Задачи:
1) формировать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова;
2) развивать у детей познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать слова, подбирать и распознавать однокоренные слова, выделять общую часть родственных слов; способствовать формированию навыков самостоятельной работы;
3) создавать условия для доброжелательного взаимодействия учащихся на уроках русского языка;
4) воспитывать аккуратность, интерес к знаниям.
Ход урока.
1. Организационный момент.
На части не делится солнце лучисто
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
2. Минутка чистописания.
( Запись на доске)
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).
- Пусть эта пословица будет сегодня девизом нашего урока.
- Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
3. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь написаны.
( Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль)
- На какую тему все эти слова?
- И это не случайно, ведь на дворе красавица-зима. Махнет она своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели заносят сугробами города и села. Одела зима деревья в пушистые снеговые шубы, природа спит прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
1) –А теперь внимание, задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.
2) Проверка.
- Какие слова называются родственными? (близкие по смыслу)
- Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зима- время года.
Зимушка - ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день)
- Но, ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц. Значит, эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да-нет).
3)- Тогда должно быть еще одно условие, при котором слова будут называться родственными.
- Что увидели?
- У них есть общая часть. ( зим-)
- Как называется эта общая часть в словах?
(Вывод: родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.)
- А что же такое корень? Где мы встречаемся с этим понятием?
( Корень растения – подземная часть; корень зуба, волоса; часть слова )
4. Сказка.
Много-много лет назад появилось на свете слово сад. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово сад, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова сад. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем.
И правильно сделали, от неё как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.
- А давайте мы с вами посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева? (корень, ствол, ветки, листья)
-А какая часть самая главная? (корень)
-А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего дерева корень – сад-
Стихи.
Как-то много лет назад посадили люди сад.
Не был он фруктовым – был он просто словом.
Это слово – слово корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
Правило о корне слова.
5. Понятие однокоренных слов.
- А как еще можно назвать слова с одним и тем же корнем?
(однокоренные)
6. Игра «Путаница».
Слова перепутаны. Распределить по группам. Обвести цветным карандашом группы.
Гора, гусь, горевать, снегопад, горный, гусыня, снег, гусеница, снежный.
- Что нужно сделать, чтобы найти корень?
- Чтобы найти в слове корень, нужно сравнить несколько родственных слов и выделить в них общую часть.
- Мы раскрыли один из секретов однокоренных слов.
Корни однокоренных слов могут слегка отличаться в звучании и написании из-за чередований.
- Являются ли данные слова однокоренными? Докажите.
Есть ли лишние слова? Почему эти слова лишние? (Слова имеют разное значение.)
- Мы раскрыли ещё один из секретов однокоренных слов.
- Что же это за секрет? (Слова, звучащие похоже или одинаково, не обязательно однокоренные.)
7. Игра
Я называю животное, а вы хором называете родственное слово, которое обозначает его детёныша.
Лиса – лисёнок
Сова – совёнок
Лось – лосёнок
Тигр – тигрёнок
Корова ? – теленок
- Является ли «телёнок» однокоренным словом? (Не является, так как корень этих слов разный.)
8. Самостоятельная работа. ( задания на слайдах )
Проверка вслух, самооценивание.
9. Физминутка
10. Групповая работа.
- А теперь мы поиграем в игру « День и ночь».
Я тихо произношу слово «ночь», вы закрываете глаза и тихо кладёте головы на парты. Я говорю слово. Вы думаете. «День», просыпаетесь и говорите однокоренное слово.
11. Творческое задание (в группе).
- Каждой группе нужно составить небольшой рассказ с данным корнем. Включить как можно больше однокоренных слов.
1) группа – город
2) группа – село
12. Итог урока. Взаимооценивание.
13. Рефлексия.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Какие понятия мы вспомнили и закрепили на нашем уроке? ( Давайте еще раз закрепим наши знания )
- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. А какую связь с нашим уроком вы заметили? (в пословице есть однокоренные слова)
Составление синквейна «Корень слова» (работа в группах).
14. Домашнее задание.