kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку на тему: "Корень слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

1) формировать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова;

2) развивать у детей познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать слова, подбирать и распознавать однокоренные слова, выделять общую часть родственных слов; способствовать формированию навыков самостоятельной работы;

3) создавать условия для доброжелательного взаимодействия учащихся на уроках русского языка;

4) воспитывать аккуратность, интерес к знаниям.

Ход урока.

1. Организационный момент.

На части не делится солнце лучисто

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

2. Минутка чистописания.

( Запись на доске)

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).

- Пусть эта пословица будет сегодня девизом нашего урока.

- Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

3. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь написаны.

( Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль)

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь на дворе красавица-зима. Махнет она своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели заносят сугробами города и села. Одела зима деревья в пушистые снеговые шубы, природа спит прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

1) –А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

2) Проверка.

- Какие слова называются родственными? (близкие по смыслу)

- Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зима- время года.

Зимушка - ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день)

- Но, ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц. Значит, эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да-нет).

3)- Тогда должно быть еще одно условие, при котором слова будут называться родственными.

- Что увидели?

- У них есть общая часть. ( зим-)

- Как называется эта общая часть в словах?

(Вывод: родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.)

- А что же такое корень? Где мы встречаемся с этим понятием?

( Корень растения – подземная часть; корень зуба, волоса; часть слова )

4. Сказка.

Много-много лет назад появилось на свете слово сад. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово сад, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова сад. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем.

И правильно сделали, от неё как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

- А давайте мы с вами посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева? (корень, ствол, ветки, листья)

-А какая часть самая главная? (корень)

-А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего дерева корень – сад-

Стихи.

Как-то много лет назад посадили люди сад.

Не был он фруктовым – был он просто словом.

Это слово – слово корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод, с ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном.

Правило о корне слова.

5. Понятие однокоренных слов.

- А как еще можно назвать слова с одним и тем же корнем?

(однокоренные)

6. Игра «Путаница».

Слова перепутаны. Распределить по группам. Обвести цветным карандашом группы.

Гора, гусь, горевать, снегопад, горный, гусыня, снег, гусеница, снежный.

- Что нужно сделать, чтобы найти корень?

- Чтобы найти в слове корень, нужно сравнить несколько родственных слов и выделить в них общую часть.

- Мы раскрыли один из секретов однокоренных слов.

Корни однокоренных слов могут слегка отличаться в звучании и написании из-за чередований.

- Являются ли данные слова однокоренными? Докажите.

Есть ли лишние слова? Почему эти слова лишние? (Слова имеют разное значение.)

- Мы раскрыли ещё один из секретов однокоренных слов.

- Что же это за секрет? (Слова, звучащие похоже или одинаково, не обязательно однокоренные.)

7. Игра

Я называю животное, а вы хором называете родственное слово, которое обозначает его детёныша.

Лиса – лисёнок                           

Сова – совёнок

Лось – лосёнок

Тигр – тигрёнок

Корова ? – теленок

- Является ли «телёнок» однокоренным словом? (Не является, так как корень этих слов разный.)

8. Самостоятельная работа. ( задания на слайдах )

Проверка вслух, самооценивание.

9. Физминутка

10. Групповая работа.

- А теперь мы поиграем в игру « День и ночь».

Я тихо произношу слово «ночь», вы закрываете глаза и тихо кладёте головы на парты. Я говорю слово. Вы думаете. «День», просыпаетесь и говорите однокоренное слово.

11. Творческое задание (в группе).

- Каждой группе нужно составить небольшой рассказ с данным корнем. Включить как можно больше однокоренных слов.

1) группа – город

2) группа – село

12. Итог урока. Взаимооценивание.

13. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Какие понятия мы вспомнили и закрепили на нашем уроке? ( Давайте еще раз закрепим наши знания )

- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. А какую связь с нашим уроком вы заметили? (в пословице есть однокоренные слова)

Составление синквейна «Корень слова» (работа в группах).

14. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему: "Корень слова"»

Задачи:

1) формировать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова;

2) развивать у детей познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать слова, подбирать и распознавать однокоренные слова, выделять общую часть родственных слов; способствовать формированию навыков самостоятельной работы;

3) создавать условия для доброжелательного взаимодействия учащихся на уроках русского языка;

4) воспитывать аккуратность, интерес к знаниям.


Ход урока.

1. Организационный момент.

На части не делится солнце лучисто

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

2. Минутка чистописания.

( Запись на доске)

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).

- Пусть эта пословица будет сегодня девизом нашего урока.

- Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

3. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь написаны.

( Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль)

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь на дворе красавица-зима. Махнет она своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели заносят сугробами города и села. Одела зима деревья в пушистые снеговые шубы, природа спит прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

1) –А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

2) Проверка.

- Какие слова называются родственными? (близкие по смыслу)

- Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зима- время года.

Зимушка - ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день)

- Но, ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц. Значит, эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да-нет).

3)- Тогда должно быть еще одно условие, при котором слова будут называться родственными.

- Что увидели?

- У них есть общая часть. ( зим-)

- Как называется эта общая часть в словах?

(Вывод: родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.)

- А что же такое корень? Где мы встречаемся с этим понятием?

( Корень растения – подземная часть; корень зуба, волоса; часть слова )

4. Сказка.

Много-много лет назад появилось на свете слово сад. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово сад, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова сад. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем.

И правильно сделали, от неё как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

- А давайте мы с вами посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева? (корень, ствол, ветки, листья)

-А какая часть самая главная? (корень)

-А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего дерева корень – сад-

Стихи.

Как-то много лет назад посадили люди сад.

Не был он фруктовым – был он просто словом.

Это слово – слово корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод, с ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном.

Правило о корне слова.

5. Понятие однокоренных слов.

- А как еще можно назвать слова с одним и тем же корнем?

(однокоренные)

6. Игра «Путаница».

Слова перепутаны. Распределить по группам. Обвести цветным карандашом группы.

Гора, гусь, горевать, снегопад, горный, гусыня, снег, гусеница, снежный.

- Что нужно сделать, чтобы найти корень?

- Чтобы найти в слове корень, нужно сравнить несколько родственных слов и выделить в них общую часть.

- Мы раскрыли один из секретов однокоренных слов.

Корни однокоренных слов могут слегка отличаться в звучании и написании из-за чередований.

- Являются ли данные слова однокоренными? Докажите.

Есть ли лишние слова? Почему эти слова лишние? (Слова имеют разное значение.)

- Мы раскрыли ещё один из секретов однокоренных слов.

- Что же это за секрет? (Слова, звучащие похоже или одинаково, не обязательно однокоренные.)

7. Игра

Я называю животное, а вы хором называете родственное слово, которое обозначает его детёныша.

Лиса – лисёнок

Сова – совёнок

Лось – лосёнок

Тигр – тигрёнок

Корова ? – теленок

- Является ли «телёнок» однокоренным словом? (Не является, так как корень этих слов разный.)

8. Самостоятельная работа. ( задания на слайдах )

Проверка вслух, самооценивание.

9. Физминутка

10. Групповая работа.

- А теперь мы поиграем в игру « День и ночь».

Я тихо произношу слово «ночь», вы закрываете глаза и тихо кладёте головы на парты. Я говорю слово. Вы думаете. «День», просыпаетесь и говорите однокоренное слово.

11. Творческое задание (в группе).

- Каждой группе нужно составить небольшой рассказ с данным корнем. Включить как можно больше однокоренных слов.

1) группа – город

2) группа – село

12. Итог урока. Взаимооценивание.

13. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Какие понятия мы вспомнили и закрепили на нашем уроке? ( Давайте еще раз закрепим наши знания )

- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. А какую связь с нашим уроком вы заметили? (в пословице есть однокоренные слова)

Составление синквейна «Корень слова» (работа в группах).

14. Домашнее задание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Разработка урока по русскому языку на тему: "Корень слова"

Автор: Михайлова Галина Ивановна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методическая разработка урока. Русский язык. "Корень слова" "
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkii-iazyk-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "177247"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424609573"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема: Корень.Однокоренные слова. "
    ["seo_title"] => string(92) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-2-klass-tiema-korien-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "155916"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421338383"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок русского языка по теме: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_nabliudieniie_nad_odnokoriennymi_slovami_opriedi"
    ["file_id"] => string(6) "356663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478608883"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Разработка интегрированного урока.  Русский язык и познание мира. "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-russkii-iazyk-i-poznaniie-mira"
    ["file_id"] => string(6) "178164"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424783953"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Флипчарты к уроку русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(73) "flipcharty-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-korien-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "194475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427785150"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства