Разработка урока "Исконно русские и заимствованные слова"
Разработка урока "Исконно русские и заимствованные слова"
Предлагаемая разработка по теме "Исконно русские и заимствованные слова" предназначена для проведения урока по лексике в 6 классе.Определены УУД, формируемые у учащихся на уроке. В качестве мотивационногоэтапа даётся игровой момент - используется викторина, позволяющая вклбчить подростков в различные виды деятельности.Групповая работа может быть организована по интересам. Домашнее задание предусматривает выбор учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Исконно русские и заимствованные слова" »
Урок по теме: «Исконно русские и заимствованные слова»
Цель: Знакомство с заимствованными словами, выяснение их значения и места в языке.
Задачи урока:
Учебные: Выяснить пути пополнения лексики русского языка.
Метапредметные: Осмыслить, как знание иностранного языка помогает в понимании значения (семантики) иноязычных слов. Использовать словари для определения лексического, определять слова. Уяснить специфику «Словарей иностранных слов».
Регулятивные: Формировать умение решать проблемы , находить ресурсы и пути решения.
Личностные: Интерес к изучению лексики русского языка. Уважение к родному языку и корректное использование иноязычной лексики.
Оборудование урока:
Учебный комплекс + словари иностранных слов.
PC + проектор + экран.
Ход урока:
Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам:
Для чего нужно изучать лексику?
На какие группы делятся слова по употреблению?
3. Что такое архаизмы, историзмы и неологизмы? Приведите примеры. Где они могут использоваться?
Мотивационный этап. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемного вопроса.
На слайде викторина:
ВИКТОРИНА
Вопрос викторине : Можете ли вы ответить на предложенные вопросы? Почему?
Что такое дендрохронология?
Чем занимаются этнографы, селекционеры, педиатры?
Чем аэропоника отличается от гидропоники?
Что делает топиарий в розарии и сирингарии?
Может ли аранжировщик иметь отношение к икебане?
Можно ли сыграть на спинете?
Можно ли с марса наблюдать за горизонтом?
Имеют ли астры отношение к звёздам?
Что общего у акварели, аквариума и акваланга?
Реально ли войти в иглу?
Что такое мамиллярия? Животное? Растение?
Какая газель может обладать грациозной стройностью, но не бегает?
Вас заинтересовали вопросы викторины? В путь!
Сформулируем и запишем тему урока (« Исконно русская и иноязычная лексика»)
Самостоятельная работа учащихся по добыванию знаний. Класс делится на 3 группы: «Теоретики», «Исследователи» и «Лексикологи». Можно советоваться, оказывать взаимопомощь. Учитель инструктирует.
Инструкция для 1 группы:
Найдите соответствующий материал учебника и прочитайте его. Рассмотрите рисунки и подписи под ними. Что вас изумило и почему?
Выполните упражнения. Какие вопросы они прояснили? Что осталось неясным? Каким словарём вы воспользуетесь, чтобы выполнить задание?
Инструкция для 2 группы:
Определите лингвистическую тему викторины. Для ответа на вопросы найдите ресурсы и способы решения проблемы. Где могут встретиться эти и подобные им слова? Составьте предложения, чтобы прояснить семантику слов, данных в викторине.
Инструкция для 3 группы:
Из каких языков пришли слова? Как вы смогли это определить? Какая морфема содержит лексическое значение слова?
Составьте словарь из слов викторины, запишите к ним синонимы. Расскажите об особенностях «Словаря иностранных слов».
Этап презентации добытых знаний и умений. Делимся радостью открытий! Теоретики рассказывают об исконно русских и иноязычных словах; исследователи зачитывают тексты и предложения, переводчики предоставляют составленные словари.
Этап оценивания. Наряду с оценкой учителя, даётся самооценка и оценка одноклассников.
Этап рефлексии. Какие опасности могут подстерегать при использовании иноязычной лексики? Назовите вопросы викторины, основанные на омонимии.
Домашнее задание: Знать определение заимствованных слов, выписать из толкового словаря слова на темы: «Спорт», «Искусство», «Живопись», «Музыка» ( на выбор). Составить с ними предложения или связный текст.