kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку на тему «Обобщение знаний о составе слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока поможет вам провести урок намного интереснее.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему «Обобщение знаний о составе слова»»

Русский язык в 3 классе по теме «Обобщение знаний о составе слова»

Программа «Школа России».

Учебник: «Русский язык. 3 класс» Т.Г. Рамзаева

Цели:

  1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова

  2. Развивать умения образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, разбирать слова по составу

  3. Прививать любовь к природе

Оборудование:

  1. Картина Левитана «Осень»

  2. Фонограмма – П.И.Чайковский «Октябрь»

  3. Опорные схемы

  4. Мультимедийная презентация

Ход урока

  1. Приветствие

Добрый день!

Ну а что это значит?

Значит, день наш по-доброму начат!

Значит, день принесёт нм удачу, и здоровья

И радость нам всем!

  1. Орг. момент

Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

  1. Сообщение темы урока

- Сегодня мы продолжим работу над составом слова.

Учёные этот раздел называют словообразование. Будем образовывать новые слова при помощи частей слова, побываем в лесу, подышим свежим воздухом, ведь самое главное – это наше здоровье.

Давно доказано на деле

Здоровый дух в здоровом теле

Об этом забывать нельзя

Зарядка всем нужна, друзья! Тем более , вы знаете, что в 2013 году у нас будет проходить Универсиада , правительством предусмотрено постановление о пятилетке здоровья.

(Гимнастика для рук, массаж)

- Чтобы быть активными на уроке, чтобы прибавилось сил, давайте протонизируем наши внутренние органы

(Потрите ушки, разогрейте свои ладошки)


  1. Чистописание

- Какое наступило в природе время года?

- Какие сезонные изменения происходят осенью? ( Стало холоднее, вода потемнела, с деревьев опадают листья, короче стали дни)

- Запишите: Лл, лист, листик, листочек

- Какие это слова? (однокоренные)

- Подберите к ним ещё однокоренные слова. (Листва, листовой, листопад, лиственный).

  1. Словарный диктант

- Давайте повторим словарные слова на тему «Осень»

Погода, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь (проверка с комментированием)

  1. Работа над предложением (этнокультурный компонент)

Беседа: В эти выходные вы были на экскурсии и наблюдали за природой (Связь с предметом «Окружающий мир»)

- Давайте послушаем рассказ об октябре.

Октябрь – коренной месяц осени, её вершина: за перевалом – глухое предзимье. Отсюда и неустойчивость атмосферы, семь погод на дню.

Самые знаменитые дни:

14 октября – знаменитый Покров.

(К этому дню старались утеплить дом).

К 21 октябрю – готовь тёплую одежду, зима забредает.

В шутливой народной присказке и Святым работа нашлась:

Трифон шубу чинит. Пелагея рукавички шьёт барановые.


- Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени. Художники стремятся изобразить эти чудеса на полотнах, музыканты изображают своё восхищение ими в музыке. Поэты слагают стихотворения (играет музыка, звучит стихотворение «Осень»)


1)Составьте и запишите предложение:

В октябре дует холодный ветер.

Разберите его по членам предложения.

2)Слово ХОЛОДНЫЙ разберите по составу.

Вывод:

Из чего состоят слова? (из корня, приставки, суффикса, окончания)

Какая часть слова самая главная? (корень, т. к. он сохраняется во всех однокоренных словах)

  1. Закрепление темы урока

Упражнение в образовании слов с помощью приставок

-Что вы знаете о приставке?

(это часть слова, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов)

- В русском языке более 40 приставок, с ними вы ещё будете знакомиться. А сейчас выпишите слова с приставками из стихотворения




Что за чудо, что за диво?

Осень лес позолотила

Золотистый клён стоит,

Золотой ковёр шуршит

Под ногами позолота,

Солнца лучик золотой

Ты украсил лес густой!


- Какие слова выписали, почему? (позолотило, позолота, украсил)

- А теперь припишите как можно больше приставок к слову

светить (за, вы, под, от, о)


Физминутка

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем,

Вправо, влево мы нагнулись

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и трудись!


Упражнение в образовании слов с различными суффиксами

- Что такое суффикс? (Часть слова, стоящая после корня, служащая для образования новых слов)

- Послушайте загадки, напишите отгадки при помощи суффиксов –ик, -ок.


Шумит он в поле и в саду

А в дом не попадём

И никуда я не иду

Покуда он идёт. (Дождь - дождик)


Белые мухи на поле сели (Снег - снежок)


Без рук, без ног рисовать умеет (Мороз - морозец)


Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл – красную шапочку нашёл (гриб - грибок)


Весной – веселит, летом – холодит

Осенью питает, зимой – согревает (Лес - лесок)

ВЫВОД:

- Суффиксы –ик, -ок предают словам уменьшительное значение

- А если мы наденем увеличительные очки, то увидим не кота, а котище, не дом, а домище. Какая часть слова помогла придать оттенок словам? (суффикс). Суффикс –ищ указывает на то, что предмет очень большой.



- А теперь от заданных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов


Осень ник

Клён ов

Зверь н

Красный ин

Работа еньк

Солнце ышк

Сокол ёк


- Чтобы речь была богатой, надо умело использовать суффиксы.


Физминутка

Мы немножко отдохнём

Встанем, глубоко вздохнем

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их все лучи согрели

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети

А потом все дружно встали

Великанами мы стали

Дружно хлопаем, ногами топаем

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали

Ребята, а что мы должны помнить, находясь в лесу? (не сорить, не ломать деревья)

- Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесённые человеком. Ожоги от туристских костров не заживают много лет. Осколки от бутылок, банки загрязняют лес. Берегите его!


  1. Работа с учебником

- Выполняем упр 175.

- Давайте вспомним, как меняется жизнь птиц осенью.

- Прочитайте текст, о чем говориться в тексте, озаглавьте.

-Напишите первую часть, разберите по составу слова покружили и дальние.

  1. Итог урока:

- Как вы думаете, зачем нужно уметь находить части слова?

(Чтобы определять, как их правильно писать)

-Что мы сегодня повторили?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по русскому языку на тему «Обобщение знаний о составе слова»

Автор: Ватагина Светлана Александровна

Дата: 06.04.2018

Номер свидетельства: 465255

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "разработка урока русского языка " Имя существительное. Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418364664"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Разработка урока по русскому языку в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "175630"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424282509"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме "Обобщение знаний об имени существительном" УМК "Школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(130) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-sushchiestvitiel-nom-umk-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "189515"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426943226"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Методическая разработка урока по теме: «Орфограммы в корне слова» "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-orfoghrammy-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "133694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416569075"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства