"Изучение морфемики и элементов словообразования на уроках русского языка в начальных классах"
"Изучение морфемики и элементов словообразования на уроках русского языка в начальных классах"
Разработка содержит теоретические и практические материалы, которые предназначены преподавателям и студентам колледжей по специальности «Преподавание в начальных классах».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Русский язык относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими дисциплинами основу общего образования школьников. В отличие от остальных учебных предметов, русский язык выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. Следовательно, от уровня его преподавания во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.
Языковая, лингвистическая и коммуникативная компетентность учащихся обеспечивается в результате изучения всех сторон языка (фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания), его обеих форм – устной и письменной, норм литературного языка. Все это обеспечивает школьникам сознательное пользование языком в собственной речи, базу для самоконтроля при применении языка как средства общения.
Актуальность изучения данной темы заключается в том, что словообразование как раздел русского языка имеет большое теоретическое и практическое значение для приобретения учащимися навыков анализа структуры слова и правописания, расширения словарного запаса и усвоения морфологии.
Даже элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Новые слова создаются из тех морфем, из того строительного материала, который уже существует в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе русского образования. Наблюдение над словообразованием оказывает положительное влияние на учащихся для активного отношения к слову, подводит к пониманию закономерностей развития языка.
Ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности, т.к. слова опосредованно соотносятся с предметами, процессами и явлениями.
Осознание роли морфем в слове, а также семантического знания суффиксов и приставок содействует развитию точности речи.
Изучение морфемного состава необходимо для формирования орфографических навыков. Обусловлено это тем, что ведущим принципом орфографии является морфологический принцип единообразного правописания корня, приставки, суффиксов, окончаний. Развитие орфографических умений требует целенаправленного применения фонетических, словообразовательных и грамматических знаний.
Несмотря на то, что исследования по изучению морфемики и словообразования ведутся несколько веков, вопрос остается актуальным до сих пор.
Данная тема выбрана для курсовой работы в целях повышения эффективности преподавания данного раздела и поиска путей преодоления трудностей ее изучения.
Объектом исследования является морфемная и словообразовательная система языка.
Предмет – методика изучения морфемики и элементов словообразования на уроках русского языка в начальной школе.
Цель: определение специфики изучения состава слова и элементов словообразования на уроках русского языка в начальных классах.
Задачи:
1. Рассмотрение теоретических основ морфемики и словообразования.
2. Обоснование системы изучения морфемики и элементов словообразования в начальных классах.
3.Анализ наиболее эффективных методов, приемов работы по морфемики и словообразованию.
4. Определить значения морфемной и словообразовательной работы на уроках русского языка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования.
Глава 1. Теоретические основы морфемики и словообразования
1.1 Общее понятие морфем. Типы морфем
Русский язык как научное явление представляет собой систему – это значит, что все его разделы взаимосвязаны. Каждый из разделов языка посвящен одному уровню, который рассматривает одну из сторон этого важнейшего инструмента человеческой мысли, речи, действия. Уровни языка выстраиваются от наименьшей единицы – звука (в устной форме) и буквы (в письменной форме) до максимальной – текста (устного и письменного).
Состав слова рассматривается морфемикой – разделом языкознания, который изучает типы и структуру значимых частей слова – морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом.
Морфема – минимальная значимая часть слова. К ним относятся: корень, главная морфема в слове, и аффиксы – морфемы, которые находятся при корне: приставка, суффикс, окончание, интерфикс (соединительная гласная).
Часть слова без окончания и формообразующихсуффиксов называется основой. В основе слова заключено его лексическое значение. Окончание и формообразующие суффиксы указывают на грамматические категории, свойственные конкретному слову: например, суффикс –л- обозначает в глагольной форме прошедшее время, окончание –ет - глагол 3-его лица ед. ч. в настоящем или будущем времени.
Обязательной частью основы является корень. Помимо корня в основу могут входить приставка и суффикс. Основа выделяется путем отсечения окончания. Например, в прилагательном «мысленный» окончание ед.ч. м. р. им. п. – ый; основа – «мысленн» - состоит из корня «мысл» и суффикса–енн-. В однокоренном наречии «мысленно» - основа – всё слово, т. к. наречие как неизменяемая часть речи не имеет окончания.
Все однокоренные слова образуют словообразовательное гнезда. Вершиной такого гнезда является непроизводное слово, от которого образовались все остальные лексемы.
Непроизводной называется немотивированная основа, происхождение которой невозможнообъяснить, чаще всего не членящаяся на морфемы. Производная основа имеет в своем составе другие аффиксы, кроме корня, и образуется от другой основы. Например, в слове «горный» основа производная, так как состоит из корня и суффикса и образовалась от основы слова «горный». А в словах: «конь», «пруд», «окно», «гора» основы непроизводные, т.к. они немотивированны и, кроме корня, в них нет других морфем.
Из примеров ясно, что производная основа мотивирована, то есть можно определить значение основы, которое состоит из суммы значений морфем, входящих в нее. Производная основа существует до тех пор, пока существует непроизводная. Как только из употребления выходит непроизводная основа, бывшая производная становится непроизводной. Например, палка – пала, лавка – лава, кошка – коша; кочка – коча; миска – миса.
Производящая основа – та, с помощью которой образуются новые слова. Например, хворост – хворостина. Основа в слове «хворост» производящая, т. к. от неё с помощью суффикса –ин- образуется новое слово – «хворостина».
Корень – это главная, значимая часть слова, в которой заключено общее значение однокоренных слов. Его можно выделить путем сопоставления однокоренных слов: междурядье, рядовой, ряд, подряд, рядом. В сложных словах может быть 2 – 3 корня, например, «водогрязелечебница».
В корне слова может наблюдаться историческое чередование гласных и согласных. Например, капля – капать.
К служебным морфемам относятся суффиксы и префиксы (приставки).
Суффикс – служебная морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов и форм слова.
Приставка – служебная морфема, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов и форм слова.
Между суффиксами и приставками выделяются различия:
1. Суффикс теснее связан с окончанием или другими морфемами, по сравнению с приставками.
2. При образовании слов с помощью приставок они присоединяются ко всему слову, а суффиксы к его основе: преувеличить – увеличить, решение – решить.
3. Приставка не изменяет части речи при образовании новых слов, а суффиксы могут как изменить, так и оставить прежнюю часть речи: ходить – приходить, черный – чернота.
Эти морфемы имеют следующие признаки: по своей функции они бывают формообразующими и словообразующими.
Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова. К ним относятся:
-и- образует форму повелительного наклонения. Например, учить – учи, писать - пиши.
-а -, -ну -, -ыва -, (-ива-), – суффиксы совершенного и несовершенного вида глагола.
- л - образует форму глагола прошедшего времени: работать – работал.
-ее-, (-ей-), -е-, -ш-, -кйш-, -айш- - суффиксы сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных. Например: умение, лучше.
По активности образования новых слов и форм различают аффиксы:
Продуктивные – активно производящие слова и формы слов, легко выделяемые в слове. Это такие приставки, как: при -, до -, раз -, об -, под – и суффиксы: - чик -, - щик -, - ость -, -ств -, -ний -, - ива -, - ыва -, -а -, - н -, - енн -, - ан -, - ян -, - чив -, - ск -, - еск -.
Малопродуктивные – редко производящие новые слова и формы слов, выделяемые при словообразовательном анализе.
Непродуктивные – не производят новых слов и форм, но выделяются.
Это приставки: роз -, рос – (розвальни, россказни, розыск); па – (паводок, пасынок); су – (сумрак), и суффиксы: - ырь -, - овь -, - с-. Например: поводырь, пустырь, любовь, плакса.
Многие приставки по своему происхождению – слова, ставшие морфемами. К частицам восходят приставки не -, ни -, кое – (недуг, неточный, никто, нигде, кое – кто, кое – как), к предлогам – большая часть приставок.
Значение многих приставок соотносительно с пространственно – временным значением предлогов. Сходство приставок и предлогов проявляется и в их повторении при сочетании глагола и предложно – падежной формы существительного: добежать до стадиона, отпилить от дерева.
Одни и те же приставки могут присоединяться к различным частям речи: неприятель, ненадежный, ненадолго, довоенный, дорисовать, добела и т. д. По наличию той или иной приставки нельзя определить, к какой части речи относится слово.
В слове может быть несколько приставок: пренеприятный, безразмерный.
Некоторые суффиксы вносят в слова эмоциональное значение и выражают уменьшительность, увеличительность, ласку, нежность, пренебрежение, иронию, например, в словах рука – ручонка, изба – избенка, суффикс – онк- (-енк -) добавил оттенок пренебрежительности.
Другие суффиксы образуют слова, значение которых отличается от значения исходных слов: смелый – смелость, добрый – доброта. Суффиксы – ость -, - от -, – создают новые слова со значением качества. В словах «клюква – клюквенный», «серебро – серебряный» суффиксы – енн -, -ян-, образуют прилагательные, обозначающие «сделанный из материала, названного основой исходного слова». В словах «синий – синеть», «совет – советовать» суффиксы – е -, -ова – образует глаголы, обозначающие состояние, действие.
Слова с эмоциональными суффиксами обычно бывают словами разговорного стиля, они часто используются в языке художественной литературы.
Слова с другими суффиксами чаще всего нейтральны к стилю речи: читатель, моторист, землистый, талантливый, морозный, темнеть и т.д. Но есть отвлеченные суффиксы, которые употребляются только в словах книжных стилей, таких как: - ени – е – стремление, - ость – убежденность, - изм – оптимизм. Некоторые суффиксы употребляются только в словах разговорного стиля: - отн – толкотня, - уг - (- юг -) – хитрюга и т. д.
Суффикс, располагающийся после флексии, называется постфиксом.
Постфиксами являются суффиксы – ся, - то, - либо, - нибудь.
Интерфикс – это соединительная гласная в сложных словах. Например: быстроходный, олицетворение.
Флексия (окончание) – это изменяемая часть слова, выражающая грамматическое значение, служит для изменения слова и для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может служить для словообразования: супруг – супруга. Такое окончание называется синклитическим.
Вопросы образования новых слов при помощи различных морфем изучаются в разделе «Словообразование».
1.2. Словообразовательный анализ
Словообразовательный анализ слова – это выяснение того, как образовано данное слово. При словообразовательном анализе выясняется структура слова и значение составляющих его морфем, определяется способ словообразования. Например: в словах «сам – о – лет – н – ый» и «железн – о – дорож – н – ый» одинаковый морфемный состав, но при словообразовательном анализе выясняются разные способы их образования: первое слово образовано суффиксальным способом от слова «самолет», а второе – сложением корней с помощью интерфикса + суффиксация (железная дорога + суффикс – н -).
Для словообразовательного анализа важно установить, от основы какого слова непосредственно образовано данное, решить вопрос, какое из двух связанных по смыслу слов является первичным, а какое вторичным.
Основа слова «мужественность» имеет значение отвлеченного качества, поэтому оно соотносится с качественным прилагательным «мужественный», а не существительным «мужество». Основа слова «мужественность» не имеет общих грамматических свойств с существительным «мужество»: она включает суффикс – ость-, который образует отвлеченные существительные не от существительных, а от качественных прилагательных. Следовательно, основой для образования существительного «мужественность» является основа прилагательного «мужественный».
При каждом производном слове есть непроизводное (два или более при образовании сложных слов): белизна – белый, серебряный – серебро, железобетон – железо и бетон. Каждое производное слово состоит из основы исходного слова (или из исходных слов) и последней присоединяемой морфемы (или двух присоединяемых).
Словообразовательная структура слова отражает последовательное «наслоение», нащупывание словообразующих аффиксов на основу исходного слова: чита (ть) – читатель – читательский.
Словообразовательный анализ вскрывает существующую в данный момент структуру слова.
Необходимо следить, чтобы при членении слова всегда была соотносительность однокоренных слов. Соотносительности одноструктурных слов может и не быть.
Словообразовательный анализ выступает как промежуточное, но очень важное звено, объединяя разбор слова по составу и способы словообразования. Словообразовательный анализ устанавливает не только значимые части слова, но и внутреннюю расстановку в нем морфем, а также его словообразовательное место среди других слов.
При словообразовательном анализе в слове указывается только те части, с помощью которых оно образовано. Слово делится на основу и морфему, с помощью которой оно образовано: не – друг, волей – бол – ист, гриб – ной. Если при образовании слова принимают участие две морфемы, то доказывается одновременность их присоединения: на – говорить – ся, по – домашн – ему, в – низ – у.
При выяснении того, от чего и с помощью чего образовано слово, сопоставляются два однокоренных слова, которые являются разноструктурными. Сопоставление таких слов позволяет выделить пары слов, противопоставленные друг другу по степени сложности своей морфологической структуры: фигурист – фигуристка, автомат – автоматчик, цемент – цементный.
Второй член пары, как правило, отличается от первого большей сложностью своего состава. Нужно выделить суффикс, приставку, усложняющие структуру второго слова и указать на их смысловую роль.
Словообразовательно связаны не любые однокоренные слова. А только те, одно из которых может быть объяснено через другое слово, по составу меньшее на ту часть, с помощью которой оно образовано. Например, слово гор – н – як сопоставляется не со словом «гора», а со словом гор – н – ый. Между однокоренными словами образуется ряд, если они последовательно произведены друг от друга: гора– гор- н- ый, гор-н-як, гор- н- яц-к-ий.
Существует четкое разграничение морфемного и словообразовательного анализа. При словообразовательном анализе последняя присоединенная морфема всегда словообразовательная. Например, для причастия и деепричастия, несмотря на наличие у них приставок и суффиксов, возможен только морфемный анализ, т.к. перед нами формы одного и того же слова и аффиксы формообразующие: расплавленный, переписанный, перечитывая.
Следовательно, задачи разбора слова по составу и словообразовательного анализа различны. При морфемном анализе устанавливается морфемный состав слова, выделяются значимые части, из которых состоит слово. При словообразовательном анализе выделяется, как образовано данное слово, происходит проникновение в структуру слова, определение способа словообразования.
Глава 2. Методика изучения состава слова и элементов словообразования в начальных классах
2.1 Система изучения морфемного состава слова
Под системой языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических умений. Применительно к рассматриваемым языковым явлениям система определяет: место изучения морфемного состава слова в общей системе изучения программного материала по русскому языку, последовательность работы над такими понятиями, как «корень», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», «окончание», взаимодействие между изучением морфемного состава слова и образования слов, а также его лексического значения, связь работы над формированием навыка правописания морфем с усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.
При построении системы в качестве ведущих выступают следующие положения: все морфемы слова взаимосвязаны, значение каждой морфемы раскрывается только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и окончания проводится не изолировано друг от друга, а во взаимодействии: вначале учащиеся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.
Выделяются четыре этапа системы:
Первый этап – пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразование наблюдения (1 класс).
Второй этап – знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (2 класс).
Третий этап - изучение специфики и роли в языке корня, приставки, суффикса, ознакомление с сущностью морфемного принципа правописания, формирование навыка правописания корней и приставок (3 класс).
Четвертый этап – углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, имени прилагательного, глагола, формирование навыков правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глагола (4 класс).
Таким образом, в период изучения темы решаются задачи, имеющие большое значение для усвоения учащимися грамматических знаний и орфографических навыков. Главные из этих задач таковы:
1) В процессе целенаправленных упражнений добиться осознанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;
2) вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны уметь находить в слове определенную морфему, подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов;
3) довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа орфографии, который определяет правильное написание абсолютного большинства слов русского языка;
4) научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить с правилами написания приставок, которые пишутся одинаково независимо от произношения; научить отличать приставку от предлога;
5) в процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, а проводя упражнения творческого характера, решать задачи развития связной речи.
Указанная система изучения морфемного состава слова учитывает не только лингвистические особенности изучаемого материала, возрастные возможности младших школьников, но и такие дидактические принципы, как сознательность, преемственность и перспективность обучения. От ознакомления с особенностями всех морфем учащиеся переходят к изучению каждой морфемы в отдельности и, наконец, в процессе изучения частей речи создаются условия для некоторого углубления знаний о составе слова, поскольку они (знания) вступают в новые, более сложные связи и отношения.
2.2.Пропедевтика изучения морфемики и словообразования
Задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения однокоренных слов и образования слов в русском языке. Действительно, производные и производящие слова связаны между собой в смысловом и структурном отношении, например: море – моряк, пристроить – пристройка. Семантико – структурные связи, хотя и несколько иного плана, устанавливается и между однокоренными словами, например: ходить, походка, выход.
