Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку по теме «О чём говорят устаревшие слова»»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «О чём говорят устаревшие слова»
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебники, толковые словари С.И.Ожегова, компьютерная презентация (см. Приложение к уроку)
Цели урока:
Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова»;
выяснить причины устаревания слов в русском языке;
совершенствовать навыки работы со словарём, с текстом;
выяснить, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.
Ход урока.
1. Организационный момент. Настрой на работу.
2.Проверка д/з (устно).
Разминка (Слайд2)
.
Учитель:
Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие.
Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становиться малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает. Так среди обиходных слов появляются устаревшие .
Итак, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Учащиеся:
(Сегодня на уроке речь пойдёт об устаревших словах).
Учитель:
Сформулируйте тему нашего урока и запишите её в тетради.
Учащиеся:
Тема будет звучать так:
«О чём говорят устаревшие слова». (слайд №3).
Учитель: Каковы же цели нашего урока?
Учащиеся: формулируют цели урока (слайд №4)
.
4. Знакомство с новым материалом. Приём «Следопыт»
Учащиеся работают с учебником самостоятельно(по вариантам) по заданию (слайд №5). ,
.
Затем заслушиваем ответы учащихся.
5. Тренировочные упражнения. «Переводчики»
(слайд №6, задание 1).
(слайд №7, задание №2)
Заочная экскурсия в крестьянскую избу .
Давайте и мы с вами побываем в крестьянской избе. (Работа с картиной «В крестьянской избе», работа с толковым словарём С. И. Ожегова.
(слайд №8 -10 ) Работа с текстом
Приложение 1
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
(Вл. Волков)
Определите тему текста, озаглавьте его.
Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ.
Запишите ответ в виде словарной статьи.
Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
(Вл.Волков)
Определите тему текста, озаглавьте его.
Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО.