2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Оргмомент. | Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, готовятся к уроку. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л). |
2 | Мотивация. | Задает наводящие вопросы, стимулирует активность учащихся, подводит их к теме урока и формулированию целей урока самими учащимися. Ребята, сегодня произошло неожиданное событие: к нам за помощью обратился юный исследователь Вася Грамматиков. На чердаке своего дома он нашёл странный ящик и записку от дедушки: «Дорогой внук, здесь хранится секрет успеха любого твоего начинания. Но для того чтобы его разгадать, ты должен проявить смекалку и выполнить ряд заданий». Давайте с вами попробуем помочь Васе. (Слайды 1-3). Запишите в тетради дату, «Классная работа» и оставьте строчку для темы. Итак, вот эти задания. (Слайд 4) Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова. (Словообразование). (Слайд 5) Что общего между представленными изображениями. Какая часть слова помогает нам это понять? Отлично, мы помогли Васе выполнить задания дедушки и добраться до содержимого ящика. - Какие разделы науки о языке помогли нам справиться с заданиями? - Тема сегодняшнего урока «Морфемный и словообразовательный разбор». Запишите её. Какие цели мы перед собой поставим? | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока. Словообразование. Корень. В старину столом называли не только то, что называем мы, но и место, на котором сидел князь, правитель страны. Город, где он жил, называли стольным городом, или просто столицей. Т.е. эти слова были однокоренными, а теперь они утратили родство и образовали свои словообразовательные гнёзда. - Этимология, словообразование, морфемика Цель: вспомнить порядок морфемного и словообразовательного разбора, научиться выполнять данные виды разбора. | Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме (К). |
3 | Информационный блок. | Дает задание, контролирует процесс его выполнения, задает вопросы. - Ребята, кажется, Вася снова нуждается в нашей помощи. Свиток старый, чернила побледнели, а кое-где исчезли совсем. Давайте поможем Васе восстановить его. (Слайд 6). 1. Итак, перед вами текст, вставьте пропущенные буквы и выделите в них морфемы, устно объясните правописание данных слов. Каждый день ж…вите так, как будто вы взб…раетесь на гору. Мим…лётный взгляд на в…ршину напоминает вам о вашей цели. Но н…блюдайте мног…численные кр…сивые виды, которые открывают(?)ся вашему взору на каждом перевал… . Гарольд Мэлчарт Какой раздел науки о языке помог нам выполнить это задание? Выборы в городе «Морфемика». Работа в группах. Ребята, а сейчас представьте, что вы жители города под названьем «Мофемика». В городе проходят выборы мэра, кандидатуры – все известные вам морфемы. Каждая группа выдвигает представителя, который должен будет презентовать себя, да так, чтобы за него проголосовало большинство жителей. Я раздам карточки с примерным планом самопрезентации. Коллективно составьте текст выступления и выберите кандидата от своего общества. Затем каждый кандидат выступит перед жителями города. (Учитель выдаёт карточки со схематичным изображением одной морфемы). Сколько времени вам потребуется, чтобы подготовить выступление? (5 минут) Вспомните порядок морфемного разбора слова и выполните морфемный разбор слова МНОГОЧИСЛЕННЫЕ. Какой раздел науки о языке помог нам в выполнении данного разбора? Чем отличаются морфемный и словообразовательный разбор? | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание, работают в парах. - Морфемика. Морфемный разбор слова: окончание, основа, приставка, суффикс, корень. Работают в группах, выступают с самопрезентацией. МНОГОЧИСЛЕННЫЕ Помог раздел словообразование. Морфемный разбор помогает понять, из каких частей состоит слово, а словообразовательный – с помощью каких морфем и от какого слова оно образовалось. | Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). |
4 | Аналитический блок. Первичное закрепление материала. | Дает задание, контролирует процесс его выполнения, задает вопросы. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов: мимолётный, перевале, вершину. Образец на доске в виде таблицы. Морфемный разбор | Словообразовательный разбор | бесшумный | б есшумный ш умный (прист.) шум (суф.) | Какие способы словообразования вы знаете? | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание. М имолётный мимо+лететь(сложение и бессуф.), п еревале перевалить(бессуф.) валить (прист.), в ершину верх (суф.) Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, бессуффиксный, переход из одной части речи в другую. | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П). |
5. | Физкультминутка. | Показывает упражнения. | Выполняют упражнения. | |
6. | Аналитический блок. Первичное закрепление материала. | Дает задание, контролирует процесс его выполнения, задает вопросы. Ребята, для закрепления знаний о морфемном и словообразовательном разборе нам нужно выполнить упражнение. Работаем в группах. Из представленных слов выберите только те, которые образованы с помощью вашей морфемы. Укажите способ словообразования. Какая морфема не участвует в словообразовании? Группа окончания будет выписывать слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Какое слово не вошло ни в одну группу? Каким способом оно образовано? Облачность, подгруппа, наушник, спецкор, правдивый, санчасть, паровоз, выход, москвич, подоконник, ванная, засмеяться, сталевар. А сейчас попробуйте разгадать, какое слово зашифровано в стихотворении. Корень извлечь из начинки не сложно, Приставка в сосуде хранится надёжно, Суффикс в черчении ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение) Ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь выполните небольшой тест. Последнее задание С – повышенной сложности. Его выполняете по желанию. Если хотите получить 5, то выполнение его обязательно. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание. Ответ – сочинение. ¬ | ^ | | Подгруппа Наушник Подоконник Засмеяться | Облачность Наушник Правдивый Выход Москвич подоконник | Спецкор Санчасть Паровоз Сталевар | Не вошло ни в одну группу слово ванная, оно образовано способом перехода из одной части речи в другую. | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П). |
7 | Подведение итогов. | Подводит итоги, задает вопросы. Выставляет отметки и комментирует их. Итак, давайте обобщим то, что мы узнали на уроке. Назовите порядок морфемного и словообразовательного разбора. Чем они отличаются? - Ребята, наш урок подходит к концу. Но Вася так и не понял, что имел в виду его дедушка. При чём здесь гора и на что нужно обращать внимание? | Отвечают на вопросы учителя, сами формулируют выводы. Вершина горы – это поставленная нами цель, но на пути к цели следует делать остановки, чтобы обратить внимание на то, что происходит вокруг, и радоваться каждому моменту жизни. | Умение выражать свои мысли (К) построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). |
8 | Домашнее задание. | Дает задание, объясняет, как его выполнять. Составить кроссворд по теме «Морфемика. Словообразование». 8 слов – на «4», 10 – на «5» | Записывают домашнее задание. | |
9 | Рефлексия. | Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. - Давайте вспомним, какие цели мы ставили? - Смогли ли мы осуществить задуманное? - Все ли было понятно? Посмотрите на экран и выберите верное для вас утверждение и на полях тетради поставьте цифру с выбранным утверждением. 1.Я понял материал и могу объяснить другу. 2.Я понял материал, но объяснить другу затрудняюсь. 3.Мне необходимо ещё поработать над материалом. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р). |