Республика Саха (Якутия) Вилюйский улус
МБОУ «Баппагаинская средняя общеобразовательная школа
имени М.А. Алексеева»
Разработка открытого урока по русскому языку.
Тема: «Имя прилагательное»
Работа учителя начальных классов
Шамаевой Айталины Николаевны
2015 год
Класс: II
Тема урока. Имя прилагательное.
Форма урока: урок- игра.
Цели: углубить представление учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов, совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного; формировать умение ставить к слову вопрос к,, формировать навыки грамотного письма, воспитывать чувство коллективизма, умения работать совместно.
Наглядные пособия, ТСО: Буратино, фишки- монеты, магнитофон, таблица «Этапы урока», карточки, золотой ключик, компьютер, экран, проектор.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня у нас будет необычный урок – игра. Мы познакомимся с новой частью речи.
На доске тема урока.
- Игра будет проходить по следующим этапам (таблица этапов игры висит на доске).
I этап. «Угадай, кто это?»
II этап. Знакомство с именем прилагательным
III этап. Музыкальная пауза
IV этап. Загадки
V этап. Физминутка
VI этап. Игра «Кто это? Что это?»
VII этап. Работа по парам
VIII этап. Итог урока
- Итак, начнём урок.
Психологический настрой учащихся (тихо звучит сказочная музыка).
- Все закрыли глаза, кругом тишина.
- Что мы слышим?
- Где мы?
- Представьте себе, что мы все попали в сказочную страну.
- Какие звуки мы слышим?
- Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло. Всем нам весело и радостно стало!
- Открыли глаза и улыбнулись друг другу.
I этап. Угадай кто это?
- К нам в гости пришёл весёлый человек. Но надо отгадать его имя, решив ребус.
- Назовите, что изображено на рисунках?
- Прочитайте по первым буквам имя Весёлого человека. По рисункам отгадывают, рисунки показаны на слайде.
- Кто это? Буратино. Вот он.
- Буратино принёс много заданий для нашего урока. И просит помочь ему.
Работа на тетрадях. Чистописание.
- С какой буквы начинается слово Буратино? Какой звук?
На доске слова: б..рёзовый, б..жит, б..льной, б..льшой.
- Чем похожи все эти слова? Обоснуйте свой ответ. ( Все слова начинаются с буквы б. Во всех словах пропущена безударная гласная).
- Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово бежит, это глагол, отвечает на вопрос что делает? А все остальные слова отвечают на вопрос какой?
Ббео Ббееоо
- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
II этап. Знакомство с именем прилагательным.
На столах у детей – карточки с двумя столбиками слов:
Мёд жаркие
Трава сладкий
Поле зелёная
Дни большое
- Прочитайте слова на карточках, и составьте пары слов из левого и правого столбиков и соединим их линиями. По какому признаку объединены слова в первом столбике?
(Они отвечают на вопросы кто?, что? Это имена существительные)
- А что общего у слов во втором столбике?
( Они отвечают на вопросы какой? Какая? …)
- Молодцы, эти слова называются именами прилагательными. Они отвечают на вопросы какой?, какая?, какие?, какое?
Показ на слайде.
Они отвечают на вопросы какой? толбике?
ом столбике?
левого и правого столбиков и соединим их линиями. 0000000000000000000000
- А теперь выясним для чего нужны имена прилагательные?
Буратино нам принёс задание. Послушайте и определите , о ком идёт речь. Показ на слайде
У него уши, хвост, шерсть.
У него длинные уши, короткий хвост. Летом шерсть серая, а зимой белая.
Какие слова во втором тексте помогают догадаться, о ком говорится в тексте?
- Это имена прилагательные. Они уточняют, украшают слова.
III. Музыкальная пауза.
- Буратино принёс нам интересную музыку, а музыка то не простая. Слушайте внимательно. Отгадайте кто это?
1 задание. К этим словам подберите как можно больше прилагательных. (показ зверей на слайде)
1) Собака какая? (злая… )
2) Тигр
3) Заяц
4) Белка
- Молодцы, правильно! (Буратино раздаёт фишки-монетки)
IV этап. Загадки.
- А вы любите загадки?
- Буратино нам сегодня принёс много загадок. Давайте отгадаем. (Загадки в конверте). Отгадавшему Буратино раздаёт фишки -монетки.
1 загадка.
Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. (арбуз)
2. красный нос в землю врос,
А зелёный хвост – снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
3. Сама пёстрая, ест зелёное, а делает белое. (корова)
4. Непоседа пестрая – птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)
5. Хитрая плутовка – рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её ….. (лиса)
6. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)
7. красная, сладкая, душистая,
Растет низко, к земле близко. (земляника)
8. Живёт в глуши лесной
Старательный работник –
Лесной носатый плотник. (дятел)
V этап. Физминутка.
- А теперь немножко отдохнём (показ текста на слайде)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать (повторить 2 раза).
- Все сели.
VI этап. Игра «Кто это? Что это?»
- Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова.
Побеждает та группа, которая больше наберёт фишек.
- Добрая, любимая, родная - …
Весенний, звонкий, говорливый - …
Интересная, библиотечная, любимая - …
Хитрая, рыжая, пушистая - …
Вкусный, шоколадный, свежий - …
Шелковое, красивое, длинное - …
Круглый, деревянный, обеденный - …
Косолапый, белый, неуклюжий - …
Настольная, яркая, удобная - …
Зимние, тёплые, красивые - …
Новогодний, весёлый, долгожданный –
Морозный, ясный, зимний - …
Домашний, пушистый, любимый - …
Полевой, садовый, лесной - …
Сочное, вкусное, спелое - …
Новые, многоэтажные, красивые -…
Горячий, мясной, вкусный - …
Грецкие, лесные, вкусные -…
Настенные, карманные, ручные - …
Чистая, прозрачная, питьевая - …
Мягкая, удобная, деревянная - …
- Что мы описываем с помощью имён прилагательных?
(форму, цвет, вкус, размер)
- Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные?
( Признаки предмета). Показ на слайде
VII этап. Работа по парам.
- Рассмотрите иллюстрации, составьте сравнительное описание этих предметов в парах. Сравните арбуз и дыню, грушу и лимон, розу и шиповник, вишню и малину по форме, по цвету, по вкусу, по плотности итд.
- Молодцы! (Буратино раздаёт фишки- монетки)
VIII. Итог урока.
- Буратино очень рад, что вы так хорошо усвоили новую тему.
- Ещё раз вспомним вместе правило
- Хорошо
- Вам понравился урок? Какой этап для вас был самым интересным?
- Буратино дарит вам свой золотой ключик на память. (Вручение жетонов «Золотой ключик» всем)
ррпп