Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Правописание безударных гласных в корне слов"»
Лучшая методическая разработка
учителя-предметника
Тема:
Правописание безударных гласных в корне слова
(урок рефлексии в 5 классе)
Михайлова Алина Андронниковна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Емелькинская СОШ»
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
Деятельностные: развитие умения находить орфограмму в тексте, графически обозначать ее, выбирать способ проверки; редактирование текста, умение работать в парах и группах.
Содержательные: повторение и расширение знаний по теме «Безударные гласные в корне слова»
Демонстративный материал: алгоритм проверки безударных гласных в корне слова, карточки.
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть осень прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Здравствуйте, ребята! Я предлагаю настроиться на положительную работу на уроке. Каждый из вас идет на урок, чтобы узнать новое и проверить свои знания по изученной теме. Поэтому начнем наш урок с небольшого блиц-опроса.
- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание).
- Как называются части слова? (Это морфемы).
- Какая морфема идет за приставкой? (за приставкой следует корень).
Молодцы! Для начала разберем такую ситуацию.
Слайд №1. «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Петя написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал товарищам Петя. Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
-Почему так получилось?
-Про какое правило забыл Петя, когда писал записку?
-Давайте поможем ему, для этого вспомним алгоритм правописания безударных гласных в корне слова.
Слайд №2 Алгоритм правописания безударных гласных в корне
1. Прочитать слово
2. Поставить ударение
3. Выделить корень
4. Подчеркнуть безударную гласную
5. Подобрать однокоренные слова или изменять слово
– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)
-Что поможет достичь цель нашего урока? (алгоритм проверки данной орфограммы, упражнения)
- Вначале выполним такое задание. Запишите пропущенные буквы в словах: тр..ва, р..ка, в..лна, используя алгоритм правописания безударных гласных в корне. (трАвы, рЕки, вОлны).
-Итак, мы проверяли безударные гласные, ставя их под ударение. Ребята, сейчас вы легко можете исправить ошибку Пети. (М.чом- мЯч)
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-А теперь вы выполните такие задания на карточках в командах. (Используется структура РАУНД ТЭЙБЛ. (Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги).
(1 команда)
1 карточка. Подберите к именам существительным в форме множественного числа имена существительные в форме единственного числа.
(гроза- грОзы, озеро – озЁра, тишина- тИшь, дожди – дОждь, берега –бЕрег, деревья – дЕрево)
III. Выявление места и причины затруднения.
-Молодцы! А сейчас обратите внимание на карточки №1 на партах. Для вас написаны слова. Вы должны выписать только те пары, в которых одно слово является опорным, проверочным для другого. Выделите корни в этих словах. Один ученик работает у доски.
- Посмотрите внимательно на доску. Всё ли правильно выполнено на доске?
(Корни одинаковые, в проверочных словах ударение падает на корень).
- А вы обратите на значения корней. Одинаковы ли значения корней?
(Значения корней у слов ложка-ложный разные, поэтому не подходят).
- Таким образом, при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова. Прочитайте исправленный вариант ответа.
(Белизна-белый, лепить-лепка, спешить- спешка).
- Молодцы, ребята! Для вас есть такое задание: проставьте пропущенные буквы в словах, объясните орфограмму в корнях глаголов в данных словосочетаниях.
Посв.тить фонарем - посв.тить стихотворение, пос.дел от старости - пос.дел на скамейке, отв.рили дверь - отв.рили грибы. Слайд №8.
(Посветить фонарем - посвятить стихотворение, поседел от старости - посидел на скамейке, отворили дверь - отварили грибы) Слайд №9.
- Глаголы в этих словосочетаниях как произносятся? Что делать, чтобы не ошибиться в написании таких слов?
(Глаголы в этих парах одинаково произносятся, но по-разному пишутся. Правописание гласных в этих глаголах зависит от значения слова. Мы можем отличить это только в словосочетании, в контексте. Чтобы стало ясно, мы должны подбирать подходящее по смыслу слово. Посв.тить фонарем – светить, посв.тить стихотворение – посвящать, пос.дел от старости – седой, седеть, пос.дел на скамейке – сидеть, отв.рили дверь – отворить, отв.рили грибы – варить).
-Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: стр.ла, гл.деть, заг.дать ж.леть, ар.мат.Поставьте в словах пропущенные буквы и ударение. . Слайд №10.
(Один работает у доски, остальные- в тетрадях).
-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? (Один из учеников проверяет выполнение)
-На какую часть слова падает ударение? (на окончание, кроме слова аромАт).
- А теперь подберите слова, чтобы ударение падало на корень. (стрЕлы, взглЯд, загАдка, жАль).
-Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово – аромат, проверочное слово невозможно найти).
-Что это за слова, к которым нельзя подобрать проверочные слова? (словарные)
-Что надо сделать, чтобы правильно написать его (посмотреть в словарь, записать и запомнить).
- Как называется такой словарь? (Орфографический). Учитель называет словарь и показывает его в классе, при этом объясняя, как нужно им пользоваться.
IV.Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.
-Ребята, вы сказали, что поможет достичь цель нашего урока алгоритм проверки безударной гласной в корне. Давайте его вспомним. Итак, вот слово «зима».
– Используя алгоритм написания безударной гласной в корне выполним задание в паре.
- Напоминаю правила работы в парах. Готовность пары – поднятая рука.
-Приступаем к заданию. Проверка (коллективная)
Слайд №11
Проверяемое
Проверочное
л…сты
лист
ч…сы
час
г…ра
горы
дв…ры
двор
гн..здо
гнёзда
св..ча
свечи
отв…рить (картофель)
варка
- Кто справился с этим заданием без ошибок, поднимите руки. Молодцы!
- Ребята, скажите, как найти проверочное слово, какой вывод можно сделать?
