Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему «Обобщение знаний о составе слова»»
Русский язык в 3 классе по теме «Обобщение знаний о составе слова»
Программа «Школа России».
Учебник: «Русский язык. 3 класс» Т.Г. Рамзаева
Цели:
Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова
Развивать умения образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, разбирать слова по составу
Прививать любовь к природе
Оборудование:
Картина Левитана «Осень»
Фонограмма – П.И.Чайковский «Октябрь»
Опорные схемы
Мультимедийная презентация
Ход урока
Приветствие
Добрый день!
Ну а что это значит?
Значит, день наш по-доброму начат!
Значит, день принесёт нм удачу, и здоровья
И радость нам всем!
Орг. момент
Внимание! Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Сообщение темы урока
- Сегодня мы продолжим работу над составом слова.
Учёные этот раздел называют словообразование. Будем образовывать новые слова при помощи частей слова, побываем в лесу, подышим свежим воздухом, ведь самое главное – это наше здоровье.
Давно доказано на деле
Здоровый дух в здоровом теле
Об этом забывать нельзя
Зарядка всем нужна, друзья! Тем более , вы знаете, что в 2013 году у нас будет проходить Универсиада , правительством предусмотрено постановление о пятилетке здоровья.
(Гимнастика для рук, массаж)
- Чтобы быть активными на уроке, чтобы прибавилось сил, давайте протонизируем наши внутренние органы
(Потрите ушки, разогрейте свои ладошки)
Чистописание
- Какое наступило в природе время года?
- Какие сезонные изменения происходят осенью? ( Стало холоднее, вода потемнела, с деревьев опадают листья, короче стали дни)
- Запишите: Лл, лист, листик, листочек
- Какие это слова? (однокоренные)
- Подберите к ним ещё однокоренные слова. (Листва, листовой, листопад, лиственный).
Словарный диктант
- Давайте повторим словарные слова на тему «Осень»
Погода, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь (проверка с комментированием)
Работа над предложением (этнокультурный компонент)
Беседа: В эти выходные вы были на экскурсии и наблюдали за природой (Связь с предметом «Окружающий мир»)
- Давайте послушаем рассказ об октябре.
Октябрь – коренной месяц осени, её вершина: за перевалом – глухое предзимье. Отсюда и неустойчивость атмосферы, семь погод на дню.
Самые знаменитые дни:
14 октября – знаменитый Покров.
(К этому дню старались утеплить дом).
К 21 октябрю – готовь тёплую одежду, зима забредает.
В шутливой народной присказке и Святым работа нашлась:
- Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени. Художники стремятся изобразить эти чудеса на полотнах, музыканты изображают своё восхищение ими в музыке. Поэты слагают стихотворения (играет музыка, звучит стихотворение «Осень»)
1)Составьте и запишите предложение:
В октябре дует холодный ветер.
Разберите его по членам предложения.
2)Слово ХОЛОДНЫЙ разберите по составу.
Вывод:
Из чего состоят слова? (из корня, приставки, суффикса, окончания)
Какая часть слова самая главная? (корень, т. к. он сохраняется во всех однокоренных словах)
Закрепление темы урока
Упражнение в образовании слов с помощью приставок
-Что вы знаете о приставке?
(это часть слова, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов)
- В русском языке более 40 приставок, с ними вы ещё будете знакомиться. А сейчас выпишите слова с приставками из стихотворения
Что за чудо, что за диво?
Осень лес позолотила
Золотистый клён стоит,
Золотой ковёр шуршит
Под ногами позолота,
Солнца лучик золотой
Ты украсил лес густой!
- Какие слова выписали, почему? (позолотило, позолота, украсил)
- А теперь припишите как можно больше приставок к слову
светить (за, вы, под, от, о)
Физминутка
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем,
Вправо, влево мы нагнулись
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и трудись!
Упражнение в образовании слов с различными суффиксами
- Что такое суффикс? (Часть слова, стоящая после корня, служащая для образования новых слов)
- Послушайте загадки, напишите отгадки при помощи суффиксов –ик, -ок.
Шумит он в поле и в саду
А в дом не попадём
И никуда я не иду
Покуда он идёт. (Дождь - дождик)
Белые мухи на поле сели (Снег - снежок)
Без рук, без ног рисовать умеет (Мороз - морозец)
Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл – красную шапочку нашёл (гриб - грибок)
Весной – веселит, летом – холодит
Осенью питает, зимой – согревает (Лес - лесок)
ВЫВОД:
- Суффиксы –ик, -ок предают словам уменьшительное значение
- А если мы наденем увеличительные очки, то увидим не кота, а котище, не дом, а домище. Какая часть слова помогла придать оттенок словам? (суффикс). Суффикс –ищ указывает на то, что предмет очень большой.
- А теперь от заданных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов
Осень ник
Клён ов
Зверь н
Красный ин
Работа еньк
Солнце ышк
Сокол ёк
- Чтобы речь была богатой, надо умело использовать суффиксы.
Физминутка
Мы немножко отдохнём
Встанем, глубоко вздохнем
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети
А потом все дружно встали
Великанами мы стали
Дружно хлопаем, ногами топаем
Хорошо мы погуляли
И немножко все устали
Ребята, а что мы должны помнить, находясь в лесу? (не сорить, не ломать деревья)
- Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесённые человеком. Ожоги от туристских костров не заживают много лет. Осколки от бутылок, банки загрязняют лес. Берегите его!
Работа с учебником
- Выполняем упр 175.
- Давайте вспомним, как меняется жизнь птиц осенью.
- Прочитайте текст, о чем говориться в тексте, озаглавьте.
-Напишите первую часть, разберите по составу слова покружили и дальние.
Итог урока:
- Как вы думаете, зачем нужно уметь находить части слова?