Тема: Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании.
Формировать информационную, коммуникативную и компетенцию разрешения проблем
актуализировать и расширить знания уч-ся о морфемике, роли морфем
формировать представление о роли морфем в словообразовании и формообразовании
Развивающая цель:
развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь
развивать долговременную память в процессе деятельности
развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы
Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда
этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
ресурсы
мотивационный
Инструктаж по созданию коллаборативной среды «пожелания»
Участвуют в создании благоприятной среды
Анализ работ
Анализ самостоятельных работ (диктанты)
Записывают результат, задают возможные вопросы
Выполнение работы над ошибками (совместно, типичные ошибки)
Тетради
дневники
Актуализация имеющихся знаний
Инструктаж, консультирование
Мозговая атака: морфемы (в течение минуты записывают всё, что знают о морфемах и их роли в слове)
тетради
тезаурус
Инструктаж, консультирование
Записывают только термины по определению
Отработка пробелов
Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.(Приставка.)
Название морфемы, стоящей после корня и образующей новые слова.(Суффикс.)
Слова, имеющие одинаковый корень. (Однокоренные.)
Название значимой части слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Корень.)
Как называется часть значимого слова без окончания. (Основа.)
Название слов, состоящих из нескольких корней. (Сложные.)
тетради
Повторение
Инструктаж, консультирование
Изучают м-л на с. 77 методом помет ЗХУ
обсуждение
Тетради
учебник
закрепление
Инструктаж, консультирование
1.распределительное письмо (нулевое окончание) у. 273
2.четвертое лишнее (работа с однокоренными словами)
Гора, гореть, горный, горняк. Почему слово «гореть» лишнее?
Жалко, жалеть, жалить, жалость. Почему «жалить» лишнее?
Водитель, вода, подводник, водяной. Почему « водитель» лишнее?
3.морфемный разбор слов у. 278
- назовите части слова, которые образую форму слова
4. у. 285 СО работа
Тетради
учебник
тест
Инструктаж, консультирование
Самостоятельно работают с тестовыми заданиями
Ключ:
1 вариант: 1г 2г 3г 4а 5г 6б 7б
2 вариант: 1б 2г 3а 4б 5б 6б 7а
Тетради
тесты
Домашнее задание
Инструктаж по домашнему заданию: Повторить морфемы
Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы
Учебник, дневник
Тест по русскому языку по теме «Морфемика»
Вариант № 1
Что такое морфемика?
а) Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.
б) Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков звукосочетаний.
в) Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.
г) Раздел лингвистики, изучающий значимые части слова – морфемы.
Какая часть слова является значимой?
а) звук б) буква в) слог г) приставка
Найдите главную морфему.
а) приставка б) корень в) суффикс г) окончание
Укажите формообразующую морфему.
а) приставка б) корень в) суффикс г) окончание
Что такое морфемный разбор?
а) Выделение в слове значимых частей.
б) Выделение в слове звуков.
в) Выделение в слове слогов.
г) Выделение в слове букв.
Укажите слово, в котором нет приставки.
а) походка б) полёт в) побережье г) покой
Найдите «лишнее» слово.
а) дорогой б) дорожный в) дороговизна г) подорожание
Строение какого слова соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание ?
а) прибежал б) приставка в) промёрз г) стенка
Тест по русскому языку по теме «Морфемика»
Вариант № 2
Что такое морфемика?
а) Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков речи буквами.
б) Раздел лингвистики, изучающий значимые части слова – морфемы.
в) Раздел лингвистики, изучающий правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.
г) Раздел лингвистики, изучающий звуки речи.
Какая часть слова не является значимой?
а) приставка б) корень в) суффикс г) слог
Что зависит от значения корня слова?
а) лексическое значение слова
б) грамматическое значение слова
в) основа слова
г) морфемная модель
Какая морфема не является словообразующей?
а) приставка б) окончание в) суффикс
Укажите слово, в котором нет приставки.
а) скупка б) слово в) свалка г) сдача
Найдите «лишнее» слово.
а) раскрошить б) укрощение в) крошки г) накрошить
Строение какого слова соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание ?
а) побелка б) мясник в) смешной г) передать