Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Слова – названия предметов у которых нет окончаний."»
Конспект урока по русскому языку во 2 классе ( 24.09.2016)
Тема: Слова – названия предметов у которых нет окончаний.
Цели:
Обучающие: рассмотреть слова, не имеющие окончаний; учить противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний; формировать умение выделять основу слов, которые не имеют окончания.
Развивающие: развитие внимания, фонематического слуха, мышления.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник Русский язык 1, 2 часть. Н.А.Чуракова, изображения животных, карточки со словами.
Ход урока
1.Организационный момент.
Проверка готовности учеников к уроку.
2.Работа над каллиграфией.
На доске : кто, что.
Запись в тетрадь прописными буквами.
- Что объединяет эти слова? (Это вопросы.) Какие слова отвечают на эти вопросы? ( Слова – названия предметов.)
3. Постановка и формулирование цели, учебной задачи.
- Откройте учебник на странице 41 и рассмотрите картинку. Что изображено на рисунке?
- Что интересного вы заметили в словах-названиях животных в зоопарке, рядом с которыми находятся Миша и Маша?
- Слова все такие разные, но кое что общее у них есть. (На конце слов- буква «у».)
- Все эти слова-названия животных к нам пришли из других языков. У этих слов нет окончаний. Это слова – иностранцы, на конце которых могут быть буквы «у», «о», «е»: кино, пальто, эскимо, кофе.
- Что же такое окончание? Это не просто буква на конце слов. (Окончание – часть слов, которая изменяется)
4. Изучение нового материала.
- Давайте проверим, изменится ли что-нибудь у слов – иностранцев на конце или нет. Прочитайте предложение про кенгуру. Где слово «кенгуру» стоит в единственном числе? (В первом предложении) Почему вы так думаете? (потому что есть слово «завтракал»). Где слово «кенгуру стоит во множественном числе? (В третьем предложении). Можете это доказать? 9Слово «Маленьких» есть в предложении).
- Изменилось ли слово «кенгуру во множественном числе? ( не изменилось) В каком предложении нельзя определить число слова «кенгуру» ( во втором). Изменится ли внешний вид слова при изменении числа? А при смене вопросов? Можно ли сказать, что у слова «кенгуру» нет окончания?
- Запишите это слово и выделите его основу карандашом.
- можем сказать, что слово стоит во всех предложениях в одной и той же форме? (не можем). Почему? ( слово «кенгуру в каждом предложении подчеркнуто по-разному, слово отвечает на разные вопросы, слово выполняет в предложении неодинаковую работу)
- Прочитайте стихотворение М.Яснова «Как понять?»
Что же смущает поэта? ( поэта смущает то, что слово «пони» выглядит так, будто животных несколько,а означает оно лишь одну лошадку.)
- Именно в данном случае слово означает,что лошадка одна,но это слово может означать, что лошадок несколько.
- Докажите, что слово «пони» стоит в единственном числе? (слова он, того.)
- Изменится ли внешний вид слова если мы будем изменять его по числам?
- Придумайте предложения, чтобы было понятно, что пони несколько.( Гуляют маленькие пони. Пони пили воду.)
- Что изменится, если задавать к слову «пони» разные вопросы?
Я вижу (кого?) пони.
Я угощу (кого?) пони.
В зоопарке живет (кто?) пони.
-Можно ли сказать что у слова пони вовсе нет окончания? ( можно) Запишите это слово и выделите основу.
5. Физминутка
6. Повторение и обобщение знаний.
На карточках запись: Ножила собачка.
- Зачеркните лишний слог в словах, Составьте предложение, подчеркните главные слова.