Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 6 классе на тему " Местоимение"»
Дата:
Тема: Местоимение как часть речи
Цели и задачи урока:
формирование языковой и речевой компетенций;
совершенствование практических навыков в определении основных признаков
данной части речи;
воспитание любви к русскому языку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
-Прочитайте текст (слайд 1). Правильно ли определены части речи у выделенных слов? (слайд 1, гиперссылка).
-О ком идет речь в тексте? (о слонах).
-А в каждом ли предложении употреблено слово «слон»?
-Какие слова заменяют слово «слон», устраняют повторы? (они, он – слайд 1, анимация)
-Как называется такая часть речи? (местоимение).
3. Объяснение нового материала.
-Запишите тему сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи» (слайд 2).
-Как вы думаете, каковы наши задачи на уроке? (выяснить, что такое местоимение, как изменяется, синтаксическая функция) (слайд 3, анимация)
А) -Прочитайте стихотворение А. Барто (слайд 4).
И вот он начал Свой рассказ: -Они ползут, А он ей раз! А тут как раз Она ползла. А он как даст ему Со зла! Она им – раз! Они ей – раз! Но тут как раз Ее он спас; Он был с ней заодно. Ух, сильное кино!
-Кто это он, она, они? Понятно ли это слушателям?
-А как вы думаете, почему?
-Следовательно, какова функция местоимения? (указывает на предмет, признаки и количество, но не называет их – выступает вместо имени существительного, прилагательного или числительного) (слайд 5)
Б) –Как вы думаете, местоимение, изменяемая или неизменяемая часть речи? (слайд 6)
- Давайте докажем, что местоимение – изменяемая часть речи. Выполните следующие задания.(слайд 6)
- Выпишите из стихотворения А. Барто местоимения, определите, в какой форме они употреблены.(вернуться к слайду 4)
-Какой вывод мы можем сделать? (местоимения изменяются по падежам, родам и числам – склоняются) (слайд 6, анимация)
В) –Прочитайте предложения. Найдите в них местоимения, укажите, каким членом предложения они являются. (слайд 7, анимация)
Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.
Мы немного поговорили.
Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга…
Я откликнулся на их вопросительные крики.
-Какова же синтаксическая функция местоимений? (слайд 7, анимация)
4. Закрепление.
А) Найдите ошибки в употреблении местоимений.(слайд 8)
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
Мальчик снял кепку с головы и подбросил её вверх.
Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
Б) Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме. (слайд 9).
Много слов родили греки. К (мы) от них в далеком веке Математика пришла, С (она) грамматика была.
А из Англии футбол Прямо в бутсах к (мы) пришел, Вслед за (он) пришел хоккей, А до (это) жокей. (Я. Козловский)
5. Рефлексия.
-Как вы думаете, решили мы те задачи, которые поставили перед собой в начале урока? (слайд 10)