Разработка урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Местоимения – прилагательные в языке и речи"
Разработка урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Местоимения – прилагательные в языке и речи"
При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации учителем используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:
– подготовительный – стадия вызова;
– собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
– присвоение информации – стадия рефлексии.
На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи.
Цели:
1.Образовательные:
– повторить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания о местоимении;
– дополнить полученные ранее знания новыми;
– соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи;
– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи.
2. Развивающие:
– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;
– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать,
выделять, обобщать);
– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на
практике.
3.Воспитательные:
– воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское”
отношение к изучению русского языка;
– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.
Задача: довести до сознания учащихся мысль о том, что “местоимения – это слова, объединенные в одну часть речи только по их значению “указательные слова”; постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.
Оборудование: раздаточный материал (информационные тексты, таблицы); опорная схема-кластер на доске; плакат на доске “Кувшин эмоций”.
Проведенный урок полностью соответствовал внедряемой технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Помимо четкого соответствия требуемой структуре используемой технологии (стадия вызова – стадия осмысления – стадия рефлексии), на уроке были использованы и некоторые элементы новизны, подтверждающие творческий подход учителя к разработке и проведению урока. Это: 1).Использование цветового теста на стадии вызова и стадии рефлексии с целью увидеть объективную картину эмоционального настроения учащихся в начале и в конце урока. В начале урока из 20 учеников 3 человека выбрали черный цвет, 4 – зеленый, остальные – красный, желтый и синий. В конце урока зеленый цвет выбрали 10 учащихся, черный – ни один, все остальные – красный, желтый и синий. Это говорит о том, что урок был проведен успешно с максимальной пользой для учащихся. (Черный цвет – негативное отношение ко всему окружающему, в том числе и к уроку; зеленый – желание быть лидером,быть лучше, потребность в похвале,, стремление получить только “5”.)
2).Очень важным элементом урока является самостоятельная формулировка темы и целей самими учащимися, то есть целеполагание. (Не учитель литературно и правильно формулирует тему и цели. (Это он фиксирует у себя в планах.) А именно дети ставят для себя осуществимую для каждого цель и достигают ее). Этому способствует правильная подготовка учителем учащихся на стадии вызова.
2). Развитие образного, слухового, чувственного и эмоционального восприятия материала, взаимодополняющих друг друга и дающих возможность создать ребенку целостную картину “мира”.
3).Кластер, то есть последняя, базовая схема, которая остается у ребенка и в памяти, и на бумаге и где занесена только правильная, выверенная информация, учитель использует на последней стадии рефлексии, а не на стадии вызова, затем рефлексии, как рекомендует уважаемая С.В.Столбунова.
4).В силу того, что на уроке не было практического применения полученных знаний, возможно и являющегося недостатком, по мнению некоторых педагогов, эта работа была выполнена дома (задания прилагаются) и на последующих уроках.
5) Подтверждением эффективности и результативности урока является то, что дети не просто выучили материал и прекрасно выполнили домашнее задание, но и то, что они как бы “пережили” его, “прочувствовали” вместе с учителем. Скажу образно: “Урок прошел на одном дыхании!”
Последующие уроки посвящены не теоретическому материалу, а практической его отработке.
6) На мой взгляд технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” является эффективной, имеет хорошие положительные результаты; разработана для ученика, чтобы максимально приблизить его к процессу познания русского языка и чтобы от этого он получил моральное удовлетворение.
Данная технология очень тесно связана с технологией личностно ориентированного и развивающего обучения. Она “учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее”. Надеюсь, что она принесет “хорошие плоды”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Местоимения – прилагательные в языке и речи"»
Разработка урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Местоимения – прилагательные в языке и речи"
Русский язык
При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации учителем используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:
– подготовительный – стадия вызова;
– собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
– присвоение информации – стадия рефлексии.
На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи.
Цели:
1.Образовательные:
– повторить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания о местоимении;
– дополнить полученные ранее знания новыми;
– соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи;
– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи.
2. Развивающие:
– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;
– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать,
выделять, обобщать);
– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на
практике.
3.Воспитательные:
– воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское”
отношение к изучению русского языка;
– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.
Задача: довести до сознания учащихся мысль о том, что “местоимения – это слова, объединенные в одну часть речи только по их значению “указательные слова”; постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.
Оборудование: раздаточный материал (информационные тексты, таблицы); опорная схема-кластер на доске; плакат на доске “Кувшин эмоций”.
Проведенный урок полностью соответствовал внедряемой технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Помимо четкого соответствия требуемой структуре используемой технологии (стадия вызова – стадия осмысления – стадия рефлексии), на уроке были использованы и некоторые элементы новизны, подтверждающие творческий подход учителя к разработке и проведению урока. Это: 1).Использование цветового теста на стадии вызова и стадии рефлексии с целью увидеть объективную картину эмоционального настроения учащихся в начале и в конце урока. В начале урока из 20 учеников 3 человека выбрали черный цвет, 4 – зеленый, остальные – красный, желтый и синий. В конце урока зеленый цвет выбрали 10 учащихся, черный – ни один, все остальные – красный, желтый и синий. Это говорит о том, что урок был проведен успешно с максимальной пользой для учащихся. (Черный цвет – негативное отношение ко всему окружающему, в том числе и к уроку; зеленый – желание быть лидером ,быть лучше, потребность в похвале, , стремление получить только “5”.)
2).Очень важным элементом урока является самостоятельная формулировка темы и целей самими учащимися, то есть целеполагание. (Не учитель литературно и правильно формулирует тему и цели. (Это он фиксирует у себя в планах.) А именно дети ставят для себя осуществимую для каждого цель и достигают ее). Этому способствует правильная подготовка учителем учащихся на стадии вызова.
2). Развитие образного, слухового, чувственного и эмоционального восприятия материала, взаимодополняющих друг друга и дающих возможность создать ребенку целостную картину “мира”.
3).Кластер, то есть последняя, базовая схема, которая остается у ребенка и в памяти, и на бумаге и где занесена только правильная, выверенная информация, учитель использует на последней стадии рефлексии, а не на стадии вызова , затем рефлексии, как рекомендует уважаемая С.В.Столбунова.
4).В силу того, что на уроке не было практического применения полученных знаний, возможно и являющегося недостатком, по мнению некоторых педагогов, эта работа была выполнена дома (задания прилагаются) и на последующих уроках.
5) Подтверждением эффективности и результативности урока является то, что дети не просто выучили материал и прекрасно выполнили домашнее задание, но и то, что они как бы “пережили” его, “прочувствовали” вместе с учителем. Скажу образно: “Урок прошел на одном дыхании!”
Последующие уроки посвящены не теоретическому материалу, а практической его отработке.
6) На мой взгляд технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” является эффективной, имеет хорошие положительные результаты; разработана для ученика, чтобы максимально приблизить его к процессу познания русского языка и чтобы от этого он получил моральное удовлетворение.
Данная технология очень тесно связана с технологией личностно ориентированного и развивающего обучения. Она “учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее”. Надеюсь, что она принесет “хорошие плоды”.
Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
Первая стадия.
Стадия вызова
Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:…. (учащиеся называют предметы, которые их окружают). Это все создано разумом и руками человека.
Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем?.... (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…..
– Что же она делает?
Ответить на этот вопрос нам поможет эпиграф урока. (Учитель читает эпиграф. Это отрывок из стихотворения известного русского поэта серебряного века Валерия Брюсова “Родной язык”).
Вопросы:
– Кого в этих стихотворных строчках Валерий Брюсов называет другом и врагом, царем и рабом? Какой художественный прием он при этом использует? (Антитезы)
– Как вы понимаете выражение “мой язык”?
– С какой целью автор употребляет его несколько раз, и к какой части речи оно относится? (Предполагаемый ответ: “Это местоимение. Оно придает оттенок искренности и обобщенности, одновременной отнесенности к каждому из нас.)
Ваши ответы дополнит небольшое сообщение…..
Сообщение ученика №1:
Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). О них мы будем говорить далее. Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений. Например:
А.С.Пушкин писал: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы..”,
используя местоимение мой, которое воссоздает чувство близости и родства.
А в стихотворных строчках Сергея Есенина: “Я снова здесь, в семье родной,//
Мой край, задумчивый и нежный!..” местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем.
Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.
Слово учителя:
-Ребята, а вы могли бы привести примеры стихотворных строчек с использованием местоимений. (Учащиеся приводят свои примеры…)
– Сообщение…. поможет вам сформулировать и записать цель урока. (Учащиеся записывают и озвучивают цель).
Второй этап.
Смысловая стадия.
Ребята, давайте вспомним и самостоятельно запишем уже известную вам о местоимении информацию. (Учащиеся заполняют первую колонку таблицы “Я знал (а)”)
Я знал(а).
Новое.
Вызывает сомнение.
Вопросы.
(После заполнения первой колонки один – два ученика зачитывают записанную информацию.)
Уточнить и дополнить сказанное вами поможет сообщение……
Сообщение ученика №2.
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них.
Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”.
Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместосуществительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение.
Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”.
По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений:
– местоимения-существительные;
– местоимения прилагательные;
– местоимения-числительные;
– местоимения-наречия.
(Группы местоимений записаны на доске).
Слово учителя:
– Ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу и подумаем, с какой частью речи можно соотнести местоимение мой.
Пользуясь информацией, которую вы сейчас получили, сформулируйте и запишите тему урока.
(Учащиеся записывают тему и озвучивают ее).
– 1.Как вы думаете, какая самостоятельная часть речи поможет нам при изучении группы местоимений прилагательных? (Предполагаемые ответы учащихся.)
– Давайте вспомним, что обозначает имя прилагательное? (При необходимости приводится пример.)
Вывод, самостоятельно формулируется учащимися.
– Значит местоимения-прилагательные указывают на…. признак предмета . (Эту информацию учащиеся записывают во вторую колонку таблицы).
– 2.Как изменяются имена прилагательные?
– Значит местоимения-прилагательные тоже изменятся по падежам и числам и имеют род.
– 3.Какова синтаксическая функция прилагательного в предложении? (Полная форма –определение; краткая – сказуемое.);/p
– Значит…местоимения-прилагательные в предложении тоже являются определениями. В силу того, что они не имеют краткой формы, то сказуемыми быть не могут. (Под номером 4 учащиеся фиксируют во второй колонке: “Местоимения-прилагательные не имеют краткой формы. В этом состоит их отличи от прилагательных.”)
Третья стадия.
Стадия рефлексии.
Слово учителя.
А теперь, пользуясь новой информацией и информационным текстом, подчеркните все местоимения-прилагательные и соответственно – их разряд.
(Учащиеся, работая в парах, подчеркивают в информационном тексте имена-прилагательные.)
После этой работы один ученик идет к доске и составляет кластер урока. Учащиеся эту же работу проделывают самостоятельно в тетрадях.
(После работы с таблицей учащиеся составляют кластер в тетрадях, а один ученик – на доске. Затем информация озвучивается учеником. Подводится итог работы).
Практическая отработка полученных навыков.
А теперь давайте вернемся к эпиграфу урока и определим разряд местоимения мой.
Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “И.И.Пущину”.
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.
Задание: Назовите употребленные Пушкиным в стихотворении местоимения.
Укажите их разряд. Выделите среди них местоимения – прилагательные . Какую роль они играют в данном отрывке?
3. А теперь обратимся к истории и попытаемся определить значение устаревших местоимений.
Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в двадцатый раз.
(А.С.Пушкин “Дубровский”)
(Сим, оным = этим; коих = которых)
Дополнительное задание.
Вспомните слова и выражения, в состав которых входят устаревшие слова сей и оный.
(Сегодня, сию минуту, ни с того ни с сего, ни то ни се, до сих пор, во время оно..) Если учащиеся затрудняются, то учитель на доске делает небольшую подсказку. Восстановите слова и выражения:
….дня, …. минуту, ни с того ни с …, ни то ни …, до …пор, во время …
– Какую же роль играют местоимения – прилагательные в нашей речи?
Подведение итогов урока.
– Ребята, чему вы сегодня на уроке научились?
– Назовите ключевые слова урока.
– Какую новую информацию для себя получили и достигли ли поставленной перед собой цели?
А теперь посмотрите на доску, где вы видите кувшин эмоций и попробуйте оценить свою работу на уроке.
Поднимите руку те, кто считает, что он молодец сегодня и доволен собой.
А теперь – те, кому еще надо постараться.
(Дети называют понравившиеся цвета, которые видят на кувшине..)
1 .А теперь давайте вернемся к эпиграфу урока и определим разряд местоимения мой.
2. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “И.И.Пущину”.
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.
Задание: Назовите употребленные Пушкиным в стихотворении местоимения.
Укажите их разряд. Выделите из них местоимения-прилагательные.
Какую роль они играют в данном отрывке?
3.А теперь обратимся к истории и попытаемся определить устаревшие местоимений и установить их значение. Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его, по крайней мере, уже в двадцатый раз.
(А.С.Пушкин “Дубровский”)
Дополнительное задание.
Вспомните слова и выражения, в состав которых входят устаревшие слова сей и оный.
Восстановите слова и выражения:
….дня, …. минуту, ни с того ни с …, ни то ни …, до … пор, во время …
(Предполагаемое начало: “ За тридевять земель, в тридесятом царстве Морфологии жили-были … местоимения-прилагательные…)
Сообщение ученика №1.
Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой..), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). О них мы будем говорить далее. Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений. Например:
А.С.Пушкин писал: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы..”, используя местоимение мой, которое воссоздает чувство близости и родства.
А в стихотворных строчках Сергея Есенина: “Я снова здесь, в семье родной,// Мой край, задумчивый и нежный!..” местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем.
Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.
Сообщение ученика №2.
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них.
Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”.
Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместосуществительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение.
Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”.
По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений: