kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Простое предложение" (11 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет привести в систему знания по указанной теме, полученные в школьном курсе изучения русского языка, использовать их при решении практических лингвистических задач, в том числе, при подготовке к ЕГЭ.

Организация повторения на уроке организована с использованием эпиграфа о языке, построенной на основе высказывания писателя А.И. Куприна,  что даёт возможность учащимся эмоционально настроиться на предмет последующего разговора и самим сформулировать коммуникативную тему урока, целевые установки. Повторение пройденного материала  проводится в форме тестовой  работы, что позволяет сэкономить время, дать возможность поработать всем обучающимся. В ходе исследовательской работы решается вопрос о понимании и значимости данной темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Простое предложение" (11 класс) »

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Содержание, цель


время

Организационный момент

Цель: организация внимания



Подготовительная работа

Цель: дать инструкции


Работа с эпиграфом

Цель: организация эмоционального настроя, введение в урок

Тестовая работа

(взаимооценка)

Цель: проверка знания теоретического материала

Исследовательская работа

Цель: сформулировать тему урока, задачи


Работа у доски

(самооценка)

Цель: обобщение знаний

Групповая работа

(взаимооценка)

Цель: закрепление знаний

10΄

Самостоятельная работа (дифференцированная)

Цель: проверка знаний

Итог урока

Цель: подведение итога, оценивание деятельности обучающихся (по таблице)

Домашнее задание




45΄



































ЛИСТ ОЦЕНКИ

ФИ__________________________________________________________________________

ЭТАП УРОКА


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Max балл

Заработанный балл

Работа с эпиграфом



Тестовая работа


6 заданий = 3б

4-5 заданий= 2б

3 задания = 1б


Исследовательская работа

Тема:____________________________

Задачи:

1.________________________________

2.________________________________

3.________________________________

4.________________________________







Работа у доски




Групповая работа




Самостоятельная работа (дифференцированная)


«5» = 3б

«4» = 2б

«3» = 1б


Активность


ШКАЛА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ


15б = «5»

11-14б = «4»

7-10б = «3»



























Тема. Простое предложение

http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/rol-russkogo-jazyka.html

http://ppt4web.ru/

Тип. Обобщающее повторение

Цели урока.

I. Познавательные:

1)  Повторить сведения об особенностях простого предложения.

II. Практические:

1)  Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения».

2)  Закрепить умение расстановки знаков препинания в простом осложнённом предложении.

3)  Формировать умение применять знание норм языка в речи.

4)  Учить выявлять и формулировать проблему на основе исходного текста - высказывания писателя.

III. Общепредметные:

1)  Воспитывать:

а) интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала о языке

б) бережное отношение к родному языку;

в) языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности (лингвистической, языковой, речевой, коммуникативной);

г) нравственные качества учащихся (понимание значимости языка как величайшего дара и осознание необходимости бережного отношения к языку);

д) способность выработать определённый взгляд на нравственные понятия, определённое отношение к ним, эстетическое восприятие высказываний писателей о языке.

2)  Развивать:

а) логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, эмоциональную сферу.

3)  Формировать:

а) умение строить высказывание по заданным критериям;

б) оценивать степень трудности предложенных заданий, уровень собственных знаний, умений.













ХОД УРОКА

ОРГМОМЕНТ

Подготовительная работа – листы оценки

РАБОТА С ЭПИГРАФОМ:

«Наш язык – это важнейшая часть

нашего общего поведения в жизни.
И по тому, как человек говорит,

мы сразу и легко можем судить о том,

с кем мы имеем дело…
Учиться хорошей интеллигентной речи

надо долго и внимательно – вслушиваясь,

запоминая, замечая, читая и изучая…»

Д.С.Лихачёв

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

- Как вы думаете, что будет предметом нашего сегодняшнего разговора? (-русский язык). Прежде, чем перейти к теме урока, давайте повторим изученный материал

ТЕСТОВАЯ РАБОТА

Цель: проверка знаний теоретического материала

  1. Что изучает синтаксис? ________________________________________________

  2. Что такое словосочетание? _____________________________________________

  3. По главному слову словосочетания бывают:

а) согласование

б) управление

в) именные

4. К способам связи слов в словосочетании относятся:

а) согласование, управление, примыкание

б) именные, глагольные, наречные

в) согласование, именное, управление

5. Словосочетанием не может быть:

а) два слова, связанных по смыслу

б) подлежащее и сказуемое

в) главное и зависимое слово

6. Чем отличается словосочетание от предложения? _______________________________

____________________________________________________________________________


Взаимооценка (ответы на слайде). Поставьте баллы в табличку.

