kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку "Полные и краткие прилагательные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предполагает знакомство учащихся с краткой и полной формами прилагательных, их особенностями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Полные и краткие прилагательные"»

Урок русского языка по теме: «Полные и краткие прилагательные»

Цели:

1.Дать представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.

2.Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.

3.Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты обучения:

предметные

метапредметные

личностные

 Обеспечить в ходе урока освоение грамматических особенностей кратких прилагательных, научить определять их синтаксическую роль, правильно произносить наиболее употребительные прилагательные.

Познавательные УУД:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

осознание качества и уровня усвоения материала

 регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Развивать орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память, творческие способности учащихся;

воспитывать нравственные качества: чувство товарищества;  дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение, а также    воспитывать любовь к русскому языку

Виды используемых на уроке средств ИКТ: презентация.

Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности  обучаемых; усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Ход урока

1. Самоопределение в деятельности

— Здравствуйте, ребята! Мне очень бы хотелось начать наш урок с поучительной истории. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

— Помните, что все в ваших руках, и тогда у нас с вами сегодня все обязательно получится.

Давайте запишем в тетради число, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

СЛАЙД 1

— Обратите внимание на экран. Перед нами предложения с пропусками. Они есть и на ваших столах. Вставьте пропущенные буквы, потом поменяйтесь с соседом по парте для взаимопроверки.

СЛАЙД 2

Воскресн.. вечер. Маринка накрывает стол к вечерн..му чаю.

Посредине стола она ставит тарелку с красив.. шоколадн.. тортом, изящн.. вазочку с душист.. земляничн.. вареньем и сахарницу.

Потом Маринка расставляет чашки. Все готово.



Проверим вместе. Прочитаем. (Внимание на произношение слова тОртом). Как можно назвать эти предложения? (Текст)

— Докажите, что это текст. Как бы вы его озаглавили?

— В словах какой части речи вы вставляли пропущенные буквы? (в именах прилагательных).

-— Знание какого правила вам понадобилось при выполнении данного задания?

(Примерный ответ: Знание правописания падежных окончаний имен прилагательных. Для того, чтобы не ошибиться в написании окончаний имен прилагательных, нужно задать вопрос от имени существительного, к которому относится это имя прилагательное. Какое окончание в заданном вопросе, такое будет и в прилагательном).

— Давайте с вами немного пофантазируем и представим себя в роли имени прилагательного. Расскажите о себе. Начать нужно со слов: «Я Имя Прилагательное…»

Выступление учащихся

3. Выявление причин затруднений и постановка цели урока

— Давайте на доске запишем предложение, оставив одну строку для записи темы.

Корень учения горек, а плод сладок.

— Что это за предложение? (пословица)

— На каком приеме строится эта пословица? (антонимии)

-— Назовите две пары антонимов. (корень-плод, горек – сладок)

— Какой частью речи, по-вашему являются слова горек и сладок? (Прилагательные?)

— Но где же у них падежные окончания?

— И на вопрос какой? какая? какое? какие? они не отвечают

— У кого будут какие версии? (Учащиеся высказывают предположения) Если обучающиеся не называют, что это прилагательные краткие, можно подсказать им с помощью стихотворения (На экране. Читает ребенок)

СЛАЙД 3

У полных прилагательных отчаянье:

Куда-то убежало окончание.

Умчалось, разрешенья не спросив.

Стал смелый смел,

Красивый стал красив.

И полным прилагательным несладко:

Что было полным, стало кратким.

— Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить?

СЛАЙД 4

Запись темы в тетрадь: «Прилагательные полные и краткие» (какая орфограмма в слове «прилагательные»?)

— Как вы думаете, что мы сегодня узнаем и чему должны будем научиться? (Как образовались, как изменяются краткие прилагательные? Какую роль играют в предложении и в речи? Как различать полные и краткие прилагательные?)

4. Построение решения выхода из затруднительной ситуации.

— Чтобы узнать что-то новое, мы читаем, наблюдаем, сравниваем. Предлагаю внимательно рассмотреть слова, записанные у вас в учебнике на странице 91. Какие вопросы можно задать к прилагательным во 2-х столбиках? Они отличаются?

