Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 7 классе" Н и нн в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени"а»
Урок русского языка. 7 класс.
УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.
Учитель русского языка и литературы МКОУ Новоназимовская СОШ №4
Римашевская Светлана Фёдоровна.
.
Тема: Н и НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени.
Цели образовательные:
закрепить знания учащихся о правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;
учить различать отглагольные прилагательные и причастия,
формировать практические умения и навыки семиклассников по осознанному применению полученных знаний на практике.
Развивающие:
учить сравнивать, анализировать полученную информацию, обобщать, систематизировать материал, делать выводы; развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах.
Прочтите внимательно тему урока и скажите, известна ли вам она?
Что вы уже знаем по данной теме?
(какие причастия мы называем страдательными, суффиксы страдательных причастий –НН-, -ЕНН-, -ЁНН-, -Т-; как отличить отглагольные прилагательные от страдательных причастий; знакомы с орфограммой № 52 «Н и НН в суффиксах страдат. причастий прош.вр.»)
Как вы думаете, а чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Давайте попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока.
(отрабатывать, совершенствовать навык правильной постановки Н и НН в прил и прич.)
Попробуем ваши знания привести в систему на основе информации учебника . Работаем в группах – составляем кластер написания Н и НН в прил. и прич.
1 группа составляет кластер написания Н в прилаг. и прич.
2 группа – НН в прилаг. и прич.
3 группа (у доски) составляет смысловые цепочки из данных карточек. (причастие, прилагательное, совершенный вид, несовершенный вид, приставка, зависимое слово, Н, НН, слова на –ованный, еванный, ированный).
1. -ЕНН-, -ОНН- на – ованный, -еванный прочитанный
Агитационный командированный
2. Н+Н искл.: кованый, жёваный искл.:раненый
Лун+н+ый названый
посажёный
смышлёный
3 группа
Причастие – совершенный вид – приставка – зависимое слово – НН
Прилагательное – несовершенный вид - Н
слова на –ованный, -ёванный, -ированный – НН
Защита представителями групп составленных кластеров.
Подведение итогов данной работы.
- Что необходимо знать при определении написания Н и НН в прилагательных и причастиях?
(от гл. или сущ. образовано прилагательное; уметь отличать отглагольное прил. и прич.; знать слова-исключения; обращать внимание на вид глагола, от которого образовано прилагательное или причастие; обращать внимание на зависимые слова
ЗАКРЕПЛЕНИЕ (осмысление содержания)
1. Беседа. Словарная работа.
А дальше урок наш будет несколько необычным – КУЛИНАРНЫМ.
Что такое кулинария?
(искусство приготовления пищи)
2. Фронтальная работа.
Задание: найдите ошибки в написании блюд.
Испеченный пирог; квашенная капуста; рыба, жареная в кляре; куринные окорочка; маринованные грибы; утка с лимонным соусом; тушённый картофель.
2. Работа в парах. Диктуем друг другу диктант, объясняем орфограмму, вставляем н и нн, маркируем слова, в написании которых сомневаетесь.
3 работа в группах. Объяснительный диктант. А теперь я вас приглашаю к адмиралу Рожественскому на званый обед, который описал А.С.Новиков - Прибой в романе «Цусима». Задание: вставить н, нн.
Сначала были поданы закуски: иссиня-чёрная икра, разрисова…ая сливочным маслом, раздела…ым под цветы; салаты, украше…ые букетами из овощей; помидоры, прослоё…ые луком; омары, сварё…ые в солее…ом растворе; селёдка, распласта…ая на дли…ом серебря…ом лотке; заливной поросёнок, разреза…ый на порции и снова сложе…ый; прожаре…ая тёмно-коричневая глухарка.
Весь стол был похож на яркую разноцветную клумбу.
Затем по традиции шёл кури…ый бульон со слоё…ыми пирожками.
(По Новикову- Прибою)
РЕФЛЕКСИЯ
Итак, чем занимались сегодня на уроке?
1. Буквенный тест с самопроверкой.
1. копчё…ая грудинка
2. компот из сушё…ых фруктов
3. утка, форширова…ая яблоками
4. голубцы с варё…ым мясом
5. поджаре…ые куриные окорочка
6. варё…ые яйца
7. грибы, тушён…ые в сметане
8. рубле…ая ставрида с морской капустой
9. салат из кваше…ой капусты
10. маринова…ые помидоры
Ответ: н, н, нн, н, нн, н, нн, н, н, нн.
2 Составление синквейна.
Молодцы, ребята! Остаётся только подвести итоги, чем мы занимались сегодня на уроке, и послушать лингвистическую сказку, которая поможет в составлении синквейна.
Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное, бедное, бедное – это я, Страдательное причастие. Самое дорогое, что у меня есть, это два Н в суффиксе. И вот стоит мне появиться в тексте без Приставки или без Пояснительного слова, как я сразу теряю одну Н.
И главное, никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить без будущего?
Детские синквейны.
Причастие
Униженное, обиженное.
Страдает, изменяется, мечтает.
Очень трудное!
Отглагольное прилагательное.
Причастие
Страдательное, трудное.
Дополняет, уточняет, изменяет.
Причастное к глаголу и прилагательному.
Часть речи!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Творческая работа – составление кулинарного рецепта, обозначение орфограммы.