Во- вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокоренных слов и морфем. Трудность представляет понимание семантической общности однокоренных слов, что, в свою очередь, связано с умением абстрагировать смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов, составляющих группу однокоренных. Аналогично и при усвоении функции корня, приставки или суффикса наиболее сложным для учащихся является установлением сходства и различия однокоренных слов, как в семантическом плане, так и в структурном. Поэтому специальному изучению морфемного состава слов предпосылаются наблюдения над родством слов со стороны их смысла и состава.
Важно подчеркнуть, что наблюдения в 1 классе не являются самоцелью отдельных уроков, они органически включаются в содержание изучаемого материала, и потребность проведения этих наблюдений определяется часто необходимостью раскрыть смысл слова, объяснить его написание.
Так, например, на уроке, когда первоклассники начинают работу по учебнику «Русский язык», возникает необходимость выяснить смысл слова «учебник». С этой целью учитель ставит вопрос для размышления: «Почему эту книгу называли учебником»? В процессе беседы учитель записывает на доске слова: учить, учеба, учебная книга, общая часть уч- выделяется цветным мелом и обращается внимание на то, что именно это одинаковая, общая часть создает родство слов как по смыслу, так и по составу.
Совместные поиски учителем и учащимися ответа на вопрос: «Почему тот или иной предмет так называется»? – является наиболее доступной и интересной для первоклассников формой подготовки к пониманию соотносимости однокоренных слов. Дело в том, что ответ на данный вопрос по своей сути связан с вопросами: «Почему слова являются родственными?», «Как от одного слова образовалось другое»?
В русском языке многие слова представляют собой мотивированные названия предметов. Поэтому от выяснения с учащимися, почему предмет так назван, можно перейти постепенно к выяснению соотносимости в языке одного слова с другим. Например, почему маленький домик, который люди вывешивают для скворцов, назвали скворечником (скворец – скворечник), а сарайчик, который строят для голубей, назвали голубятня (голубь - голубятня)? Почему приспособление, в которое насыпают корм, назвали кормушкой? При выяснении мотива названия предмета или признака предмета учащиеся подводятся к установлению общности слов по смыслу и по составу. Все это подготавливает школьников к пониманию сущности образования однокоренных слов: одно слово образуется от другого на основе семантической связи между ними, которая, в свою очередь, базируется на связи между понятиями, наименованиями которых является данное слово.
Постепенно представления учащихся о словообразовании углубляются. Это происходит за счет того, что школьники познают части слова, с помощью которых образуются новые слова. Большое значение имеет также и усвоение совокупности признаков однокоренных слов.
2.3 Ознакомление с однокоренными словами
Основные учебные задачи второго этапа изучения темы:
- познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значимых частей слова;
- приступить к формированию понятия «однокоренные слова»;
- провести наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
В процессе обучения нужно прежде всего создать условия для осознания учащимися совокупности указанных признаков. Практически это означает развитие у школьников умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Например, учащиеся сравнивают слова «малина», «малинник», «малиновый» - и устанавливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинаковую общую часть.
На осознание сущности однокоренных слов положительно влияет выяснение того факта, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключено - то общее, что роднит однокоренные слова, объединяет их в одну группу слов. Приставки и суффиксы вносят в смысл слова что–то свое; это создает своеобразие лексического значения каждого из однокоренных слов, отличает их друг от друга. Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и, кроме того, позволяет сразу привлечь внимание детей к определенным признакам слов, на которых базируется их общность. Например, учитель показывает рисунок, на котором изображен трактор. Ставится вопрос: «Как называют человека, который управляет трактором?» Следует записать: трактор - тракторист. Подобные наблюдения с использованием сопоставляемых понятий позволяют создать конкретный словесный запас, в процессе анализа которого делается вывод об особенностях однокоренных слов. Вначале на основе сравнения слов по смыслу и составу вводится термин «родственные слова», а затем сообщается о том, что общая часть родственных слов называется корнем, а родственные слова называются однокоренными.
Для того, чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов, а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни - омонимы.
Противопоставление однокоренных слов и синонимов предупреждает ошибочную ориентировку учащихся только на семантическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни – омонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только на структурную общность.
В качестве однокоренных слов выступают слова разных частей речи. Каждой части речи свойственны специфические черты словообразования. На начальном этапе изучения однокоренных слов внимание школьников направляется лишь на сам факт наличия в языке однокоренных слов, обозначающих предмет, действие предмета, его признак. В этих целях особенно результативно использовать анализ текста, в котором есть однокоренные слова разных частей речи, а также проводить корнесловную работу с установкой на подбор однокоренных слов, отвечающих на вопросы: Кто? Что? Какой? Что делать? При этом обязательным является сравнение слов в целях установления их сходства и различия со стороны смысла и состава. Очень важно, чтобы учащиеся, доказывая, почему те или иные слова являются однокоренными, называли два их существенных признака; например: слова «записка» и «писать» - однокоренные, так как у них общий корень – пис -; слова сходны по смыслу.
Изучение однокоренных слов включает наблюдения над единообразным написанием в них корня. Эти наблюдения создают основу для сознательного написания букв проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Не меньше значение имеют знания о единообразном написании корня в однокоренных словах и для формирования навыка правописания слов с буквами непроверяемых безударных гласных в корне. Поэтому при ознакомлении с написаниями слов, которые пишутся в соответствии с традиционным принципом, важно научить правильно, писать не только то слово, которое дано в словарике, но и всю группу родственных слов: мороз, заморозки, морозить.
В процессе ознакомления учащихся с однокоренными словами складываются их первоначальные представления о морфемах как значимых частях слова. Это относится не только к корню, но и к приставке и суффиксу. Такая взаимосвязь в изучении однокоренных слов и морфем является естественной, поскольку как сходство, так и различие однокоренных слов между собой обусловлено их составом.
Рассмотрим один из возможных вариантов ознакомления с приставкой, суффиксом и окончанием. Методический путь работы определяется, с одной стороны, взаимодействием всех морфем в слове, с другой стороны, сходством словообразовательных функций приставок и суффиксов и своеобразием грамматической функции окончания. Поэтому наиболее целесообразным является использование словообразовательного задания, в процессе выполнения которого учащиеся получают группу однокоренных слов, образованных с использованием определенных морфем, и наглядно убеждаются в их роли.
Например, учитель предлагает написать слово «лететь» и подобрать к нему родственное слово, которое обозначало бы перемещение с одного места на другое. Учащие записывают слово «перелетать». Выясняется, что для образования слова «перелететь» была использована часть пере-, стоящая перед корнем.
«Как называют птиц, которые перелетают в поисках пищи в теплые края?» - ставит вопрос учитель. Устанавливается, что слово «перелетные» образовалось от слова «перелет» с помощью части – н -, которая стоит после корня. На основе сравнения роли и места в слове частей пере - и – н - делается первоначальное обобщение, вводится термин «приставка» и «суффикс».
Для элементарного ознакомления с окончанием предлагается сравнить два слова: «перелетные» и «перелетная» - по смыслу и по форме (смысл не изменился, изменилось число).
На рассматриваемом этапе обучения знания учащихся о морфемах неполны. Фактически школьники только подводятся к этим понятиям в процессе выполнения практических упражнений. В это время велика направляющая роль учителя. Он строго отбирает слова, доступные по своему составу и по способу образования возрастным возможностям учащихся, направляет морфемный анализ и синтез слов, постоянно содействует осознанию учащимися связи, существующей в языке между лексическим значением слова и его морфемным составом.
Слова, имеющие общую мотивацию, составляют группу однокоренных слов. То, что в лингвистике трактуется как общая мотивация, в школьной практике называют сходством по смыслу. Однако слово «смысл» нередко для ребенка оказывается лишенным определенного содержания. Если же регулярно показывать, что родственные слова соотносятся с одним и тем же словом, у детей сформируется способ, с помощью которого они будут устанавливать наличие или отсутствие родства слов и в то же время пополнится конкретным содержанием выражение «сходны по смыслу». Например, слова «зимовать», «зимник», «зимовье». Работая с ними, не следует ограничиваться указанием на то, что эти слова имеют общую часть –зим- и сходны по смыслу. Нужно проанализировать значение каждого из слов, обратившись к мотивирующему: зимовать – проводить зиму, зимник – дорога для езды зимой, зимовье – помещение, где живут зимой; зимний – относящийся к зиме.