Вывод:


ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ:

- Отвечая на последний вопрос теста, вы частично затронули тему сегодняшнего урока. В начале урока мы выяснили, что предметом нашего разговора будет русский язык. Открытый урок проводится как раз в рамках Недели русского языка и литературы.

- Но ведь на уроке важен не столько предмет, сколько тема и задачи урока. Поэтому, я предлагаю вам на несколько минут стать исследователями-лингвистами. Посмотрите на слайд-таблицу и определите тему и задачи сегодняшнего урока. Запишите в тетрадь.





 

По строению

Простые

имеют одну грамматическую основу*

(одно подлежащее и одно сказуемое)



Сложные

имеют две и более грамматических основ

(два подлежащих, два сказуемых)



иду в кино.]

[Наступил вечер], [вышла луна.]

 

По цели высказывания

Повествовательные

цель – сообщить

 

Вопросительные

цель – задать вопрос

 

Побудительные

цель – призвать, побудить

 

Данил выучил уроки.



Данил выучил уроки?

Учи уроки!

 

По эмоциональной окраске

Восклицательные

произносятся с особой интонацией

 

Невосклицательные

произносятся спокойным тоном

Какой прекрасный день!



День был солнечный.

По полноте грамматической основы

(у простых предложений)

Двусоставные

имеют и подлежащее, и сказуемое

Односоставные

имеют только один главный член

Дело пошло.

Вечер. Зимой рано вечереет.

 По наличию второстепенных членов

(у простых предложений)

Распространенные

имеют второстепенные члены

 Нераспространенные

не имеют второстепенных членов

 Даша катается на велосипеде.

Даша катается.

Проверка работ, вывод, балл.

РАБОТА У ДОСКИ:

Цель: обобщение знаний о предложении


НА СЛАЙДЕ: Австралийцы, с большой любовью изучающие рус­ский язык и культуру русскую, не могут взять в толк, напри­мер, какое лексическое значение имеет слово «блин» в филь­ме «Особенности национальной охоты», так как оно грамма­тически не связано в фразе, произнесённой героем фильма. Это типичное слово-паразит от «новых русских».

(предложение для разбора у доски) – пользуясь планом-памяткой

Имея примитивно-ругательный смысл, оно жирной кляк­сой ложится на прекрасный русский язык.

Самооценка:

Вывод:





Групповая работа

Цель: обобщение знаний о предложении, отработка материала из ЕГЭ.








(1)Все метафоры, применимые к языку, верны по-сво­ему. (2)Язык — это тюрьма, из которой нам никогда не уда­стся сбежать. (З)Язык — это очки, без которых нам не раз­глядеть окружающий мир. (4)Язык — слуга и господин. (5)Язык — наш друг и враг одновременно. (б)Любой язык изменяется под влиянием различных факторов: внешних или внутренних. (7)Он как будто бы следит за нами и фик­сирует все самые важные наши проблемы и больные ме­ста. (8) Он не даёт ни соврать, ни обмануть самих себя. (9) О состоянии здоровья русского народа довольно красноре­чиво говорит статистика, утверждающая, что смертность русского населения России намного выше рождаемости, а это весьма тревожный сигнал, информирующий о вы­рождении нации, и об этом следует срочно звонить во все колокола.

(10)В полном соответствии со здоровьем народа находится состояние русского языка, терпящего сокрушительное фиаско, усугубляющееся резкой деформацией политической и экономической систем в России.

(11)На гребне реформаторской волны возникла как бы новая общность людей, не обременённых высоким обра­зованием, но с преувеличенными претензиями на веду­щую роль в бизнесе, средствах массовой информации, очагах культуры и т. д.

(12)Они создали свои нравы, свой язык, копирующий «блатную феню». (13)Заявив о себе русским фольклором в форме анекдотов о делах своих и помышлениях-, назва­ли себя «новыми русскими».

(14) На сочной ниве их антирусской лексики ярким бу­кетом расцвели слова, не отмеченные академическими словарями классического русского языка, а именно: не­пруха, неудобняк, нал, бабки, кидало, наезд, прикол, про­кол, по барабану и несть им числа.

(15)Язык «новых русских» проник в жизнеутвержда­ющие речи депутатов Госдумы, достиг эстрады и поразил кинематограф.

(16)Австралийцы, с большой любовью изучающие рус­ский язык и культуру русскую, не могут взять в толк, напри­мер, какое лексическое значение имеет слово «блин» в филь­ме «Особенности национальной охоты», так как оно грамма­тически не связано в фразе, произнесённой героем фильма. (17)Это типичное слово-паразит от «новых русских»; имея примитивно-ругательный смысл, оно жирной кляк­сой ложится на прекрасный русский язык.

(18)Чтобы хоть как-то обогатить свою скудную речь, «новые русские» вкрапляют в неё слова иностранного происхождения (чаще английские), к примеру: эксклюзив, бартер, брокер и уйму других. (19) Слова эти на фоне са­мобытного и богатого фонетически русского языка вы­глядят, извините, как на корове седло.

(20)Увы, мы никогда не будем говорить на языке Турге­нева. (21 ) Что Тургенева — на языке Пришвина и Паустов­ского никогда мы уже не будем говорить вместе с нашими детьми! (22)Так что живём мы сейчас в стрессовых усло­виях языкового разрыва поколений и многоязычия, и един­ственное, что можно посоветовать соотечественникам, так это терпения и терпимости. (23)Ещё через десяток-другой лет наступит период стабилизации, и мы наконец без вся­ких законов обретём наш единый общий русский язык, без которого невозможна русская культура.

(По Е. Чепурову)



- Объединитесь группами, выполните следующую работу:

1 группа:

Определите тип и стиль речи текста.

1)  описание, художественный

2)  повествование, публицистический

3)  рассуждение, публицистический

4)  рассуждение, научно-популярный


2 группа:

Укажите предложения, в которых сформулирована позиция автора.

1)  1, 9, 13, 18

2)  6, 10, 22, 23

3)  2, 8, 14, 20

4)  3, 15, 19





3 группа:

Укажите средства выразительности, которые не используют­ся в предложениях 14-19 для передачи особенностей совре­менной языковой ситуации.

1)  эпитет

2)  метафора

3)  сравнение

4)  риторическое восклицание



4 группа:

Укажите предложения, в которых содержатся аргументы к тезису, сформулированному в предложении 15.

1)  12-14

2)  13

3)  16-17

4)  18-19



Взаимооценка в группах

Вывод: мы продолжаем разговор о великом и могучем языке, о том, что происходит с языком, при этом повторяем материал о предложении и тексте (забегая вперёд).



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ) РАБОТА:

СЛАЙД Прочитайте размышление о русском языке и его судьбе, принадлежащее замечательному русскому писателю XX века.

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… В. М. Шукшин.

«3» - списать, подчеркнуть главные и второстепенные члены

«4» - списать, дать характеристику предложению по плану

«5» - написать эссе или мини-сочинение о языке

Индивидуальная проверка

Вывод: зачитать работы на «5»



Итог урока:

  1. Что повторили, вспомнили, чего не знали раньше и узнали на уроке

  2. Пользуясь листом оценки, подвести итог



Дом. задание (составить презентацию, ролик, фильм): о простом предложении















САМОАНАЛИЗ УРОКА


Тема. Простое предложение

Тип. Обобщающее повторение

Цели урока.

I. Познавательные:

1)  Повторить сведения об особенностях простого предложения.

II. Практические:

1)  Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения».

2)  Закрепить умение расстановки знаков препинания в простом осложнённом предложении.

3)  Формировать умение применять знание норм языка в речи.

4)  Учить выявлять и формулировать проблему на основе исходного текста - высказывания писателя.

III. Общепредметные:

1)  Воспитывать:

а) интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала о языке

б) бережное отношение к родному языку;

в) языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности (лингвистической, языковой, речевой, коммуникативной);

г) нравственные качества учащихся (понимание значимости языка как величайшего дара и осознание необходимости бережного отношения к языку);

д) способность выработать определённый взгляд на нравственные понятия, определённое отношение к ним, эстетическое восприятие высказываний писателей о языке.

