Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Полные и краткие прилагательные"»
Урок русского языка по теме: «Полные и краткие прилагательные»
Цели:
1.Дать представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.
2.Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.
3.Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты обучения:
предметные
метапредметные
личностные
Обеспечить в ходе урока освоение грамматических особенностей кратких прилагательных, научить определять их синтаксическую роль, правильно произносить наиболее употребительные прилагательные.
Познавательные УУД:
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
осознание качества и уровня усвоения материала
регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Развивать орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память, творческие способности учащихся;
воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку
Виды используемых на уроке средств ИКТ: презентация.
Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых; усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Ход урока
1. Самоопределение в деятельности
— Здравствуйте, ребята! Мне очень бы хотелось начать наш урок с поучительной истории. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
— Помните, что все в ваших руках, и тогда у нас с вами сегодня все обязательно получится.
Давайте запишем в тетради число, классная работа.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
СЛАЙД 1
— Обратите внимание на экран. Перед нами предложения с пропусками. Они есть и на ваших столах. Вставьте пропущенные буквы, потом поменяйтесь с соседом по парте для взаимопроверки.
СЛАЙД 2
Воскресн.. вечер. Маринка накрывает стол к вечерн..му чаю.
Посредине стола она ставит тарелку с красив.. шоколадн.. тортом, изящн.. вазочку с душист.. земляничн.. вареньем и сахарницу.
Потом Маринка расставляет чашки. Все готово.
Проверим вместе. Прочитаем. (Внимание на произношение слова тОртом). Как можно назвать эти предложения? (Текст)
— Докажите, что это текст. Как бы вы его озаглавили?
— В словах какой части речи вы вставляли пропущенные буквы? (в именах прилагательных).
-— Знание какого правила вам понадобилось при выполнении данного задания?
(Примерный ответ: Знание правописания падежных окончаний имен прилагательных. Для того, чтобы не ошибиться в написании окончаний имен прилагательных, нужно задать вопрос от имени существительного, к которому относится это имя прилагательное. Какое окончание в заданном вопросе, такое будет и в прилагательном).
— Давайте с вами немного пофантазируем и представим себя в роли имени прилагательного. Расскажите о себе. Начать нужно со слов: «Я Имя Прилагательное…»
Выступление учащихся
3. Выявление причин затруднений и постановка цели урока
— Давайте на доске запишем предложение, оставив одну строку для записи темы.
Корень учения горек, а плод сладок.
— Что это за предложение? (пословица)
— На каком приеме строится эта пословица? (антонимии)
-— Назовите две пары антонимов. (корень-плод, горек – сладок)
— Какой частью речи, по-вашему являются слова горек и сладок? (Прилагательные?)
— Но где же у них падежные окончания?
— И на вопрос какой? какая? какое? какие? они не отвечают
— У кого будут какие версии? (Учащиеся высказывают предположения) Если обучающиеся не называют, что это прилагательные краткие, можно подсказать им с помощью стихотворения (На экране. Читает ребенок)
СЛАЙД 3
У полных прилагательных отчаянье:
Куда-то убежало окончание.
Умчалось, разрешенья не спросив.
Стал смелый смел,
Красивый стал красив.
И полным прилагательным несладко:
Что было полным, стало кратким.
— Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить?
СЛАЙД 4
Запись темы в тетрадь: «Прилагательные полные и краткие» (какая орфограмма в слове «прилагательные»?)
— Как вы думаете, что мы сегодня узнаем и чему должны будем научиться? (Как образовались, как изменяются краткие прилагательные? Какую роль играют в предложении и в речи? Как различать полные и краткие прилагательные?)
4. Построение решения выхода из затруднительной ситуации.
— Чтобы узнать что-то новое, мы читаем, наблюдаем, сравниваем. Предлагаю внимательно рассмотреть слова, записанные у вас в учебнике на странице 91. Какие вопросы можно задать к прилагательным во 2-х столбиках? Они отличаются?
Белый –бел
Белая –бела
Белое –бело
Белые -белы
— Как меняются краткие прилагательные? От чего и с помощью чего они образуются? (Ответы детей: краткая форма образуется от основы полной формы + окончание нулевое, -а -о, -ы. Меняется число, а в ед. числе и род кратких прилагательных).
— А сейчас проверим правильность сделанных нами выводов. Как мы это можем сделать? (Прочитать учебник). Открываем учебник на стр. 92.
— Узнали еще что-то новое? (Краткие прилагательные не склоняются, в предложении обычно являются сказуемым)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
— Ребята, вы знаете, что такое кластер? Сейчас я научу вас его составлять.
Это схема, в центре которой пишем ключевое понятие (краткое прилагательное). Рядом с этим понятием краткой записью обозначим то, что мы о нем знаем. (вопросы, изменяется по числам, в ед. числе — по родам, в предложении является сказуемым)
6. Физминутка, совмещенная с формированием навыка различать полные и краткие прилагательные.
— Ребята, сейчас мы свами немного отдохнем, но отдохнем с пользой.
Закройте глаза. Я буду перечислять имена прилагательные, а вы загибайте палец на правой руке, если оно краткое, на левой — если полное. (Равное количество кратких и полных прилагательных)
7. Знакомство с орфограммой «Правописание ь у кратких прилагательных после шипящей».
СЛАЙД 5
— Ребята, у нас есть красивая корзина. Она непростая. Сюда можно поместить знания. Посмотрите, пожалуйста, на словосочетания сбоку. Какой частью речи являются выделенные слова. (2 сущ. и кр. прил.). Обратите внимание на то, как написано краткое прилагательное. Какой вывод мы можем сделать? (У кратких прилагательных с основой на шипящую Ь не пишется)
Весенняя ночь, упругий мяч, цветок пахуч.
К сожалению, все словосочетания в нашу корзину не вместятся.
Что мы положим в нашу корзину? (1. Весенняя ночь, упругий мяч, т.к. их объединяет правописание ь в существительных; 2. Упругий мяч, цветок пахуч, т.к. в этих словах Ь не пишется).
СЛАЙД 6
8. Домашнее задание.
Выуч. правила параграфа 104
1уровень
Упр 592
2 уровень
Найти и записать пословицы и поговорки, в которых встречаются краткие прилагательные
2. Кто малым не доволен, тот большего…(не достоин)
3. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот, кто на дело… (туп)
4. И волки сыты, и овцы …(целы)
5. Голь на выдумки …(хитра)
6. Дела, как сажа…(бела)
7. Умный и без денег…(богат)
8. Сам стар, да душа… (молода)
9 Для умелой руки все работы… (легки)
10 Беден не тот, у кого мало, а тот, кому.. ( мало)
9. Рефлексия учебной деятельности
— Ребята, сегодня мы с вами сделали большую работу. Посмотрите на экран. Там вы видите фразу: «Я знаю, я запомнил, я смог». Пользуясь этими словами, расскажите, что у вас сегодня получилось.
— Если не все удалось, не расстраивайтесь. Будет еще один урок по теме, поработаете дома. И помните: все в ваших руках.
10. Выставление отметок.
— Сегодня многие из вас старались. Мне хотелось бы отметить…..
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}