использую союзы и, а, но, а также бессоюзную связь между частями сложного предложения; развивать умение соотносить предложение с его схемой; прививать навыки самоконтроля.
С помощью чего устанавливается связь между словами в предложении?
Сколько может быть в предложении подлежащих? Сказуемых?
Как вы думаете, могут ли несколько подлежащих относиться к разным сказуемым? А несколько сказуемых к разным подлежащим?
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы познакомимся с предложениями, в которых есть несколько подлежащих и несколько сказуемых одновременно, будем учиться узнавать такие предложения и составлять их.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Практическая работа под руководством учителя.
Запись предложения под диктовку:
1.За окном сереет зимнее небо. 2.Земля спит под снежными ковром. 3.За окном сереет зимнее небо, земля спит под снежным ковром.
О чем речь идет в первом предложении? Определить главные члены предложения.
О чем идет речь во втором предложении?
О чем идет речь в третьем предложении? (О небе и о земле).
Сколько в предложении подлежащих? Подчеркните их.
Что сказано о небе, о земле?
Это общие сказуемые для обоих подлежащих или у каждого подлежащего есть свое сказуемое?
Ознакомление с правилом на с. 91 учебника.
Работа с тетрадью.
Тренировка в распознавании простых и сложных предложений.
1.На улицах города ездят автобусы и трамваи. 2.Наплыли тёмные тучи и закрыли небо. 3.Наплыли тёмные тучи, и солнышко спряталось за ними.
Почему первое и второе предложения – простые?
Почему третье предложение вы считает сложным?
Выполнение упражнения № 197.
Физкультминутка
Ознакомление с правилом (с.92).
С помощью каких слов могут соединяться между собой части сложного предложения?
Какой знак препинания ставится перед этими словами?
Закрепление и осмысление знаний.
Упражнение «Найди половинку».
Собери пословицы, соединив обе части. Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы. Запишите пословицы, правильно расставляя знаки препинания.
Мир строит … а зима подбирает.
Лето собирает … а лень портит.
Мал соловей … а руки делают.
Глаза страшатся …. а война разрушает.
Труд человека кормит… да голос велик.
Обобщение и систематизация новых знаний.
Соотнесение предложений и их схем. Упражнение № 198.
Самостоятельная работа. Упражнение № 199.
Преобразование предложений.
Объединить простые предложения в сложные, используя слова и, а, но.
Мишка чуял и видел мёд. Достать его он никак не мог.
Ветра не было. Пух повис в воздухе неподвижно.
Вини-Пух застрял. Кролик стал тащить его из норы.
Из какой сказки эти предложения?
Прочитайте сложные предложения, которые у вас получились.
Запишите их, подчеркните подлежащее и сказуемое.
Итог урока.
Беседа с опорой на схему.
С какими предложениями мы сегодня познакомились?
Чем простые предложения отличаются от сложных?
Сколько грамматических основ (подлежащих и сказуемых) в простом предложении? А в сложном?
С помощью чего могут соединяться части сложного предложения? (С помощью интонации, слов и, а, но)