2.4. Методика изучения специфики и роли в языке корня, приставки, суффикса и окончания
На третьем этапе системы изучения морфемного состава слова решаются следующие учебные задачи:
- формирование понятий «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»;
- развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом;
- формирование навыка правописание проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корне слов, а также навыка слитного и графически верного написания приставок;
- развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.
Третий этап является центральным в системе изучения основ словообразования. На него приходится наибольшее количество уроков. Каждая из указанных задач решается не изолированно.
По существу, решение каждой из них находится в определенной взаимосвязи. Так, осознание учащимися связи между лексическим значением слова и его морфемным составом происходит на основе усвоения роли каждой морфемы в слове. Навык правописания проверяемых безударных гласных в корне формируется, естественно, только при условии владения школьниками некоторыми словообразовательными умениями, и в частности умением анализировать морфемный состав слова, подбирать однокоренные слова. В тесной связи со всеми задачами находится такая из них, как развитие точного и осознанного употребления слов в речи с учетом их морфемного состава (например, белый, беловатый; строить, достроить; перестроить, пуховый, пушистый).
Тем не менее, каждая из задач специфична, и это необходимо учитывать при выборе методических путей для ее реализации.
Формирования понятий, как известно, основано на усвоении их существенных признаков.
а) Особенности изучения корня.
При формировании понятия «корень» младшие школьники ориентируются на три признака корня, которые в обобщенном виде можно представить в следующей формулировке – «Корень – главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов».
Основное положение, определяющее в целом методику работы над корнем, - это раскрытие, с одной стороны, роли корня как ядра лексического значения слов; с другой стороны, усвоения корня как общей части родственных слов, в которой заключена общность семантики этих слов.
Необходимо, чтобы учащиеся при анализе однокоренных слов научились объяснять, какая часть слова делает эти слова однокоренными (при этом выделяется корень) и какая часть или части делают их разными по смыслу (при этом выделяются приставка или суффикс, или та и другая части).
Правильное решение указанного задания фактически означает понимание (хотя и элементарного) роли корня, приставки и суффикса в «создании» лексического значения слов, а также понимания корня как части, на которой основано родство слов.
Работа над корнем не ограничивается 2- 3 уроками, специально отведенными на эту тему. Наблюдение над корнем органически входит в содержание уроков, которые специально отводятся на изучение всех других морфем и позднее словообразовательные упражнения включаются в изучение частей речи.
б) Изучение словообразовательной роли приставок и их семантического значения.
Существенными признаками приставки является:
- ее словообразовательная роль;
- место по отношению к корню;
- приставки образуют новое слово того же лексико–грамматического разряда, что и производящие, так как присоединяются уже к грамматически оформленному слову.
В начальных классах учащиеся изучают два первых признака и усваивают следующие определения:
«Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов».
Исследования и школьная практика показали, что усвоение младшими школьниками словообразовательной роли приставок происходит успешно при условии раскрытия их семантического значения. С семантической ролью приставок удобнее всего познакомить учащихся на примере глаголов, поскольку для глаголов префиксальный способ образования является наиболее типичным. При этом приставочные глаголы образуются от бесприставочных. Последнее обстоятельство имеет большое дидактическое значение: возникает возможность сравнения однокоренных глаголов без приставки и с приставкой и, таким образом, создаются условия, в которых семантическая роль приставки выступает особенно отчетливо.
Для ознакомления с семантикой приставок можно использовать и отглагольные существительные, хотя их употребление в детской речи ограничено, например: вход, выход, переход, вылет, прилет, перелет, записка, переписка т. д.
При выяснении значений приставок учитывается и то обстоятельство, что семантика приставок особенно отчетливо проявляется в условиях предложного управления, когда в значении приставки и предлога много общего. Например, в словосочетании «вбежал в комнату» и приставка, и предлог имеют значение приближения; в словосочетании «отплыть от берега» приставка и предлог имеют значение удаления.
Поскольку семантика приставки взаимосвязана с лексическим значением слова, которое управляется данным приставочным глаголом, целесообразно в целях выяснения роли приставок использовать словосочетания или предложения и только в редких случаях ограничиваться отдельными глаголами.
Известно, что приставки имеют не одно, а несколько значений. Кроме того, есть в русском языке приставки с синонимическим значением. Поэтому для ознакомления с семантикой приставок и их словообразующей ролью учитель отбирает приставки, имеющие четкое, выраженное значение и наиболее употребительные в детской речи.
В начальных классах не ставится задача специального изучения смыслового значения приставок, а тем более систематизация и обобщение знаний о многообразном значении приставок. Наблюдение над семантикой приставок – это не самоцель уроков, на которых изучаются приставки, а средство, с помощью которого формируются понятия о приставке как морфеме и развивается умение осознанно употреблять слова с приставками. Усвоение младшими школьниками словообразовательной роли приставки являет знание того, что приставка не механически присоединяется к слову, а включает в его лексическое значение свой смысловой оттенок, и вследствие этого создается новое слово.
Для осознания учащимися словообразовательной роли приставок в единстве с их смысловым значением результативными являются следующие группы упражнений.
Первая группа упражнений включает задания, основанные на сравнении однокоренных слов, семантическое различие между которыми обусловлено разными приставками. Пример такое задания: «От слова ходить образуйте новые слова, используя приставки в-, вы-. Сравните полученные слова по смыслу и по составу. Чем они сходны? Какая часть слова делает их противоположными по смыслу? Составьте предложение».
Упражнения данной группы нацелены на развитие у учащихся умения абстрагировать смысловое значение приставки от значения, которое заключено в корне.
Вторая группа упражнений характеризуется сравнением одной и той же приставки в разных словах или сравнением приставок, имеющих близкое значение. Цель упражнений – элементарное обобщение знаний о семантике приставок. Например, учащимся предлагается сравнить слова «надломить», «надписать», «надрезать». Установить, чем сходны они со смысловой стороны (обозначают неполноту действия). Какая часть слова передает неполноту действия?
Третью группу составляют лексико - грамматический и лексико- стилистический анализ текста. Упражнения способствуют развитию точного и осознанного употребления в речи слов с приставками.
Наряду с наблюдением над семантикой и словообразовательной ролью приставок, проводится также работа и над формированием навыка слитного и графически правильного написания приставок. В начальных классах, как известно, отрабатывается написание таких приставок, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Чтобы создать учащимся условия для лучшего запоминания графического образа приставки, целесообразно проводить классификацию последних. Учащиеся упражняются в правописании гласных и согласных букв в приставках. Проводится специальная работа над сопоставлением и противопоставлением предлогов и приставок.
Необходимо подчеркнуть, что формирование навыка правописания приставок сочетается с углублением знаний о приставке как морфеме слова, с развитием умения осознанно и точно употреблять в речи слова с приставками. Последнее, в частности, связано с пониманием лексического значения слова, его сочетаемости с другими словами в предложении. Поэтому необходимым является использование упражнений разных видов, начиная со списывания, диктантов и кончая творческими работами.
в) Методика работы над усвоением функции суффиксов.
Основная задача изучения данной морфемы – познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове и на этой основе развивать у школьников умение осознанно использовать слова с суффиксами в своей речи. Важно приблизить учащихся к пониманию того, что с помощью суффикса можно образовывать слово с новым лексическим значением (имеются в виду словообразовательные функции), а также придать слову тот или иной смысловой оттенок: указать на размер предмета, меру, качество предмета, свое отношение к предмету (имеются в виду суффиксы оценки).
В начальных классах не ставится задача формирования навыков правописания суффиксов, и лишь в предварительной форме учащихся знакомятся с написанием некоторых наиболее употребительных в детской речи суффиксов, которое имеют постоянное графическое начертание (-очк-, - ечк -, -евн-, - овн-, -еньк-, - оньк-, - ость - и др.) и не требуют знания правил.
Работа над усвоением учащимися функции суффиксов в слове сочетается с выяснением семантики некоторых суффиксов и с установлением грамматических признаков производного слова (первоначальный уровень).
Это обусловлено положениями как дидактического, так и лингвистического характера: выяснение семантики суффикса способствует осознанию учащимися его словообразовательной роли, так как внимание фиксируется на том, что именно с помощью суффиксов образовалось слово с новым лексическим значением (например: читать – читатель, подарок – подарить, море – морской). Как показывает исследование, определение при этом, какой частью речи является образованное слово, какого оно рода (последнее особенно важно для имен существительных), углубляет представление учащихся о том, что с помощью суффиксов можно образовать слова разных частей речи.
Положительное влияние оказывает следующее условие: абстрагирование смыслового оттенка, который вносит суффикс в лексическое значение слова, опора на жизненные наблюдения учащихся в целях раскрытия семантики суффикса и его словообразовательной роли, применение в этих целях наглядности.
Например, чтобы познакомить учащихся со словообразовательной ролью суффиксов, учитель широко привлекает суффиксы, с помощью которых образуются слова – названия различного рода предметов (чайник, сахарница), а также слова, обозначающие людей по их занятиям (моторист, столяр) и т. д. Учащихся сравнивают между собой однокоренные слова, устанавливают между ними сходство и различие как по составу, так и по лексическому значению. На основе результатов сравнения делается вывод о том, что смысловое различие между данными словами передается с помощью суффикса, что именно с помощью суффикса от одного слова образовалось другое, например: море – моряк, будить - будильник.
Аналогично при знакомстве со значением уменьшительно – ласкательных и увеличительных суффиксов учитель опирается на конкретные представления учащихся и переходит от сравнения объектов действительности к сравнению слов как названий этих объектов. В частности, при наблюдении над суффиксами – ок -, - ик-, - к-, - ищ -, производится сравнение между собой предметов или их отдельных частей по размеру: можно сравнивать, например, большую горку, большой дуб и маленький дубок, ус кита и ус кошки, клюв королька и клюв орла. При этом подчеркивается, что в разговорной речи с помощью суффиксов можно указать на размер предмета: усик – усище, клювик – клювище, лапка – лапища.
На основе сравнения листов бумаги, имеющих розовый и розоватый цвет, желтый и желтоватый, учитель подводит учащихся к пониманию того, что с помощью суффиксов можно передать разную степень качества предмета.
Так, на основе наблюдений над конкретными предметами или их свойствами выясняется лексическое значение слова, а затем уже путем сравнения смысла двух родственных слов, которые в структурном отношении отличаются только суффиксами, проводится абстрагирование семантического значения суффикса и выяснение его роли в нашем языке как определенной морфемы.
Осознанию учащимися роли суффикса способствует также сопоставление суффикса с приставкой и окончанием.
Суффикс сравнивается с приставкой в целях установления сходства по их словообразовательной роли и различия с учетом того места, которое он занимает в слове. Особенно эффективным оказывается сравнение тогда, когда оно проводится в процессе выполнения словообразовательных упражнений, и, таким образом, роль приставки и суффикса выступает более наглядно ( например: сказать- подсказать- подсказка; возить- перевозить перевозка).
Суффиксы сравнивают с окончанием для того, чтобы предотвратить их отождествление учащимися. Сравнение проводится на основе словообразовательной роли суффикса и формообразующей роли окончания (практически). При этом большое значение имеет варьирование учебного материала, который используется для ознакомления с суффиксами. Варьирование происходит с учетом одного из несущественных признаков суффикса, а именно: суффикс может стоять перед нулевым окончанием (ягодка, сосновый). В первом случае, как известно, часть второклассников и допускает отождествление суффикса и окончания.
г) Особенности изучения окончания.
Методика работы над каждой из морфем имеет свои особенности, поскольку их лингвистическая сущность специфична. Особым своеобразием, по сравнению с приставкой и суффиксом, отличается окончание, для которого ведущей является грамматическая функция. Это значит, что взаимозамена этой морфемы не приводит к появлению нового слова. Окончание передает отношения между словами, а не их предметные значения: например, письмо (кому? – д.п.) брату – письмо (кого? – р.п.) брата.
Как и всякая другая морфема, окончание обнаруживает себя, когда функционирует: изменяем грамматическое значение – изменяются средства его выражения (звуковой состав окончания). Первое грамматическое значение, с которого начинается знакомство школьников с окончанием как особой частью слова, - это значение числа всех трех важных частей речи. Числовое значение из всех грамматических значений самое понятное для младших школьников, за исключением некоторых слов (например, тех, которые, имея форму множественного числа, называют один предмет: ножницы, сани), значение числа выражает реальные различия предметов: один предмет или много предметов. Труднее детям понять, что эти вещественные различия, отражаясь в языке, изменяют связи между словами.
Трудность усвоения окончания младшими школьниками обусловлена тем, что окончания являются внешним средством выражения грамматических значений слов. Не зная грамматических значений слов, учащиеся не смогут понять и функции окончания.
Кроме того, для окончания характерна полифункциональность, поскольку окончание в слове одновременно выражает несколько значений: например, окончание – ый- в словосочетании «смелый человек» является выразителем форм мужского рода, единственного числа, именительного падежа.
С учетом указанных особенностей окончаний и возрастных особенностей младших школьников стало традиционным начинать изучение окончания с раскрытия двух его признаков: окончание – изменяемая часть слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании. Но в сознании детей в этот период понятие связи слов не выходит за рамки семантических связей, в то время как понятие грамматической связи имеет свое специфическое содержание, которое и должно быть раскрыто при анализе словосочетания.
Например, в словосочетании «читаем книгу», «читал книгу», главное слово – глагол – управляет, а второе – зависимое слово – имя существительное - ему подчиняется, выступая в роли определенного падежа: сказать «читать книгой» нельзя. И это можно показать детям. Таким образом, даже на самом начальном этапе знакомства с окончанием, без употребления каких бы то ни было терминов, можно раскрыть роль этой части слова как средства выражения особых, формальных связей между словами.
По мере накопления знаний о частях речи, углубляются знания учащихся об окончании. В то же время конкретизируются представления о связях между словами и формируется общий способ нахождения в слове этой морфемы:
а) изменяется конкретное грамматическое значение слова;
б) сравниваются исходная и полученная форма слова;
в) находится изменившаяся часть.
Например, изучается род имен прилагательных. Изменяем прилагательное по роду: добрый (человек), доброе (дело), добрая (девочка). Сравниваем полученные словоформы: добрый – доброе – добрая. Отделяем изменившиеся части – ый, - ое, - ая. Это и есть окончание, которое говорит, какого рода прилагательное. Даже, если неизвестно, какой признак называет прилагательное, а известно только, какое у него окончание, мы уже можем об этом прилагательном кое - что сказать. Так, если известно, что у данного прилагательного окончание – ое, то можно сказать, что оно связано с существительным среднего рода. И чем больше грамматических сведений о данной части речи накопит учащийся, тем больше сведений о слове будет сообщать ему окончание: окончание – ое сообщит не только о роде данного прилагательного, но и о его числе, падеже. В то же время будет конкретизироваться общее представление об окончании как двусторонней языковой единице, в которой неразрывно связано ее значение с определенным фонемным составом.
Например, окончание – ая говорит о том, что это прилагательное женского рода, единственного числа, именительного падежа. А окончание -ого того же прилагательного отличается от первого не только по звуковому составу, но и по значению: - ого указывает и на мужской или средний род, родительный или винительный падеж единственного числа.
Первоначальное представление об окончании как изменяемой части слова, с помощью которой устанавливается связь слов в предложении, складывается у учащихся при выполнении упражнений, включающих задания, направленные на изменение формы слова в зависимости от сочетания его с другими словами в предложении. Например, требуется в соответствии со смыслом предложения изменить слово так, чтобы оно оказалось связанным с другим словом: Лагерь «Артек» раскинулся на (берег) Черного моря. В (лагерь) отдыхают дети из разных стран. Под руководством учителя школьники ищут ответы на вопросы: «Почему пришлось изменить окончание в слове?»
Усвоение учащимися синтаксической функции окончания происходит в процессе усвоения связи слов в словосочетании и предложении. И хотя знания младших школьников о связи слов носят элементарный характер, они подводятся к пониманию того, что смысловая и грамматическая зависимость слов в словосочетании выражается окончанием (в предложных словосочетаниях этой цели служат еще и предлоги). Об усвоении учащимися синтаксической роли окончания можно судить по умению выделить из предложения слова, связанные по смыслу и грамматически, и по умению объяснять, с помощью чего устанавливается связь (с помощью окончания или предлога). Указанный уровень объяснения становится доступным большинству учащихся 3 класса после того, как они изучат склонение имен существительных и имен прилагательных.
Своеобразие окончания по сравнению с другими морфемами результативнее усваивается учащимися в процессе выполнения заданий, в которых проявляется функция каждой морфемы. Например, учащиеся выполняют задания, требующие образовать однокоренные слова. При этом выясняется, какие морфемы используются для образования слов, как изменяется смысл слова в зависимости от приставки и суффикса. Наряду с указанным заданием учащимся предлагается изменить слова так, чтобы они были употреблены не в единственном, а во множественном числе, и установить, какая часть слова при этом изменяется, изменяется ли смысл слова при изменении окончания. В условиях сопоставления, с одной стороны, приставок и суффиксов, с другой стороны, окончаний наглядно выступает формообразующая роль окончаний.
2.5. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи.
Цель четвертого этапа системы изучения морфемного состава слова состоит, с одной стороны, в углублении знаний о словообразовательной роли приставки и суффикса и формообразующей роли окончания, с другой стороны, в подготовке учащихся к пониманию особенностей образования имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
В русском языке каждой части речи свойственны определенные словообразовательные особенности и существует взаимосвязь между морфемным составом слова и его принадлежностью к той или иной части речи. При этом морфемная структура слова, специфика его образования выступают в единстве с его лексическим значением и комплексом грамматических признаков.
Таково то исходное лингвистическое положение, опираясь на которое, учитель решает указанные выше задачи.
В процессе изучения частей речи учитель подводит учащихся к пониманию основ словообразования; в языке существует вполне определенная связь в образовании одной части речи от другой или той же части речи с помощью приставки или суффикса, а также приставки и суффикса. Так, приставочные глаголы чаще всего образуются от бесприставочных глаголов (например: строить – настроить, красить – перекрасить). Многие существительные образуются от глаголов (водить – водитель, покупка – покупать) или от существительных (лед – льдина, танк – танкист). Редко имена существительные образуются от имен прилагательных путем отбрасывания суффикса или его добавления (тихий – тишь, гладкий – гладь).
Для имен прилагательных в качестве основного источника образования выступают имена существительные, прилагательные в этом случае образуются суффиксальным способом (весна – весенний, гора – горный, друг – дружеский).
При изучении словообразования основная трудность для учащихся не только начальных, но и старших классов заключается в том, чтобы правильно определить производящее слово. Учитывая, с одной стороны, данную трудность и, с другой стороны, важность понимания учащимися способа образования слова для раскрытия его лексического значения, целесообразно в процессе изучения частей речи проводить такие упражнения, которые готовят младших школьников к осознанию связи производящего и производного слова. Подготовка, в частности, состоит в том, что учитель всем содержанием и характером задания направляет учащихся на установление, от какого слова образовалось данное и при помощи каких морфем. Естественно, что учащиеся еще не знакомы с закономерностями словообразования. Трудно определить производящее слово. Поэтому производящее слово называет учитель или оно дано в упражнении. Учитель может указать и значение производного слова, тогда задача ученика – выбрать необходимую морфему, которая позволит образовать слово с заданным значением. Например, учитель называет слово «защита» и предлагает образовать однокоренное имя существительное, обозначающее человека, который выступает в защиту кого – либо или чего – либо (защитник).
Возможен и второй вариант: в упражнении указано производящее слово и морфема, которую надо использовать. Задача ученика – правильно образовать слово, объяснить его лексическое значение. Например, от слова «градус» при помощи суффикса – ник - предлагается образовать новое слово, объяснить его смысл, указать часть речи (градусник).
И в первом и во втором варианте обязательным является морфемный анализ слова, распознание, какой частью речи являются производящее и производное слово. Учитель специально фиксирует внимание учащихся на том, от какой части речи образовано слово, при помощи какой морфемы, какой смысл имеет образованное слово и какой частью речи оно является. Подобного рода упражнения основаны на существующей в языке связи между лексическим значением слова, его морфемным составом и способом образования, характерным для той или иной части речи. Наиболее эффективны следующие виды упражнений.
1. Лексико-словообразовательный анализ текста, в котором есть однокоренные слова.
Например, для записи под диктовку предлагается учащимся текст:
С первым робким снежком к нам на зимовку прилетели снегири. Они важно сидят на березах. Снегири – самые красивые зимние птицы. Они проживут у нас всю зиму.
Под руководством учителя выясняется, как от одного родственного слова образовалось другое, какой частью речи они являются, какой имеют смысл.
2. Замена развернутого объяснения лексического значения слова одним родственным словом.
Например, назовите одним словом. Это слово должно быть однокоренным с подчеркнутым словом. Определите, какой частью речи оно является, разберите по составу.
Машина, приспособленная для перевозки груза (грузовик). Предмет, который дарят на память (подарок). Человек, который стоит в воротах (вратарь). Человек, который управляет краном (крановщик).
С помощью учителя учащиеся выясняют, как, т.е. от какого слова и с помощью какой морфемы, образованы данные слова. При этом словообразовательный анализ сочетается с морфемным.
3. Объяснение лексического значения слова на основе выяснения сущности названия предметов.
Например, Объясните, почему так назвали? Докажите, как образовались слова, какой частью речи они являются, какой имеют смысл.
Зимой в теплице выращивают сочные помидоры и огурцы. В полях под мягким снежком спит до весны озимая пшеница.
Пример объяснения учащегося 2 класса: «Теплица – это теплое помещение, в котором выращивают зимой овощи. Так называют помещение потому, что в нем тепло зимой, оно обогревается. Слово «теплица» образовалось от слова «тепло» при помощи суффикса – иц-, это имя существительное.
«Озимая пшеница – это пшеница, которую сеют осенью. Она зимует в поле, поэтому ее так назвали. Слово «озимая» образовалось от слова «озими», это имя прилагательное».
Составление предложений с однокоренными словами разных частей речи.
Словообразовательные задания.
Например, от слов «дружить», «ходить», «косить», «стрелять» образуйте новые слова при помощи суффикса - б -. Докажите, какой частью речи являются слова, которые вам даны и которые вы получили.
От глаголов «пилить», «рубить», «строить», «качать», «греть», «солить» образуйте однокоренные имена существительные. Разберите слова по составу. Какую часть слова вы использовали для образования имен существительных.
Как нетрудно заметить, сам характер задания побуждает учащихся обратить внимание на особенности образования слов, на их морфемный состав и установить связь между морфемным составом слова и его принадлежностью к определенной части речи. В начальных классах наблюдения над особенностями образования той или иной части речи носят пропедевтический характер, и результативность их во многом зависит от целенаправленности упражнений, правильного сочетания коллективной и индивидуальной работы на уроке, доступной наглядности, используемого лексического материала.
Об уровне осознания роли той или иной морфемы учитель может судить по следующим показателям:
- умение выделять морфему из слова (имеются в виду слова, морфемный состав которых доступен младшим школьникам);
- умение самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава, т. е. состоящие, например, только из корня и окончания, из приставки, корня и окончания;
- умение словесно объяснять роль морфемы в слове;
- умение правильно употреблять в предложении слова с приставками и суффиксами.
Примеры вопросов и заданий, на основе выполнения которых можно судить об усвоении младшими школьниками морфемного состава слова:
1.Какая часть в слове самая главная? Почему ты так думаешь?
Для чего служит приставка в слове? Докажи примером.
Какая еще часть слова служит для образования новых слов? Докажи.
Для чего служит в слове окончание? Докажи.
2. Сравнить два слова, учитывая их смысл и состав.
Например, улететь и прилететь, выходить и выбегать, береза и березка.
Слова подобраны так, что первые два слова позволяют выяснить понимание учащимися семантической роли приставки, вторые – корня, третьи – суффикса.
Сравнить слова, докажи, родственные они или нет:
Школа, школьный, школьник, дошкольник. Какая часть слова делает их родственными? Какая часть слова делает их разными по смыслу?
5. Составить рассказ по опорным словам на указанную учителем тему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над исследованием по данной теме, можно прийти к следующим выводам о важности изучения данного раздела в начальных классах. Значение работы над морфемным составом слов состоит, во-первых, в том, что школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов. Отсюда вытекает задача учителя – создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова и его морфемным составом, при которых возможно целенаправленно руководить уточнением словаря учащихся.
Во - вторых, осознание роли морфем в слове, а также семантического знания суффиксов и приставок содействует развитию точности речи.
Задача учителя – максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию у них осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами.
В - третьих, ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности, т.к. слова опосредованно соотносятся с предметами, процессами и явлениями.
В-четвертых, изучение морфемного состава имеет большое значение для формирования орфографических навыков.
Поэтому одной из важных задач изучения морфемного состава слова является создание основы знаний и умений, необходимых для формирования навыков правописание морфем слова, и прежде всего корня.
