Причастие относится к сложным разделам курса русского языка в татарской школе. Его изучение связано со значительными трудностями, которые объясняются, во - первых, двойственной морфологической природой причастий в русском языке, во - вторых, особенностями употребления этой категории слов в родном языке учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Причастие - особая форма глагола »
Тема. Причастие – особая форма глагола.
Цель урока: повторить признаки прилагательного и глагола; дать понятие о причастии; познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в художественных произведениях.
Оборудование: высказывания великих ученых о причастии, раздаточные материалы, таблицы, цветные мелки, шар.
II Актуализация прежних знаний о глаголе и прилагательном. (ученики называют признаки прилагательного и глагола).
Прилагательное Глагол
обозначают признак действие
род вид
число время
падеж возвратность
могут иметь определяемое слово зависимое слово
причастие
III Объяснение нового материала.
- Сегодня мы с вами будем говорить об особой форме глагола, которая называется причастием. Что говорят о причастии наши великие ученые В.И.Даль, М.В.Ломоносов. (Ученик читает с доски высказывания В.Даля, М.Ломоносова).
«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»
В.И.Даль.
«Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
М.В.Ломоносов.
- Ребята, следите за ходом объяснения нового материала и в конце урока ответите на вопрос, какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие.
- Вот у меня в руке шар. Назовите признаки шара по форме, величине, цвету.(круглый, маленький, светлый).
- Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные)
- Что можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные?( постоянные)
- Произведем некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает шар?(летящий, падающий, опускающийся, лопнувший) Постоянные эти признаки или нет?
- Нет, летящий шар – шар, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который» + глагол, от которого образовано причастие. Подобной замены с прилагательным делать нельзя. Проводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь).
- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным)
- Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются?
- Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.
IV Работа с таблицами, примерами.
На доске примеры из стихотворений.
Мы тронулись. Как тихо! И плывет
Луна в мерцающей лазури.
(«Буря» М.Джалиль)
Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмет в железный плен оков
Но не быть окован на руках
Саблей поражающих врагов.
(«О героизме» перевод А. Шпирта)
Задание классу: найти и определить из строк стихотворений род, число, падеж, время и вид причастий.
(Ученики находят причастия: мерцающей – ж.р., ед.число., П.п., наст. вр., несов. в
поражающих-мн.ч., наст.вр., несов.в.)
Физкультминутка.
(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол – направо, прчастие – вперед, сомневаются – круговое движение )