(Нужно изменить проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
V.Реализация построенного проекта.
- Обратите внимание на слова, записанные на экране. Слайд №12.
Носить
капуста
Подавать
собака
Единица
сапог
Холода
картофель
- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике гласные в корне можно проверить, в правом – нельзя).
-Еще какие наблюдения вы провели? (В правом столбике гласные находятся всегда в безударном положении: капуста-капустный; собака – собачий; сапог-сапожник; картофель – картофельный).
-В чем заключается ваша задача? (Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю)
-Найдите проверочные слова для слов левого столбика. ( нОсит, подАть, едИный, хОлод)
- Молодцы! Вы очень наблюдательны.
- Выразим наш вывод в обобщенном виде: Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать.
-Прочитайте примеры на экране: уд…вительный, д…лекий лес, разд…ваться в тишине, соед…нение, п…хучий, …ранжевый. Слайд №13.
-Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся алгоритмом и орфографическим словарем).
(Проверочные слова: диво, даль, дать, един, пахнет, оранжевый – по словарю и запомнить).
Физминутка. Использование структуры МИКС ПЭА ШЭА – участники смешиваются под музыку. Образовывают пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему. Задание : к данным словам подберите проверочные слова: ночевка, беда, сова, грачи, река, мелок, бегун, листочек, горевать, земля.
VI.Обобщение затруднений во внешней речи.
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 30 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца.
1 вариант. Cосны – сосна
2 вариант. Возит - возить
- Продолжаем самостоятельно.
- Отгадайте загадку:
У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
-Докажите, как пишется слово - отгадка? Какой способ проверки использовали?
(Сова - совы. Способ проверки: изменение формы слова
Сова – совушка Способ проверки: подбор родственных слов).
-Найдите в тексте загадки слова с проверяемой безударной гласной в корне.
(Б..льшие-больше, н..чам-ночь, л..тает- прилёт)
-Запись под диктовку. Записать слова и объяснить их значение; обозначить графически орфограмму в корне. Например: пахучий (цветок) – цветок, который пахнет.
(Лишние слова: водитель, смешать, лестница, лев. Остальные слова являются однокоренными)
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Вы уверены в своих умениях? (Да).Тогда продолжим наше занятие.
У каждого из вас лежит карточки разного цвета. Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради.
Карточка (жёлтого цвета) Вставьте пропущенные буквы в слова с безударной гласной , укажите стрелочками соответствие проверочных слов, выдели орфограммы.
- Поднимите руку, кто выполнял карточку жёлтого цвета.
- Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
- Поднимите руку, кто выполнял карточку зелёного цвета.
- Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
- Поднимите руку, кто выполнял карточку розового цвета.
- Прочитайте задание.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
- Для выполнения следующего задания воспользуемся структурой ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС. В классе 3 команды. Я даю каждой команде одно предложение, в котором есть слова с безударными гласными. Вы должны найти эти слова и подобрать проверочные слова. В команде работает каждый. Отвечает командир.
Предложения:
1. Машенька обвелаудивленнымиглазамисвою комнату.
2. Поэты в своих стихах прославляют красоту родной земли.
3.Тропинка проходила в сосновом лесу.
Учащиеся записывают слова из предложения на своей части листа. Обмениваются своими идеями. Если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает эту идею в центральный квадрат. Слова, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.
- Молодцы!
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
-Молодцы! Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем подобрать проверочные слова).
Следующее задание такого характера. На экране текст. Вы должны выразительно прочитать его, выписать слова с безударной гласной в корне, найти проверочные слова. Слайд № 17.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вяжущих рябин. (А.Толстой)
-Проведите самопроверку по алгоритму.
вдали – дАль, пожелтелые -жЁлтый и т.д.
- Следующая работа с текстом. Расставьте предложения по порядку, чтобы получился текст. Вставьте нужные буквы. Озаглавьте текст. Мать к..рмила его молоком и учила бегать по г..рам. М..лыш др..жит от страха, но прыгает. Р..дился к..зленок в д..лине горной р..ки. Мать л..жет ему ш..рстку.
Ответ: Слайд № 18
Горный козлёнок
Родился козленок в долине горной реки. Мать кормила его молоком и учила бегать по горам. Малыш дрожит от страха, но прыгает. Мать лижет ему шёрстку. -Отберите из данных слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки. Обозначьте орфограмму.
– Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
- Итак, мы сегодня повторили и закрепили знания о правописании безударных гласных в корне. Где можно применить ваши знания? (При работе с текстом, при написании сочинения и т.д.)
- Ребята, оцените свою деятельность на уроке, пользуясь приемом «Пять пальцев». Я сейчас вам раздам чистые белые листы бумаги. Вы обведете свою ладошку и на каждом пальце напишете короткие ответы на соответствующие вопросы:
мизинец (мыслительная деятельность) — Какие получил опыт и новые знания?
безымянный (близость цели) — Достиг ли поставленной цели?
средний (состояние духа) — Какое преобладало настроение?
указательный (услуга, помощь) — В какой помощи нуждаешься?
большой (бодрость, физическое состояние) — Каким было физическое состояние?
- «Соберите» слово
Корень мой находится в цене, -
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(оценка)
Выставление оценок.
- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился проверять безударную гласную в корне, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 38 из параграфа 8.
2. Кто научился проверять безударную гласную в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 7 предложений по теме «Осень», включая в свой текст слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными в корне слова.
3. Задания для умников и умниц! Тексты на карточках.
- Сформулируйте сами задание к этому тексту и выполните задание.
Кр._сив русский лес з. мою! Поб._лели п._ля и луга. Льдом покрылась р._ка. Глубокие, чистые л._жат под д._ревьями сугробы.
- Спасибо за работу на уроке! Вы были сегодня на высоте!