kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку в 7 классе "НЕ с причастиями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 7 классе "НЕ с причастиями"»

Урок русского языка в 7 классе.

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с причастиями.

Задачи урока:

Предметные – формировать у учащихся умение отличать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Метапредметные- формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, с одноклассниками; выражать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные- формировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой; работать в паре, в группах.































Ход урока

Этапы урока

Деятельность Учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Я рада всех вас видеть как всегда!

К уроку вы готовы?

Ну, конечно, ДА!

На парте ручки, учебники и тетрадки,

Значит, все будет в полном порядке!

Садитесь!

Откройте тетради. Запишите число, классная работа

Приветствуют учителя







Записывают число, классная работа.

Целеполагание

Я вам прочитаю стихотворение. Вы внимательно послушайте и скажите, что интересного вы услышали.

(Чтение стихотворения) – Слайд №1

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный вежда и вежа.

А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.




Слушают стихотворение. Отвечают, что интересного заметили в стихотворении.


Работа со словарями.

-Скажите, пожалуйста, в стихотворении есть два слова, которые в произношении очень похожи. Какие это слова?

- А чем отличаются эти слова по значению? Давайте заглянем в словари Ожегова и Даля. Найдите значение этих слов и зачитайте всем.

Невежа и Невежда.





Ищут значение слов, зачитывают. (2 ученика)

Изучение нового материала

Возьмите, пожалуйста, карточки с заданием. Раскройте скобки, объясните правильное написание слов.

-Можете ли вы объяснить написание слов? Почему?

-Можем ли мы, глядя на задание в карточках, назвать тему урока?



-Молодцы. Запишите тему урока в тетрадь «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» (пишу на доске тему урока)

- Глядя на тему, скажите, пожалуйста, какова же будет цель нашего с вами урока?



-Совершенно верно. Молодцы, ребята.

-Обратите внимание, у вас на партах лежит карточка с таблицей. Мы должны с вами ее заполнить. А чтобы ее заполнить, посмотрите на слайд.

Слайд № 2

Негодующий взгляд, ненавидящий тон

-От какого слова образовано причастие? (от глаголов – негодовать, ненавидеть)

-Возможно ли употребление причастия без НЕ? (нет)

- Какой вывод можно сделать?


-Верно. Заполняем первый пункт таблицы. Записываем правило в колонку, приводим пример.

Слайд № 3

Невыраженный признак, нерешенная задача

-Есть ли при причастиях зависимые слова?

Какой вывод мы можем с вами сделать?




-Верно. Запишите правило себе в таблицу, приведите пример

Слайд № 4

Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь

-Какое значение имеют наречия Очень, Весьма?

-Вывод?




Заполните 3 пункт таблицы, приведите пример

Слайд №4

-не работающий, а сломанный телевизор

-не прибранные, а разбросанные вещи

-Постарайтесь найти причину раздельного написания НЕ с причастиями


Заполните таблицу, приведите пример

Слайд №5

Давно не работающий телевизор,

Не прибранные вовремя вещи

-Есть ли у причастия зависимые слова?

-Вывод?





Слайд №6

Реки еще не скованы льдом

Обед не приготовлен

-В чем особенности этих причастий?

-Каким членом предложения они являются?

-Вывод?




-Вот теперь, зная условия, при которых НЕ с причастиями пишется слитно или раздельно, мы можем вернуться к заданию, предложенному ранее?

Читают задание на карточках.


Это новое правило. Мы еще не изучали его.


Да. Слитное и раздельное написание Не с причастиями.


Записывают тему урока в тетрадь


-изучить новую орфограмму, правило написание НЕ с причастиями

Берут карточки с таблицами. Выполняют первое задание по слайду. Заполняют по ходу заданий таблицу. Формулируют правила написание НЕ с причастиями, записывают в таблицу правило, приводят примеры.

- Если причастие без НЕ не употребляется, то пишется слитно.






Нет

Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то оно пишется с НЕ слитно






-Значение степени


Если причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно), то с НЕ пишется слитно





Если причастие имеет противопоставление, то с НЕ пишется раздельно





Да (давно, вовремя)

Если причастие имеет зависимые слова, то с НЕ пишется раздельно.

(Заполняют таблицу, приводят пример)




Они краткие


Сказуемым

С краткими причастиями НЕ пишется раздельно

(Заполняют таблицу, приводят пример)




Да

Актуализация знаний. Первичное закрепление

Работа по карточкам:

-Итак, сейчас I вариант выписывает в тетрадь предложения, в которых Не с причастиями пишется слитно, а II вариант выписывает предложения, в которых НЕ с причастиями пишется раздельно.

