Просмотр содержимого документа
«Разработка по русскому языку Причастие»
Урок усвоения новых знаний по теме «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок
Ход урока
Форма урока - урок-семинар. Специфика оценивания результатов и участия в уроке-семинаре заключается в том, что деятельность каждого ученика оценивается тремя отметками: за устное выступление на семинаре (освещение теоретического вопроса), проектно-исследовательскую работу по энной теме (дополнительно подготовленный материал) и за практическое задание, выполненное на уроке.
Конечный результат семинара - орфографическая и пунктуационная грамотность. В процессе подготовки к семинару учащиеся делятся на группы, которым предлагаются дифференцированные задания. Учитель консультирует учащихся, помогает в выборе литературы и т.д.
Вопросы к семинару:
1. Вопрос о месте причастия в системе частей речи. Мнения ученых-лингвистов о причастии. |Роль причастий в тексте.
2. Причастный оборот. Место причастного оборота в предложении. Интонация предложений с причастным оборотом.
3. Ошибки, связанные с употреблением причастий и причастных оборотов в устной и письменной речи.
4. Система правил и орфограмм причастия (сводная таблица орфограмм, опорных сигналов, кем и т.п.).
2. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Этимологический словарь. - М., 1975
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Глагол. Причастие. -М., 19874. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1979
5. Волина В. Веселая грамматика. -М., 1995
6. Иванов В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - М., 1990
7. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. - СПб, 1997
I. Эпиграф к уроку:
«Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного» (В.Даль)
1. Выступления групп - сообщения учащихся.
2. Практические задания. Лингвистический эксперимент: сравните тексты без причастий и с причастиями. Сопоставьте с авторским текстом.
Есть дожди (моросящие), слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые, (идущие полоса- ми), косые, сильные, окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). Спорый дождь льется отвеяв сильно. Он всегда приближается с (надвигающимся) шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши.Капля блестит и похожа на жемчуг.
О слепом дожде (идущем при солнце) в народе говорят: «Царевна плачет». (Свергающие на солнце) капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими (сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (К.Паустовский)
3. Употребление причастий и причастных оборотов. Анализ текста и его редакторская правка. Объяснение орфограмм.
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в поль щихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на пр щих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, грязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. - Как с данным текстом соотносится высказывание М.В.Ломоносова о роли причастий: «Весьма надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов».
- В какой речи (устной или письменной) более употребительны причастия и причастные обороты?
4. Анализ предложений с допущенными ошибками в употреблении причастий. Редакторская правка.
Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. (Нарушение видовременных отношений.)
Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать. (У причастий нет категории наклонения.)
Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север. (Нарушение в выборе действительного причастия с возвратным значением вместо страдательного.)
5. Орфоэпическое задание. Расставьте ударения и их варианты в причастиях: озлобленный ободрённый, обобщенный, раскрепленный, разлученный, позолоченный, повторенный, повторен, повторена, повторены.
II. После подведения итогов семинара учащиеся выполняют тестовые задания
Какое словосочетание соответствует схеме «причастие + существительное»?
object(ArrayObject)#854 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}