Наконец, немало важен тот факт, что изучение морфемного состава слова заключают в себе большие возможности для развитие умственных способностей учащихся, в частности, для формирования у них специфических мыслительных умений, без которых невозможно сознательное владение словом как языковой единицей, например: умения абстрагировать семантическое значение корня, приставки, суффикса от лексического значения слова, умения разбирать слово на составляющие его значимые части с учетом их взаимодействия в слове, умения сравнивать слова в целях установления их семантико-структурной общности или различия. Задача учителя в учебном процессе создать такие условия, при которых усвоение знаний сочетается с формированием адекватных им умственных действий.
Таким образом, рассмотренная тема является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудности возникают из-за того, что усвоение состава слова и элементов словообразования предполагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы самостоятельно и осознанно делать выводы и обобщения.
Практическую значимость представляют методические материалы, которые могут быть использованы для подготовки учителя к урокам русского языка.
Список использованной литературы
1. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаев, Н.Н. Светловская.-2 -е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987.
2. Методика русского языка/ В.А.Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1982.
3. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2 -е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Русский язык в начальных классах/ М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. Под ред. М.С. Соловейчик.- М.: Просвещение, 1993.
5. Русский язык/ Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин; под ред. Л.Л. Касаткина. - 3-е изд. - М.: изд. Издательский центр «Академия», 2005.
6. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т.П. Костляев, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 1984.
7. Русский язык: учебное пособие. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. -
8. Русский язык/ М.: Просвещение, 1974.
9. Русский язык / С.С. Вартопетова, Д.Ф. Кузина, Г.В. Кузьмина и др.; под ред. Г.Г. Городиловой. - Л.: Просвещение. Ленинград. отделение, 1987.
10. Русский язык / И.И. Воронеблицкая, Э.С. Горбецкая, Л.А. Лазаренко и др.; под ред. А.В. Барандеева.- М.: Просвещение, 1987.
11. Русский язык/ Л.А. Чешко: учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1990.
12. Русский язык/ Э.И. Борисоглебская, В.П. Гурченнова, А.Е. Курбыко, Г.В. Паранкевич, М.Ф. Сморщак. - М.: «Высшая школа», 1985.
13. Современный русский язык: учебное пособие для студ. ВУЗов, обуч. по спец. «Филология»/ П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2001.
14. Современный русский язык/ П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Т.В. Маркелова и др.; под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2001.
15. Современный русский язык/ В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; под ред. Дибровой Е.И..- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
16. Современный русский язык/ Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеголева и др.; под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2001. - ч. 1.
17. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. - ч.1/ Е.И. Диброва, О.В. Сосновская; под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
18. Современный русский язык/ под ред. Н.С. Волгиной: учебник для ВУЗов - изд. 6, перераб. и доп. - М.: Логос, 2002.
19. Современный русский язык/ Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов, 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987.
20. Теория языка. Вводный курс. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Приложение №1
Конспект урока.
Тема: "Состав слова" (2 класс, закрепление)
Цель: развивать умения образовывать новые слова с помощью приставок
и суффиксов, правильно писать корни и приставки, обобщить и
систематизировать знания о составе слова.
Оборудование: плакат "Состав слова", таблица с текстом, карточки.
Ход урока.
1) Постановка цели.
- Сегодня у нас урок-конкурс, который определит знатоков изученного нами раздела. В лингвистике этот раздел называют «Словообразование". Как вы думаете, почему этот раздел так назвали? Что он изучает? (он изучает образование новых слов).
- Какие части слова "словообразование" помогли вам ответить на этот вопрос? ("слово" и "образование").
- Из чего состоят слова? (из корня, приставки, суффикса и окончания)
- А какая часть слова самая главная? (корень)
- Почему? (это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах).
- Вот мы и попали в гости к главной части слова. На доске плакат "Состав слова".
- А теперь откройте тетради и запишите в них сегодняшнее число и тему урока.
2) Упражнение в выделении корня слова, подбора и распознавании однокоренных слов.
- Какое основное значение в речи слова "корень"? (корень - это то, без чего растение не может жить).
- А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова? (из корня появляются слова)
- Прочитайте текст на доске. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем -снег-(-снеж-)
На доске:
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые ______. Теплым одеялом укроет ______ землю. _____ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _____, строить крепости.
- Перепишите текст в тетради (5-7 минут). Победителем становится тот, кто справится с работой первым.
- Прочитайте законченный текст. Назовите однокоренные имена сущест-
вительные и прилагательные.
- Как найти в слове корень? (нужно подобрать родственные слова и вы-делить в них общую часть, которая и будет являться корнем).
- Запишите предложение под диктовку и сами выделите в словах корень. Ребятишки любят мастерить разные игрушки.
Проверяется и оценивается правильность написания слов и выделе-
ния в них корня.
- А теперь послушайте рассказ «Родственники».
- Вы кто такие?
- Я - Гусь, это - Гусыня, это - наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тетя - Гусеница.
- Есть ли в этом рассказе однокоренные слова? (да, есть)
- Назовите их (гусь, гусыня, гусята).
- А слово "гусеница"? (это не однокоренное слово со словом "гусь")
- Молодцы! А теперь поиграем. Игра "Найди лишнее слово".
- Из каждого ряда слов вы должны убрать "лишнее" слово, а остальные записать.
3) Упражнение в различении приставок, их смысла; в подборе слов с различными приставками.
- Приготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова. Какую работу выполняют в языке приставки? (приставка - часть слова, которая стоит перед корнем; при помощи приставок образуются новые слова).
- Проведем конкурс: "Все ли приставки вы знаете"? Кто больше? Вспомните и напишите приставки, которые вы знаете.
За 1-2 минуты дети записывают знакомые имприставки. Побеждает тот, кто за это время правильно написал больше приставок.
- Оказывается, что знать и вспомнить - это не совсем одно и то же. Вы прекрасно знаете слова с приставками, свободно говорите с их помощью. Но когда начинаете специально вспоминать приставки, они "приходят" в голову с большим трудом. В русском языке более сорока приставок, с ними вы будете знакомиться и в третьем, и в пятом классах, и еще многое о них узнаете.
А сейчас назовите одним словом: присоединить с помощью веревки? (привязать)
- Присоединить с помощью иголки с ниткой? (пришить)
- Очень добрый (предобрый).
- Как называли Кощея в русских сказках? (Бессмертный)
- А царевну Елену? (Прекрасной).
4) Физкультминутка
5) Упражнение в образовании слов с различными суффиксами.
- Расскажите, что вы знаете о суффиксах (это часть слова, которая стоит после корня; при помощи суффикса образуются новые слова).
- Посмотрите на доску, образуйте и запишите слова.
На доске исходные слова и различные суффиксы, например:
Когда стемнело, я зажег лампу и - здравствуйте! Ежик выскочил из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. (М.Пришвин)
Беседа:
- О ком идет речь в данном тексте? (О ежике).
- Объясните значение слова ежик. (Маленький еж.)
- Найдите в тексте однокоренное слово к слову ежик. (Еж)
- Какую же пару родственных слов мы можем выделить из текста? Запишите ее: ежик – еж.
- Сравните слова по значению. В чем заключается различие между значениями данных слов? (Слово ежик "ласковое".)
- Благодаря какой части в составе слова «ежик» его значение отличается от значения слова еж? (Благодаря суффиксу -ИК-.) Каково же отличие состава родственных слов в данной паре? (Слово еж состоит только из корня, а слово ежик - из корня и суффикса.) Какое из слов сложнее и по составу, и по значению? (ежик):
- Слово, которое и по значению, и по составу сложнее в паре родственных слов, будем называть вторичным по отношению к другому слову в данной паре. Более простое слово в паре по значению и структуре будем называть первичным.
- Какое слово в паре ежик-еж первичное, а какое вторичное? (Еж - первичное, так как более простое по составу и значению; ежик - вторичное, так как более сложное по составу изначению).
- Как же образовано слово ежик? (От слова еж с помощью суффикса -ИК-)
- Пару однокоренных слов, одно из которых (вторичное) образовано от другого (первичного), будем называть ближайшими родственными словами. Так, ежик - еж - ближайшие родственные слова, так как ежик (вторичное) образовано от слова еж (первичного), что на письме обозначаем стрелкой.
Закрепление.
- А теперь выполним несколько упражнений.