Белый –бел

Белая –бела

Белое –бело

Белые -белы

— Как меняются краткие прилагательные? От чего и с помощью чего они образуются? (Ответы детей: краткая форма образуется от основы полной формы + окончание нулевое, -а -о, -ы. Меняется число, а в ед. числе и род кратких прилагательных).

— А сейчас проверим правильность сделанных нами выводов. Как мы это можем сделать? (Прочитать учебник). Открываем учебник на стр. 92.

— Узнали еще что-то новое? (Краткие прилагательные не склоняются, в предложении обычно являются сказуемым)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

— Ребята, вы знаете, что такое кластер? Сейчас я научу вас его составлять.

Это схема, в центре которой пишем ключевое понятие (краткое прилагательное). Рядом с этим понятием краткой записью обозначим то, что мы о нем знаем. (вопросы, изменяется по числам, в ед. числе — по родам, в предложении является сказуемым)

6. Физминутка, совмещенная с формированием навыка различать полные и краткие прилагательные.

— Ребята, сейчас мы свами немного отдохнем, но отдохнем с пользой.

Закройте глаза. Я буду перечислять имена прилагательные, а вы загибайте палец на правой руке, если оно краткое, на левой — если полное. (Равное количество кратких и полных прилагательных)

Зеленый, красив, умен, теплый, яркий, бодр, весел, дружный, счастливый, близок.

7. Знакомство с орфограммой «Правописание ь у кратких прилагательных после шипящей».

СЛАЙД 5

— Ребята, у нас есть красивая корзина. Она непростая. Сюда можно поместить знания. Посмотрите, пожалуйста, на словосочетания сбоку. Какой частью речи являются выделенные слова. (2 сущ. и кр. прил.). Обратите внимание на то, как написано краткое прилагательное. Какой вывод мы можем сделать? (У кратких прилагательных с основой на шипящую Ь не пишется)



Весенняя ночь, упругий мяч, цветок пахуч.



К сожалению, все словосочетания в нашу корзину не вместятся.

Что мы положим в нашу корзину? (1. Весенняя ночь, упругий мяч, т.к. их объединяет правописание ь в существительных; 2. Упругий мяч, цветок пахуч, т.к. в этих словах Ь не пишется).

СЛАЙД 6

8. Домашнее задание.

Выуч. правила параграфа 104

1уровень

Упр 592

2 уровень

Найти и записать пословицы и поговорки, в которых встречаются краткие прилагательные

3 уровень

Закончите предложения. Подчеркните краткие прилагательные.

1. Глупа та птица, которой гнездо свое …(не мило)

2. Кто малым не доволен, тот большего…(не достоин)

3. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот, кто на дело… (туп)

4. И волки сыты, и овцы …(целы)

5. Голь на выдумки …(хитра)

6. Дела, как сажа…(бела)

7. Умный и без денег…(богат)

8. Сам стар, да душа… (молода)

9 Для умелой руки все работы… (легки)

10 Беден не тот, у кого мало, а тот, кому.. ( мало)

9. Рефлексия учебной деятельности

— Ребята, сегодня мы с вами сделали большую работу. Посмотрите на экран. Там вы видите фразу: «Я знаю, я запомнил, я смог». Пользуясь этими словами, расскажите, что у вас сегодня получилось.

— Если не все удалось, не расстраивайтесь. Будет еще один урок по теме, поработаете дома. И помните: все в ваших руках.

10. Выставление отметок.

— Сегодня многие из вас старались. Мне хотелось бы отметить…..




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по русскому языку "Полные и краткие прилагательные"

Автор: Калинина Ольга Сергеевна

Дата: 20.06.2016

Номер свидетельства: 335407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Разработка урока по русскому языку в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "175630"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424282509"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока русского языка на тему: "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия" "
    ["seo_title"] => string(104) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-usloviia"
    ["file_id"] => string(6) "107821"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403457741"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka_otkrytogo_uroka_po_russkomu_iazyku_v_5_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "587495"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1632643520"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока в 7 классе на тему: "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-uroka-v-7-klassie-na-tiemu-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "191923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427384339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства