kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока Причастие - особая форма глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причастие относится к сложным разделам курса русского языка в татарской школе. Его изучение связано со значительными трудностями, которые объясняются, во - первых, двойственной морфологической природой причастий в русском языке, во - вторых, особенностями употребления этой категории слов в родном языке учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Причастие - особая форма глагола »

Тема. Причастие – особая форма глагола.

Цель урока: повторить признаки прилагательного и глагола; дать понятие о причастии; познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в художественных произведениях.

Оборудование: высказывания великих ученых о причастии, раздаточные материалы, таблицы, цветные мелки, шар.

Ход урока.

I Организационный момент. Психологическая установка.

II Актуализация прежних знаний о глаголе и прилагательном. (ученики называют признаки прилагательного и глагола).

Прилагательное Глагол

обозначают признак действие

род вид

число время

падеж возвратность

могут иметь определяемое слово зависимое слово

причастие

III Объяснение нового материала.

- Сегодня мы с вами будем говорить об особой форме глагола, которая называется причастием. Что говорят о причастии наши великие ученые В.И.Даль, М.В.Ломоносов. (Ученик читает с доски высказывания В.Даля, М.Ломоносова).

«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»

В.И.Даль.

«Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

М.В.Ломоносов.

- Ребята, следите за ходом объяснения нового материала и в конце урока ответите на вопрос, какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие.

- Вот у меня в руке шар. Назовите признаки шара по форме, величине, цвету.(круглый, маленький, светлый).

- Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные)

- Что можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные?( постоянные)

- Произведем некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает шар?(летящий, падающий, опускающийся, лопнувший) Постоянные эти признаки или нет?

- Нет, летящий шар – шар, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который» + глагол, от которого образовано причастие. Подобной замены с прилагательным делать нельзя. Проводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь).

- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным)

- Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются?

- Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.

IV Работа с таблицами, примерами.

На доске примеры из стихотворений.

  1. Мы тронулись. Как тихо! И плывет

Луна в мерцающей лазури.

(«Буря» М.Джалиль)

  1. Не спастись мольбою, если враг

Нас возьмет в железный плен оков

Но не быть окован на руках

Саблей поражающих врагов.

(«О героизме» перевод А. Шпирта)

Задание классу: найти и определить из строк стихотворений род, число, падеж, время и вид причастий.

(Ученики находят причастия: мерцающей – ж.р., ед.число., П.п., наст. вр., несов. в

поражающих-мн.ч., наст.вр., несов.в.)

Физкультминутка.

(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол – направо, прчастие – вперед, сомневаются – круговое движение )

Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, читает, говорит, синеющие, белеть, пахнущий, сидящий, прекрасная, приехал, двигаясь.

- На доске таблица со словосочетаниями.

Зимующие птицы Бушующее море

Зимняя дорога Зеркальная поверхность

Раскрытая книга Свежие семена

(Ученики должны найти словосочетания причастие + существительное; прилагательное + существительное)

V Закрепление.

  1. Письменная работа по вариантам. Выписать:

I вариант-предложения с прилагательными, определить род, число, падеж;

II вариант- предложения с причастиями.

  1. Перед открывателями открылась чудесная картина.

  2. На скамейке сидел дремлющий старик.

  3. Колба быстро наполнилась летучим газом.

  4. Летящая стая птиц повернула к лесу.

  5. Горячее молоко надо пить небольшими глотками.

  6. От горящего полена шло тепло.

  7. Поляна была покрыта желтыми лстьями берез.

  8. Над водой поднялась пара встревоженных уток.

  9. Участники поездки слушали лекции на интересующие их темы.

  10. У этой птицы оригинальный по окраске воротник.

  1. Буквенно-цифровой диктант. Учитель читает словосочетания, ученики записывают буквами под цифрами, где

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10-номера примеров;

О – особая форма глагола;

П – прилагательноле

Г – глагол

  1. гудящий шум 6) колосистая рожь

  2. талантливый ученик 7) убирается в комнате

  3. моет пол 8) скачущий всадник

  4. седые волосы 9) белый снег

  5. чернеющая смородина 10) дремлющий старик


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

о п г п о п г о п о

Проверка работ: 2 ошибки - «4»

4 ошибки - «3»

более- «2». Ученики сами себе ставят оценки.

VI Подведение итогов. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

-Итак, какую “силу имени”прилагателного имеет причастие?

Ученики делают вывод о признаках прилагательного у причастия, указывают на общее и различия в их грамматических признаках.

Мы выяснили, что причастияимеют признаки и прилагательного, и глагола; изменяются по родам, числам, падежам, имеют вид, время.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание:

всем-упр.240,

1 вариант- вспомнить и записать пословицы и поговорки с причастиями;

2 вариант- название книг, фильмов, где употреблены причастия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока Причастие - особая форма глагола

Автор: Нургалиева Линеза Марвановна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232632

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока в 7 классе на тему: "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-uroka-v-7-klassie-na-tiemu-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "191923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427384339"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Причастие как особая форма глагола. "
    ["seo_title"] => string(41) "prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola-2"
    ["file_id"] => string(6) "135889"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417001604"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Причастие как особая форма глагола (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(47) "prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135890"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417001662"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Причастие как особая форма глагола, разработка урока"
    ["seo_title"] => string(56) "prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola-razrabotka-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "309443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458808090"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Методическая разработка урока русского языка на тему "Причастия как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия""
    ["seo_title"] => string(147) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prichastiia-kak-osobaia-forma-ghlaghola-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "339317"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471187627"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства