Разработка урока по русскому языку: «Стили речи» 5 класс.
Разработка урока по русскому языку: «Стили речи» 5 класс.
Стили речи– это система языковых элементов внутри языка, разграниченных условиями и задачами общения. Стиль наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим. Выделяют пять основных языковых стилей: четыре так называемых книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку: «Стили речи» 5 класс.»
Разработка урока по русскому языку: «Стили речи» 5 класс.
Тема урока: Стили речи – Языки общения.
Цели: дать понятие о стилях речи - разговорном, научном, художественном; показать сферы применения этих стилей; учить определять принадлежность текстов к этим стилям; совершенствовать владение речевым этикетом, расширять эрудицию; формировать стремление к самообразованию, навыки анализа текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать стили речи, определять сферы их применения, использовать в речи в зависимости от целей высказывания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 7 — выразительное чтение текста.
2. Упр. 12 — пересказ информационного сообщения.
3. Выступления представителей групп: чтение вариантов продолжения сказки.
4. Сообщение о Юлии Цезаре.
Гай Юлий Цезарь — древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Был главой римского государства. Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, Цезарь стал фактически монархом, сохранив, однако, республиканские формы правления. Цезарь пользовался внешними атрибутами монархической власти: золоченым креслом, почетной колесницей, особой одеждой. В его честь была воздвигнута статуя с надписью “Полубогу”, дни его побед объявлялись общественными празднествами.
Имя Цезаря стало нарицательным, означало титул римских императоров; в русском языке это имя преобразовалось в слово “царь”.
Цезарь был крупнейшим римским писателем. Известны сборники его речей и писем, стихотворения, трактат по грамматике. Некоторые из них дошли до наших дней.
Цезарь — один из выдающихся полководцев. “Пришел, увидел, победил” (лат. “Veni, vidi, vici”) — слова Цезаря о победе над понтийским царем Фарнаком.
5. Проверка заданий из рабочей тетради.
III. Самоопределение к деятельности
Вы, конечно, замечали, что наша речь может быть разной в разных ситуациях, в разных обстоятельствах. Сравним текст К.Г. Паустовского о русском языке (упр. 7), разговор частей речи друг с другом в придуманных вами продолжениях сказки и текст сообщения о Юлии Цезаре.
— Как вы думаете, чем различаются эти три текста (кроме темы, разумеется)? Почему они различаются?
Попробуем разобраться вместе.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа.
Сравним два известных нам текста упр. 4 и 7.
— Каковы темы этих текстов? (Тема первого текста — общение с помощью языка (в устной или письменной форме). Тема второго — значение русского языка.)
— Что общего в темах этих текстов? (Оба текста — о языке.)
— Какова задача первого текста? (Сопоставить признаки устного и письменного общения и найти отличия.)
— Какова задача второго текста? (Высказать любовь к русскому языку, призвать к его изучению.)
— Какие образные средства языка использованы во втором тексте? (Эпитеты: богатый, меткий, могучий, волшебный, истинная.)
— Используются ли образные средства языка в первом тексте? (Нет.)
Вывод. Перед авторами текстов стояли разные задачи. В соответствии с этими задачами они выбрали определенный стиль языка, т. е. его разновидность.
В этих текстах представлены две разновидности, два стиля языка: художественный и научный.
— Как вы думаете, какой текст написан в художественном стиле, а какой — в научном? Почему? (Первый — в научном, второй — в художественном.)
— Вспомните придуманные вами продолжения сказки. Что передают эти тексты? (Разговор между частями речи.)
— Как бы вы назвали стиль языка, которым мы пользуемся при разговоре друг с другом?
— Прочитайте теоретический материал учебника (§ 5, с. 10—11).
— В чем главное отличие разговорного языка от языка художественной и научной литературы? (Язык художественной и научной литературы относится к книжной речи.)
2. Задания по развитию речи.
1) Упр. 13 — определение стилей текстов.
2) Упр. 15 — чтение текста и обсуждение вопросов.
3) Упр. 16 — чтение текста и выполнение задания.
4) Упр. 18 — обсуждение вопросов. (В тексте говорится о правилах вежливого поведения. Озаглавить текст можно так: “Речевой этикет” или “Вежливые слова”. Задача этого текста — показать значение соблюдения правил вежливого поведения в обществе. Стиль научный.)
5) Упр. 19 — обсуждение вопроса.
6) Упр. 14 — определение стилей разных текстов.
Задание группам: разыграть маленькие сценки встречи и прощания со взрослыми и с ровесниками, вспомнить слова, которые говорят, приветствуя и расставаясь (“Добрый день!”, “Добрый вечер!”, “До скорого!”, “До встречи!”, “Увидимся!” и т. д.); записать эти слова в тетрадь.
V. Подведение итогов. Рефлексия
— Что такое стили языка? (Стили — разновидности языка, которые мы используем в зависимости от задачи высказывания.)
— О каких стилях языка вы сегодня узнали?
— Каковы задачи высказываний в каждом из стилей языка?