(Устная проверка)

-Молодцы, ребята. Нужно немного отдохнуть.



Самостоятельно работают по карточкам. Читают по одному предложению.

Физ. минутка

Давайте вспомним с вами глаголы исключения на –ать.

-Слышать, -дышать, -держать, -гнать (сопровождают слова действиями рук)


Применения нового знания

-Я предлагаю вам провести цифровой диктант. Я читаю словосочетание, если в словосочетании НЕ с причастием пишется слитно –ставим цифру 1, если Не пишется раздельно – ставим цифру 2 (на доске указать)

- невыдуманная история, не рассказанный, а прочитанный анекдот, негодующий человек, задание не выполнено, не растаявший от солнца снег.

-Поменялись тетрадями. Проверяем.

Диктую код: 12122





Выполняют цифровой диктант.




Взаимопроверка. Выставление оценок

Закрепление нового материала

Работа у доски

Поиграем в игру «Цепочка»

-Я диктую предложение, вы выписываете только словосочетание с причастием. Записываем в два столбика. Один ученик работает у доски, объясняет свой выбор, передает мел другому.

-Молодцы, ребята.

А теперь проверим свои знания. Я предлагаю решить тест.

Вопросы на слайдах.

Слайд №7,8,9,10,11

Тест:

1. Какое из данных слов является причастием?

А) длинный

Б)пустынный

В)отправленный

Г)деревянный

2. В каком из данных слов частица НЕ с причастием пишется слитно?

А)не разбросанные, а собранные игрушки

Б) не разбросанные по комнате игрушки

В) негодующий начальник

Г)Игрушки не разбросаны

3. в каком из предложений частица НЕ с причастием пишется раздельно?

А) В воздухе кружилась не опавшая, а сорванная с деревьев листва.

Б) Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину.

В) Волны с неумолкающим шумом бились о борт корабля.

Г) Весьма неотработанная речь испортила все выступление.

4. Какое из данных причастий действительное?

А) шуршащие листья

Б) распахнутое окно

В) расставленные чашки

Г) отправленная телеграмма

5. В словосочетании (не)скованная льдом река частица НЕ с причастием пишется:

А) Слитно

Б)раздельно

Проверка по слайду:

Ключ:

1-в

2-б

3-а

4-а

5-б

Оцениваем себя сами.


0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более ошибок – «2»






Работают в тетради.








Выполняют тест







































Проверяют. Выставляют оценку.


Повторение

Работа в группах.

-Поработаем в группах.1 группа – 1 ряд, 2 группа – 2 ряд. Первая группа готовить мини-сообщение о слитном написании НЕ с причастиями

А вторая группа – о раздельном написании НЕ с причастиями. Можете подойти к первым партам. Обсудить, кто будет представлять свою группу. Возьмите теорию (учебник), прочитайте еще раз правило.










Работают в группах, повторяют правила. Выступают с сообщениями.

Итог урока. Рефлексия.

Я предлагаю вам карточку, вы будете передавать ее по цепочке и каждый из вас выскажется.

Карточка:

1. Сегодня на уроке мы изучили тему….

2. Я узнал(а)…..

3. Я научился (лась)….

4. Моя отметка за урок…







Каждый ученик высказывается, выставляет отметку, передает карточку по

очереди

Домашнее задание

Упр. 21, или Упр 26

Записывают Д.З.


-С каким настроением уходите с урока?


Спасибо за урок. Всем хорошего настроения.

Поднимают смайлики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока по русскому языку в 7 классе "НЕ с причастиями"

Автор: Куйдина Любовь Юрьевна

Дата: 17.09.2017

Номер свидетельства: 428447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Разработка урока русского языка в 7 классе  по теме «Причастие как часть речи»"
    ["seo_title"] => string(72) "razrabotkaurokarusskoghoiazykav7klassiepotiemieprichastiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "270511"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451143687"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Методическая разработка урока русского языка в 7 классе" Н и нн в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени"а"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_v_7_klasse_n_i_nn_v_otglagolnykh"
    ["file_id"] => string(6) "559803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602498622"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Разработка урока по русскому языку в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "175630"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424282509"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока в 7 классе на тему: "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-uroka-v-7-klassie-na-tiemu-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "191923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427384339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства