Оборудование: дидактический материал, запись на доске, индивидуальные карточки-задания, разноцветные круги с записанными в них гласными.
Ход урока
1. Организация начала урока. Сообщение целей урока.
По звонку учащиеся находят свои места. Учитель приветствует учеников, ученики приветствуют учителя. Дежурный докладывает, кто отсутствует на уроке.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку (рабочее место, рабочую позу, внешний вид, наличие учебника и необходимых школьных принадлежностей).
Учитель:
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомним правила написания проверяемых безударных гласных в корне слова.
– Откроем тетради, запишем число, “классная работа” и тему урока “Правописание безударных гласных в корне слова”. После того, как все запишите, проверьте еще раз написанное.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
– Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Состав слова.)
– Какие части входят в состав слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание).
Работа у доски (один работает у доски, все остальные записывают в тетрадях).
– Составьте слова из следующих частей:
нос, раз, чик (разносчик);
щик, камен (каменщик);
а, тель, чита, ниц (читательница).
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Учащимся дается на доске задание:
– Ребята, помогите найти “убежавшую” букву в словах:
ст..лы, з..мля, р..ды, л..сты, с..ды.
-А как вы нашли “убежавшую” букву? (Проверили с помощью проверочных однокоренных слов: стол, земли, рад, лист, сад).
– Запишите данные слова в тетрадях. Составьте с одним из слов предложение.
Например: В школу привезли новые столы.
4. Сообщение нового материала.
– Ребята, а кто помнит правило на правописание безударной гласной в корне слова?
Давайте откроем дружно учебники на страницу 39, найдем наше правило.
Посмотрите, данное правило необходимо дополнить. Кто дополнит данное правило и приведет примеры. (Ученики дополняют правило и приводят свои примеры).
– Таким образом, безударную гласную мы проверяем с помощью ударения:
Безударный гласный звук!
Разберешься с ним не вдруг.
Чтобы не было сомненья,
Гласный ставь под ударение!
5. Закрепление полученных знаний.
Работа с учебником.
– Ребята, откроем наши учебники на страницу 37, находим упражнение №46. Прочитайте условие.
Один ученик работает у доски, а остальные – в рабочих тетрадях.
Физкультминутка.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Работа с индивидуальными карточками.
а) Выписать из группы слов слова с ударной гласной в корне:
Выстрел, стрелять, стрельба, стрелы.
Варенье, повар, варка, варит.
b) Из данных слов выберите проверочные слова, запишите их.
Следом, следы, следователь.
Мерка, измерять, пример.
Дидактическая игра “забей гол”:
– Ребята, на доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух команд:
У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество точных голов.
6. Подведение итогов урока:
– Как мы можем проверить безударную гласную в корне слова?
7. Разбор и запись домашнего задания (упр. № 49, стр. 39).