2)  Развивать:

а) логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, эмоциональную сферу.

3)  Формировать:

а) умение строить высказывание по заданным критериям;

б) оценивать степень трудности предложенных заданий, уровень собственных знаний, умений.

Данный урок позволяет привести в систему знания по указанной теме, полученные в школьном курсе изучения русского языка, использовать их при решении практических лингвистических задач, в том числе, при подготовке к ЕГЭ.

Организация повторения на уроке организована с использованием эпиграфа о языке, построенной на основе высказывания писателя А.И. Куприна, что даёт возможность учащимся эмоционально настроиться на предмет последующего разговора и самим сформулировать коммуникативную тему урока, целевые установки. Повторение пройденного материала проводится в форме тестовой работы, что позволяет сэкономить время, дать возможность поработать всем обучающимся. В ходе исследовательской работы решается вопрос о понимании и значимости данной темы.

Работа у доски помогает найти правильное решение, учит деловому общению, а также способствует здоровьесбережению

Групповая работа

Цель: обобщение знаний о предложении, отработка материала из ЕГЭ.

Материал групповой работы (беседа об актуальности проблем каждого из текстов о языке) также способствует подготовке к ЕГЭ. Учащиеся строят свой ответ как рассуждение (называют тезис, приводят доказательства своей позиции, делают вывод). Высказывания о русском языке учащиеся могут использовать при формулировании проблемы, комментария или подборе аргументов, доказательств по теме «Язык» при работе над текстом в части С.

Повторяются также типы и стили речи.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ) РАБОТА:

Материал используется для перехода к лингвистической теме урока: через высказывание В. Шукшина обращаемся к теме «Простое предложение. Синтаксис и пунктуация», а также – творческое задание на «5», которое позволяет обучающимся реализовать свои мысли.

ИТОГ УРОКА подводится в двух вариантах: обобщение знание и оценивание по листу, что позволяет реально оценить работу каждого обучающегося.

ДОМ. ЗАДАНИЕ направлено на реализацию возможностей обучающихся, связанных со спецификой из будущей специальности

Таким образом, задания предусматривают различные формы работы на уроке, что позволяет эффективно отработать пунктуационные, речевые навыки, навык работы с тестовыми заданиями, в том числе конкретными заданиями ЕГЭ, сохранить внимание учащихся, избежать утомляемости на уроке. Задания различны по степени сложности, что позволяет учащимся оценить свои силы и сделать выводы о необходимости корректировки собственных знаний. В ходе урока по мере выполнения заданий учащиеся отмечают успешность и трудности при выполнении заданий в листке учёта знаний (это могут быть различные отметки: плюсы или минусы, баллы по определённой шкале). Рефлексия на уроке способствует самооценке знаний учащегося. Обучающимся необходимо развивать навыки самоконтроля.

Актуализация домашнего задания проводится на материале высказываний русских писателей XX века. Вопросы учителя возвращают учащихся к разговору о проблемах языка, затронутых в начале урока. Учащиеся формулируют актуальные проблемы современного языка, что позволяет подготовить их к восприятию домашнего задания: работа по тексту о языке, написание сочинения - рассуждения в соответствии с критериями ЕГЭ. Содержание задания предполагает использование при его выполнении материала урока (лингвистические и коммуникативные знания, умения и навыки).









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "Простое предложение" (11 класс)

Автор: Устюгова Ирина Николаевна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по теме: "Простое предложение с однородными членами""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekturokapotiemieprostoiepriedlozhieniiesodnorodnymichlienami"
    ["file_id"] => string(6) "325359"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462909553"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по теме: "Простое предложение с однородными членами""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekturokapotiemieprostoiepriedlozhieniiesodnorodnymichlienami1"
    ["file_id"] => string(6) "325360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462909563"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Разработка урока "Золотой человек""
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotkaurokazolotoichieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "279050"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453189683"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Разработка урока "Алтын адам""
    ["seo_title"] => string(24) "razrabotkaurokaaltynadam"
    ["file_id"] => string(6) "279058"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453190602"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Разработка  урока по русскому языку  "Сложное предложение""
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "262774"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449409594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства