Разработка урока русского языка в 10-м классе на тему "Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия".
Разработка урока русского языка в 10-м классе на тему "Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия".
Этот урок построен на основе технологии "Развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока: дать понятие о причастии.
Задачи урока:
Образовательные: объяснить образование действительных и страдательных причастий, уяснить отличительные формы причастий, научить употреблять причастия в речи;
Развивательные: развивать практические умения и навыки;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, беречь свое здоровье.
Ожидаемый результат: учащиеся научатся определять и находить причастия при выполнении практических заданий и упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 10-м классе на тему "Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия". »
Тема: Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия.
Цель урока: дать понятие о причастии.
Задачи урока:
Образовательные: объяснить образование действительных и страдательных причастий, уяснить отличительные формы причастий, научить употреблять причастия в речи;
Развивательные: развивать практические умения и навыки;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, беречь свое здоровье.
Ожидаемый результат: учащиеся научатся определять и находить причастия при выполнении практических заданий и упражнений.
Тип урока: объяснение новой темы.
Метод урока: словесный, практический, КМ.
Оборудование: опорные схемы учащихся, таблицы, тесты, слайды, интерактивная доска, видео и электронный учебник..
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка д/з. Упр. 204 стр. 145.
Актуализация знаний: Тестовые задания по разделу « Глагол».
1. Что такое глагол? а) слово ; б) словосочетание; в) часть речи ; г) предложение.
2. Что обозначает глагол? а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета.
3. Сколько наклонений у глагола? Перечислите их. а) 1; б) 2; в) 3.
А теперь я предлагаю вам отгадать загадку. Она для всех.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
- Ребята! Кто мне скажет, что это за часть речи?
-Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, и отвечает на вопросы: какая? какое? какое? Причастию присущи признаки прилагательного и глагола. Например: светить – глагол, светящий – причастие, отвечает на вопрос какой?
Внимательно послушайте и посмотрите объяснение темы на видео, а потом по группам будете составлять кластеры к следующим темам: «Причастие», «Страдательные причастия», «Действительные причастия». ( учащиеся смотрят и составляют кластеры, а затем защищают».
Осмысление: 1. Задания по электронному учебнику.
2. Упражнение 206-От данных глаголов образуйте и запишите возможные формы причастий. Укажите действительные и страдательные причастия.
3. Упражнение 207.-От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, подчеркните суффиксы и объясните их написание. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте предложения.
Блиц-опрос. Каждый из членов команды должен ответить на вопрос. Итак, начинаем.
Вопросы для 1 команды:
1.Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)
2.Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)
3.У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? ( -ущ-)
4.Сколько времен у действительных причастий? ( два)
Вопросы для 2 команды:
1. Причастие "разбитая" действительное или страдательное? (страдательное)
2. Сколько Н в "прожаренная рыба"? (две)
3. Сколько спряжений у причастия? (нисколько)
4. У страдательных причастий суффикс ЕНН или АЩ?
Вопросы для 3 команды:
1. Сколько Н в "домотканая ткань"? (одна)
2. К какому времени относится причастие с суффиксом - ш - ? (прошедшему)
3. Сколько может быть лиц у причастия? ( ноль)
4. Сколько может быть падежей у причастия? (шесть)
Рефлексия: выбирайте смайлики по вашему настроению и напишите почему
выбрали этот смайлик, а также как прошел этот урок.
Итог. Оценивание команд и учащихся.
Домашнее задание: повторить причастие, Упражнения 208,212 стр. 157-158.( по учебнику «Русский язык» в школах с казахским языком обучения. ЕМН. Авторы: У.А.Жанпеисова, Ш.Т. Кожакеева.)