Целеполагание | Я вам прочитаю стихотворение. Вы внимательно послушайте и скажите, что интересного вы услышали. (Чтение стихотворения) – Слайд №1 Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха. И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный вежда и вежа.
А из школы, взявшись под ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не. | Слушают стихотворение. Отвечают, что интересного заметили в стихотворении. |
Изучение нового материала | Возьмите, пожалуйста, карточки с заданием. Раскройте скобки, объясните правильное написание слов. -Можете ли вы объяснить написание слов? Почему? -Можем ли мы, глядя на задание в карточках, назвать тему урока? -Молодцы. Запишите тему урока в тетрадь «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» (пишу на доске тему урока) - Глядя на тему, скажите, пожалуйста, какова же будет цель нашего с вами урока? -Совершенно верно. Молодцы, ребята. -Обратите внимание, у вас на партах лежит карточка с таблицей. Мы должны с вами ее заполнить. А чтобы ее заполнить, посмотрите на слайд. Слайд № 2 Негодующий взгляд, ненавидящий тон -От какого слова образовано причастие? (от глаголов – негодовать, ненавидеть) -Возможно ли употребление причастия без НЕ? (нет) - Какой вывод можно сделать? -Верно. Заполняем первый пункт таблицы. Записываем правило в колонку, приводим пример. Слайд № 3 Невыраженный признак, нерешенная задача -Есть ли при причастиях зависимые слова? Какой вывод мы можем с вами сделать? -Верно. Запишите правило себе в таблицу, приведите пример Слайд № 4 Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь -Какое значение имеют наречия Очень, Весьма? -Вывод? Заполните 3 пункт таблицы, приведите пример Слайд №4 -не работающий, а сломанный телевизор -не прибранные, а разбросанные вещи -Постарайтесь найти причину раздельного написания НЕ с причастиями Заполните таблицу, приведите пример Слайд №5 Давно не работающий телевизор, Не прибранные вовремя вещи -Есть ли у причастия зависимые слова? -Вывод? Слайд №6 Реки еще не скованы льдом Обед не приготовлен -В чем особенности этих причастий? -Каким членом предложения они являются? -Вывод? -Вот теперь, зная условия, при которых НЕ с причастиями пишется слитно или раздельно, мы можем вернуться к заданию, предложенному ранее? | Читают задание на карточках. Это новое правило. Мы еще не изучали его. Да. Слитное и раздельное написание Не с причастиями. Записывают тему урока в тетрадь -изучить новую орфограмму, правило написание НЕ с причастиями Берут карточки с таблицами. Выполняют первое задание по слайду. Заполняют по ходу заданий таблицу. Формулируют правила написание НЕ с причастиями, записывают в таблицу правило, приводят примеры. - Если причастие без НЕ не употребляется, то пишется слитно. Нет Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то оно пишется с НЕ слитно -Значение степени Если причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно), то с НЕ пишется слитно Если причастие имеет противопоставление, то с НЕ пишется раздельно Да (давно, вовремя) Если причастие имеет зависимые слова, то с НЕ пишется раздельно. (Заполняют таблицу, приводят пример) Они краткие Сказуемым С краткими причастиями НЕ пишется раздельно (Заполняют таблицу, приводят пример) Да |
Закрепление нового материала | Работа у доски Поиграем в игру «Цепочка» -Я диктую предложение, вы выписываете только словосочетание с причастием. Записываем в два столбика. Один ученик работает у доски, объясняет свой выбор, передает мел другому. -Молодцы, ребята. А теперь проверим свои знания. Я предлагаю решить тест. Вопросы на слайдах. Слайд №7,8,9,10,11 Тест: 1. Какое из данных слов является причастием? А) длинный Б)пустынный В)отправленный Г)деревянный 2. В каком из данных слов частица НЕ с причастием пишется слитно? А)не разбросанные, а собранные игрушки Б) не разбросанные по комнате игрушки В) негодующий начальник Г)Игрушки не разбросаны 3. в каком из предложений частица НЕ с причастием пишется раздельно? А) В воздухе кружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва. Б) Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину. В) Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля. Г) Весьма неотработанная речь испортила все выступление. 4. Какое из данных причастий действительное? А) шуршащие листья Б) распахнутое окно В) расставленные чашки Г) отправленная телеграмма 5. В словосочетании (не)скованная льдом река частица НЕ с причастием пишется: А) Слитно Б)раздельно Проверка по слайду: Ключ: 1-в 2-б 3-а 4-а 5-б Оцениваем себя сами. 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более ошибок – «2» | Работают в тетради. Выполняют тест Проверяют. Выставляют оценку. |