Просмотр содержимого документа
«Разработка плана урока письма»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Конкурс «Лучший урок письма-2017»
Тема: «Пишите письма…»
Разработала урок
Учитель русского
языка и литературы
Филина Лидия Николаевна
Адрес школы: 356321
Ставропольский край,
Александровский район,
пос. Новокавказский,
ул. Средняя,28
ЦЕЛЬ УРОКА:
-выяснить, какое значение имеет в жизни людей переписка, дать учащимся элементарное представление о письме, как о тексте, его разновидностях и структуре, уметь при написании писем различных типов определять их цель и адресата.
ЗАДАЧИ
1. Образовательные:
- обобщить знания учащихся об истории писем,
- дать и закреплять понятие о видах писем и особенностях современных писем,
- учить детей написанию писем различных типов.
2. Развивающие:
- вырабатывать навыки связно и чётко излагать свои мысли, передавать свои чувства;
- развивать коммуникативные умения работать в группах.
3. Воспитательные:
- воспитывать внимание, интерес, уважение к языку, стремление к познанию его ценностей.
Оборудование: слайды
Форма урока: работа по группам
ХОД УРОКА.
I. Мобилизующий этап.
- Здравствуйте, ребята. Тихо сядьте, проверьте готовность. Я рада вас видеть на своём уроке. Надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем, узнаем много нового, интересного. Итак, урок начался.
Всего вам хорошего.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас с вами на простой урок. Он будет посвящен письмам.
Эпиграфом служат слова:
Письмо Оно пробежит,
Само Пролетит,
Никуда не пойдёт, Проплывёт
Но в ящик его опусти, Тысячи вёрст пути.
С. Маршак
Работать будем по группам.
Задание группы получили заранее: продумать вопросы и взять интервью у людей разных профессий, но так или иначе связанных с нашей сегодняшней работой на уроке.
Давайте определим цели, которые будут рассмотрены и решены.
Для этого прочитайте слова, записанные на доске и определите цели.
-Научимся сочинять письма различных типов и подписывать конверт.
Новый материал.
1. Откуда к нам пришли письма?
Первая группа.
- Наши ребята взяли интервью у учителя истории и узнали интересные факты.
Учитель:
- Что такое интервью?
Ответ:
-В «Словаре русского языка» это слово поясняется так:
1. интервью – несклон. существительное, предназначенное для печати, радио или телевидения, беседа журналиста с каким-либо лицом. Дать интервью.
2. газетная статья, излагающая содержание такой беседы.
Письменность появилась ещё в древности. Первыми письмами были наскальные рисунки. В каждом из них был определённый смысл. Рисунок человека, бегущего за кабаном, мог означать или приглашение на охоту, или место хорошей охоты. Такие рисунки называются пиктографией. С развитием письменности пиктограммы не исчезли. Так в середине XIX века президент США получил необычное письмо от вождя одного из индейских племён. Оно представляло собой кусок бересты, на котором были нарисованы журавли, звери, линии, полосы, знаки.
учитель:
- Как вы думаете, ребята, о чём хотели сообщить индейцы президенту?
Ответ:
- Оказывается, вожди племени «Журавля», «Куницы», «Медведя» и «Морского кота» обращаются с просьбой разрешить им покинуть свои пустынные места и переселиться на три озера, вокруг которых находились хорошие земли.
Практическое задание.
- Каждая группа представить должна свою пиктограмму. На это задание вам дается 3 минуты.
Дети показывают рисунки – письма, объясняют их содержание.
Учитель:
- Как же развивалось письмо дальше?
Ответ:
- Позднее в Древнем Египте изобрели иероглифы, которые служили описание разных событий из жизни людей. Современное письмо возникло более тысячи лет назад. Создателями нашей письменности были христианские монахи Кирилл и Мефодий. Кирилл (это имя дали ему при пострижении в монахи, а в миру его звали Константином) (827-869) и Мефодий (815 – 885) происходили из византийского города Солуники в Северной Греции. Кирилл начал посещать школу в 8 лет. Он прилежно учился по всем предметам, но его любимым занятием было чтение книг. По окончанию школы он отправился в Константинополь и продолжал учёбу здесь, был одним из лучших учеников, поэтому был принят после учебы на государственную службу. Всоре он её оставил и стал преподавать в университете философию. Потом был направлен в Болгарию с просветительской миссией. но просвещение без книг невозможно и он пиступил к созданию славянской азбуки.
2. Какие бывают письма?
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, какие бывают письма?
2 группа:
- Мы обобщили собранный материал и узнали, что письма бывают различными. Срочные, краткие письма называют телеграммами. Есть электронные письма с использованием Интернета, есть письма деловые. Письма по сотовому телефону называются СМС. Кроме того, письма бывают дружеские, поздравительные, письма в газету, официальные письма.
Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями.
Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуемся, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах. Такие письма могут быть весёлыми и грустными, скучными и интересными.
Записки на уроках, которыми обмениваются ребята – это тоже письма.
Практическое задание.
Составьте краткое письмо – телеграмму для человека, которого хотите поздравить с днем рождения.
Каждая группа зачитывает свой текст.
Учитель:
- Чья телеграмма была сформулирована лучше?
- Каким должен быть текст телеграммы?
3. Как раньше путешествовали письма?
Учитель:
- Почтальоны и отделения почты возникли в ХХ веке, а как раньше передавали письма друг другу?
3 группа:
- Мы набрали на компьютере материал о том, как письма путешествовали в давние времена и хотим вас познакомить с ним.
В»Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина сказано, что почту возили гонцы. позже на длинных дорогах стали строить почтовые станции – ямы. Там гонец мог отдохнуть, поменять лошадей и продолжить путь. Гонцов стали называть ямщиками. Во многих странах существовала голубиная почта. К ноге голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому, доставляя письмо адресату. Письма побывали даже в космосе. Первые письма доставили на борт космического корабля «Союз-4» лётчики-космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев на космическом корабле «Союз-5» в 1969 году. Сейчас конверт этого письма находится в Центральном музее связи А.С. Попова в Санкт-Петербурге.
Практическое задание
Составьте текст рекламы, которая убеждает все в том, что необходимо писать письма своим родным, друзьям, знакомым.
Каждая группа зачитывает свой текст рекламы.
- Чей текст вас понравился больше? Какими должны быть слова и выражения в рекламе, чтобы заинтересовать окружающих?
Физкультурная минутка под музыку.
4. Как путешествуют письма в наши дни?
Учитель:
- Кто из вас отправлял свои письма? Расскажите, как они попали к адресату?
Ответ:
- Сначала человек пишет письмо и вкладывает его в конверт.(слайды)
На конверт наклеивает марку, пишет адрес человека, кому отправляет письмо и указывает от кого и откуда это письмо, чтобы письмо могло вернуться обратно, если не найдет адресата(слайд)
Затем конверт опускают в почтовый ящик. Откуда письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие сумки или мешки. В один мешок попадают письма, которые нужно доставить в определенный город или страну.
Вот тут как раз и пригодится почтовый индекс. Первые три цифры обозначают область, город. Три последние – номер почтового отделения. Наш индекс 356321.
Ускорить работу по сортировке писем помогают машины – сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый. Затем отправляют письмо в стопку или мешок.
Потом мешки грузят на машины, везут на вокзал, в аэропорт. Письма путешествуют на самолётах, поездах, автобусах, кораблях и даже на верблюдах. Так они попадают к почтальону, который приносит их домой получателю.
Практическая работа.
Подпишите конверт, указав ваш домашний адрес и обратный адрес нашей школы. Письма собирает почтальон, в конце урока мы подведем итоги.
5. Как оформлять письма.
Учитель:
- Ребята, как выдумаете, как нужно оформлять письма на бумаге?
Ответ:
- Письма стараются писать разборчиво, четко и на аккуратном листочке бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда больше, украшенные рисунком
Рассмотрим таблицу. Дополним её примерами.
Письмо родным и близким.
Возможные части письма
Примеры
Обращение
Мои дорогие мама и папа!
Начальная фраза о состоянии переписки
Получил(а) твоё письмо…
Давно не было письма …
Получил(а) твоё (Ваше) письмо, сразу не ответил(а), потому что …
Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях
Опишу вам как идёт жизнь в лагере (дома или в школе)…
Я хочу рассказать Вам (тебе) …
У нас много новостей, расскажу обо всём оп порядку.
Вопросы адресату
Как Вы живёте?
Как Ваше здоровье?
Какие у Вас новости?, Что нового?
Благодарности
Спасибо за то, что вы положили мне тёплые вещи …
Просьба писать письма
Я прошу Вас(тебя) писать мне (ответь на моё письмо) …
Жду ответа.
Передача привета
Передай большой привет…
Прощание
До свидания …
До встречи …
Концовка и подпись
Крепко целую…
Любящий(ая) Вас…
Дата и место написания, если их нет вначале письма
15 июля 2016 года Москва
Учитель:
Перед вами образцы писем. Прочитаем их, проанализируем:
«Милая мама!
Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка» самое главное – береги себя.
Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Все будет сделано так, как хочешь ты.
Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.»
«Дорогой Павлик!
Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну, конечно, видел. Оно у нас так часто бывает, что мы уже совсем привыкли к нему. Оно бывает разноцветными столбами или разноцветной лентой, или точно занавес опускается с неба, свивается и дрожит, а я больше всего люблю, когда просто пол неба сияет золотисто-желтым светом, - кажется, точно открыты ворота в какую-то прекрасную страну…
Пока до свидания, Павлик. Пиши мне почаще.
Твой друг.
Учитель:
- А знаете ли вы, для чего к письмам приклеивают марки?
ответ:
- письма и почтовые открытки – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или летят на самолёте. Им тоже нужны билеты -почтовые марки. Первые марки появились в Англии в 1840 году. В нашей стране почтовая марка была наклеена на конверт в 1845 году.
На выставке коллекция марок(слайды)
Практическое задание.
Каждая группа получает конверт с пустым листом. Дети должны написать письмо от имени литературного героя.
6. Рефлексия.
Дети зачитывают письма, анализируют их содержание.
Учитель называет имена ребят, которые правильно и аккуратно подписали конверты.
- Что понравилось на уроке?
- Что хотелось бы изменить?
- Чему научились?
IV. Итог урока.
- Урок закончен. Благодарю все группы за проделанную работу.