1) Прочитайте. Какое слово выделено? Найдите в тексте к выделенному слову ближайшее родственное, запишите полученную пару слов. Какое из слов в паре первичное, а какое вторичное? Почему? Как образовано вторичное слово?
а) Папа нашел мне бельчонка весной. Он валялся под большой сосной,
где у белки гнездо. Может быть, белка перетаскивала его куда-нибудь
и обронила! Я не знаю. (В.Бианки)
Ученик. Выделено слово "бельчонок". Ближайшим родственным словом
к этому слову будет слово "белка", так как вторичное слово "бельчонок" образовалось от первичного "белка".
Слово "бельчонок" вторичное, так как состоит из корня и суффикса, а слово "белка" - первичное, так как состоит из одного корня и проще по значению. Слово "бельчонок" образовано от слова "белка" при помощи суффикса -ОНОК-.
б) Как хорош лес зимой! Деревья стоят в снегу. Тихо. Только снежок медленно падает и словно укутывает уснувший лес.
2) Прочитайте. Что означают выделенные слова? Выберите к ним из "Слов для справок" первичные слова. Как образованы выделенные слова?
Маленькие лужицы вокруг тихой заводи поросли травой и цветами, а пуховые вербочки на ранней иве процвели и стали похожи на маленьких цыплят в желтом пуху. (М.Пришвин)
Слова для справок: луженька, лужа; вербочка, верба, вербенный.
Образец для рассуждения: лужица - маленькая лужа, следовательно, первичным к слову "лужица" мы выбираем слово "лужа". Слово "лужица" образовано от слова "лужа" с помощью суффикса -ИЦ-.
3) Проведите разбор слова по схеме:
а) Определите значение слова.
б) Подберите первичное слово по отношению к данному слову.
в) Сравните слова в паре по смыслу и по составу.
г) Выделите ту часть в составе слова, с помощью которой оно образовано: лосенок, ветерок, волчонок, ноченька, страусенок, листик.
Приложение № 3
Конспект урока.
Тема: «Корень слова» (2 класс)
Цель: усвоение понятий «корень», «однокоренные слова», развитие умения выделять корень в словах, писать его единообразно в однокоренных словах; формировать орфографический навык написания словарных слов.
Ход урока
Минутка чистописания
Надоске написаны слова: енот, сетка, ежиха, пенал.
У. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах и может разделить их на две группы. Какая это буква? На
какие две группы она может разделить данные слова?
Д. Сегодня мы будем писать на минутке чистописания букву е. Она имеется во всех данных словах. Но в словах сетка, пенал она обозначает звук [э] — это первая группа. В словах енот, ежиха — два звука: [й], [э| — это вторая группа.
У. Определите последовательность букв в этом ряду:
ера ерб ерв ер
Д. Строчная в, строчная р чередуются с идущими по порядку буквами
алфавита.
У. Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до
конца строки.
Словарно-орфографическая работа
Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?
Д. Это слово береза.
У. Подберите родовое понятие к слову береза.
Д: Береза — это дерево.
У. Но ель, сосна — это тоже деревья. Чем они отличаются?
Д. Береза — это лиственное дерево, а ель и сосна — хвойные.
У. Сформулируйте правильно родовое понятие к слову береза.
Д. Береза — это лиственное дерево.
У. Назовите его существенные признаки.
Д. У березы белая кора и листья в виде сердечка.
У. Что же обозначает слово «береза»?
Д. Береза — это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.
У. Береза растет в России с незапамятных времен. От цвета коры получила она свое имя, которое обозначает «белый», «светлый». Береза на Руси — самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Ее изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева — русской березы.
Найдите слово береза в орфографическом словарике. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните букву безударного гласного. Какая мысль моего рассказа о березе поможет вам запомнить букву непроверяемого безударного гласного э?
Д. Слово береза происходит от слова белый.
У. Составьте предложение со словами береза, осина, малина таким образом, чтобы два из них были объединены по какому-либо признаку и объяснялась причина исключения третьего.
Д. Березаиосина — деревья, а малина — кустарник.
Д.У березы и осины нет съедобных плодов, а у малины есть.
Д. Береза и осина применяются как строительный материал, а малина нет.
Д. Береза и осина используются как дрова, а малина нет.
Изучение нового материала
У. Вспомните, что такое родственные слова?
Д. Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и
тем же значением.
У. Подберите родственные слова к слову береза.
Д. Береза, березонька, березняк, подберезовик (учитель их записывает на
доске).
У. Найдите общую часть данных родственных слов.
Д. Общая часть этих слов — берез.
У. Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные
слова имеют другое название — однокоренные: у них один и тот же корень.
Корень — самая важная часть слова. В нем заключается его значение. Слов
без корня не бывает. Корень выделяется дугой. Выделите корень в словах
нашей цепочки.
Д. Береза, березонька, березняк, подберезовик.
У. Скажите, есть ли разница в написании корня в однокоренныхсловах?
Д. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
У. Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения.
Д. Родственные слова имеют общую часть. Общая часть родственных слов
называется корнем. Поэтому у родственных слов есть другое название —
однокоренные. Корень выделяется дугой и в однокоренных словах пишется одинаково.
В случае затруднения детям предлагается план ответа:
1. Что такое родственные слова?
2. Как называется общая часть родственных слов?
3. Как по-другому называются родственные слова?
4. Каким значком выделяется корень в слове?
5. Как пишется корень в однокоренных словах?
Закрепление
Упражнение 1
Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверяемое — проверочное. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы. С...ний, д...брота, т . снота, л...чит, п...тна, ч...стота, синь, тесный, д...брый, ч...стый, пятнистый, лечение. Образец: синь — синий.
Физкультминутка
У. Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит
*4,
слово с корнем лес, вы садитесь, если услышите слово с корнем сад, встаете.
Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Корень выделите:
1) поле, полочка, полевой, полюшко;
2) печурка, печь, печка, печать;
3) соринка, сорняк, сорвал, насорил;
4) вода, водичка, водянка, водить.
Упражнение 3
Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркните проверочное (проверочные) слово (слова).
Вместо вопросительного знака поставьте нужную букву или цифру. Ответ
обоснуйте.
1) земля — с
земляной — п
заземлить — ?
Справка.Земля — существительное, поэтому написана буква с. Земляной — прилагательное, отсюда буква п. Заземлить — глагол, значит, надо поставить букву г.
2) земляк — к; землица — ч, землянка— ?
Справка.Слово земляк отвечает на вопрос кто?, поэтому написана буква к. Словоземлица отвечает на вопрос что?, отсюда буква ч. Слово землянка отвечает на вопрос что?, значит, надо поставить букву ч.
Упражнение 7
Прочитайте. К каждому предложению составьте и напишите подобное.
В однокоренных словах выделите корень.
1. Под осиной растут подосиновики.
2. В лесу работает лесник.
3. Рыбак ловит рыбу.
4. Муравьи живут в муравейнике.
5. Туляк живет в Туле.
Справка:
1. Под березой растут подберезовики.
2. В саду работает садовник.
3. Сапожник шьет сапоги
4. Скворцы живут вскворечнике.
5. Кировчанин живет в Кирове.
Подчеркните орфограммы.
Упражнение 8
Прочитайте слова. Добавьте к каждому из них по одной букве так, чтобы получить новое слово. Напишите слова парами. Выделите в них корень.
Закончите предложения, добавив в каждое по одному, подходящему по смыслу слову.
У зверя лапа, у ч..л..века — ...
У с..баки морда, у ч..л..века — ...
У л..ва паст.., у ч..л..века — ...
У березы сок, у ч..л..века — ...
У м...ш...ны м...тор, у ч...л..века — ....
У конфеты фантик, у ч...л..века — ....
Составленные предложения напишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в словах, отвечающих на вопрос кто?
Справка:рука, лицо, рот, кровь, сердце, одежда.
Упражнение 10
Прочитайте. Напишите текст, поместив в него предложение, объясняющее, что такое кедр. Вставьте пропущенные буквы.
Втайге растет кедр. К…ровник — любимое место многих ж...вотных и птиц. Ос...н...ю в нем созревают к...дровые ш...шки. Ими лакомятся м...дведи и к...баны, бурундуки и белкн. Прил...тает и к...дровка. Запасливая птич...ка собирает орехи и кл...дет их под ...зык. Под ним пом...щ...ется до 160 орешков. Затем к...дровоч...ка прячет св...е богатство в мох, в дупла, в л...сную подстилку. В...сной в тайге по...вляются м...лодые кедры.