Ученик. Пришла весна - пришла мама; улыбнулось солнце – улыбнулась девочка; утихли метели – утихли дети; пробудилась река – пробудилась бабушка; надели сады наряд – надели дети шапки.
Учитель. Очень хорошо. А теперь выполните задание: подчеркните в продиктованном предложении слова в переносном значении: Слышно было, как уходил ночью из леса мороз. Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше.
Ученик. Затрудняемся, потому что не знаем, что такое переносное значение слова.
III. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Целеполагание.
Учитель. О чем пойдет сегодня речь на уроке?
Ученик.Прямое и переносное значение слов.
- Какова тема урока? Итак, тема сегодняшнего урока «Прямое и переносное значение слов». Запишите ее в тетради.
Учитель. Правильно. Перенос значения происходит на основе сходства предметов по форме, по цвету, по характеру движения и т.д. И такое выразительное средство называется метафорой. А теперь вы можете определить в записанном предложении слова в переносном значении?
Ученик. Да. Мороз уходил и стучал клюкой.
Учитель. А теперь вспомните «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина (Слайд 5)
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
Учитель. Что значит золотые скорлупки?
Ученик. Золотые скорлупки - это скорлупки из золота. Скорлупки ореха сделаны из золота.
Учитель. Правильно. Послушайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака: (Слайд 6)
Всё мне детство дарило,
Чем богат этот свет:
Ласку матери милой
И отцовский совет,
Ночь в серебряных звездах,
Летний день золотой
И живительный воздух
В сотни верст высотой.
Учитель. Что значит день золотой?
Ученик. Очень хороший день, солнечный день.
Учитель. Какое словосочетание день золотой или скорлупки золотые употреблено в переносном значении?
Ученик. День золотой.
Учитель. Правильно. И прилагательное в переносном значении называется эпитетом.А сейчас я вам предлагаю прочитать отрывок из стихотворения М. Клюковой «Коньки». (Текст на экране). Вы должны в этом стихотворении найти эпитеты. (Слайд 7)
Коньки мои резные,
Как быстрые зверьки,
Смешные, озорные,
Весёлые коньки.
Ученик. Эпитеты: смешные, озорные, веселые коньки. Они употреблены в переносном значении. А если смешные, озорные, весёлые дети, то это было бы в прямом значении.
Учитель. Молодец. Теперь я предлагаю для разбора стихотворение Ирины Токмаковой «Ива». (Слайд 8).
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
Учитель. Что вам показалось необычным в этом стихотворении?
Ученик. Ива плачет. О ней говорится, как о живом существе.
Учитель. Какие слова указывают на то, что ива как живая? Выпишите эти слова.
Ученик. Плачет, ей жарко, жалко, косичка, хочет пить.
Учитель. Какой рисуют иву эти слова?
Ученик. Маленькой, обиженной девочкой.
Учитель. Используя художественное сходство между плачущим человеком и деревом, поэтесса создала образ ивушки – девочки. Такое очеловечивание неживых предметов называется олицетворением. Теперь выполните такое задание: подчеркните в предложенном отрывке олицетворения. (Дети пишут под диктовку).
Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.
Учитель. Молодец. А теперь со словами звезда, крыло составить словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.
Ученик. Звезда на небе – звезда эстрады; крыло птицы – крыло самолёта.
Учитель. Определите, какими выразительными средствами являются составленные словосочетания?
Ученик.Звезда эстрады – метафора; Крыло самолёта – метафора.
Учитель. Определите средства выразительности: поёт зима, серебряные росы, костер рябины
Учитель. Теперь обратите внимание на слова, записанные на доске. (Слайд 9) Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели?
вскипела вода
вскипело сердце
положить таблетку под язык
языки пламени
острый нож
острое слово
Ученик. В левом столбике слова употреблены в прямом значении, в правом - в переносном.
Учитель. Как определили?
Ученик. Перенос значения с одного предмета на другой происходит по сходству между предметами, действиями и качествами. Вскипело сердце – затревожилось сердце; Язык пламени похож на язык человека; Острое слово –обидное слово, можно обидеть человека. Прямое значение слова – основное лексическое значение, а переносное - дополнительное значение слова.
Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны. Теперь мы можем определить прямое и переносное значение слов, которое вызывало в начале урока затруднение. Прочитайте предложения и укажите слова в переносном значении и определите виды средств выразительности. (Слайд 10)).
Улыбнулись сонные березки, растрепали шёлковые косы. Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает.
Горит костёр, золотые руки, холодный день, горит закат, холодный взгляд, бурное море, высокие горы, золотые украшения, гора урожая, море новостей.
Составь два предложения со словами, имеющими переносное значение.
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Ученик. Мы выполнили поставленную задачу, можем определить прямое и переносное значение слов.
V.Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель. Ребята, далее мы с вами выполним упражнение 338 в парах, поочерёдно комментируя слова друг другу. Первые два словосочетания сделаем все вместе для образца.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Нет, мы с ним легко справились.
VI.Самоконтроль
Учитель. I. Задание для всех: упр. 339.
Ученик. 1.заметает пурга, пурга хочет потонуть, ветер уснул; 2. разгулялась вьюга, наклонились ели). Неодушевлённые предметы в этих строках одушевляются, они действуют как люди. Эти примеры являются олицетворениями.
Учитель.II.Прочитайте стихотворение С. Есенина «С добрым утром!» Выпишите метафоры, эпитеты и олицетворения. (Слайд 11)
Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»
Какие из выделенных слов употреблены в переносном значении? Подчеркните. (Дети выполняют на экране) (Слайд12)
Глубокийколодец, горит желанием помочь, горят дрова в печи, лицо горит гневом, золото в слитках, золото волос, ходит такой кислый, сказал кислым голосом, крыжовник был кислым, хвойный лес,лес рук, пустая бочка, пустые разговоры, лёд сковал реку, просыпать соль, ест помидоры без соли, фиолетовая краска.
Ученик. Глубокий колодец, горит желанием помочь, горят дрова в печи, лицо горит гневом, золото в слитках, золото волос, ходит такой кислый, сказал кислым голосом, крыжовник был кислым, хвойный лес,лес рук, пустая бочка, пустые разговоры, лёд сковал реку, просыпать соль, ест помидоры без соли, фиолетовая краска.
Учитель. Молодцы. Выразительные средства широко употребляются в художественных произведениях. С их помощью писатели, словно художники красками рисуют словесные картины. (Учитель читает миниатюру Д. Зуева «Мелодия весны».) (Слайд 13)
Мелодия весны
В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А. в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а ещё вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
Учитель. Какие весенние звуки вы услышали?
Ученик. Звуки капели с крыш, звон падающих сосулек, голоса птиц, журчание воды.
Учитель. Все эти звуки сливаются в одну мелодию. Как вы понимаете значение слова мелодия? В прямом или переносном значении употреблено оно в названии миниатюры?
Ученик. Мелодия – звучание музыки. Это слово употреблено в переносном значении, потому что речь идет о звуках весны.
Учитель. Укажите в тексте слова, обозначающие звуки. Укажите среди них метафоры и олицетворения.
Ученик.Метафоры: звонко тикает капель, тихо перезваниваются сосульки, скрипки мороза, луч заводит тихую музыку; олицетворения: скрипки смолкли, говорили полным голосом, вода и птицы подпевают.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель. Что узнали нового на уроке?
Ученик. Узнали о прямых и переносных значениях слов.
Учитель. Какие затруднения вы испытали?
Ученик. Не всегда правильно определяли виды выразительных средств.
Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. (Слайд 14)
?
Научился определять прямое и переносное значение слов, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился определять прямое и переносное значение слов, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить прямое и переносное значение слов. Скажу себе: «Я работал хорошо!»
! ! !
Научился определять прямое и переносное значение слов и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности: (Слайд 15)
1 Кто научился определять прямое и переносное значение слов, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить прямое и переносное значение слов, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 341.
2. Кто научился отличить прямое и переносное значение слов и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5 предложений по теме «В саду», используя слова в переносном значении.