kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая разработка по теме "Исконно русские и заимствованные слова" предназначена для проведения урока по лексике в 6 классе.Определены УУД, формируемые у учащихся на уроке. В качестве мотивационногоэтапа даётся игровой момент - используется викторина, позволяющая вклбчить подростков в различные виды деятельности.Групповая работа может быть организована по интересам. Домашнее задание предусматривает выбор учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Исконно русские и заимствованные слова" »

Урок по теме: «Исконно русские и заимствованные слова»





Цель: Знакомство с заимствованными словами, выяснение их значения и места в языке.

Задачи урока:

  • Учебные: Выяснить пути пополнения лексики русского языка.

  • Метапредметные: Осмыслить, как знание иностранного языка помогает в понимании значения (семантики) иноязычных слов. Использовать словари для определения лексического, определять слова. Уяснить специфику «Словарей иностранных слов».

  • Регулятивные: Формировать умение решать проблемы , находить ресурсы и пути решения.

  • Личностные: Интерес к изучению лексики русского языка. Уважение к родному языку и корректное использование иноязычной лексики.

Оборудование урока:

  1. Учебный комплекс + словари иностранных слов.

  2. PC + проектор + экран.

Ход урока:



  • Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

  • Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам:

    1. Для чего нужно изучать лексику?

    2. На какие группы делятся слова по употреблению?

3. Что такое архаизмы, историзмы и неологизмы? Приведите примеры. Где они могут использоваться?

  • Мотивационный этап. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемного вопроса.

На слайде викторина:

ВИКТОРИНА

Вопрос викторине : Можете ли вы ответить на предложенные вопросы? Почему?



  1. Что такое дендрохронология?

  2. Чем занимаются этнографы, селекционеры, педиатры?

  3. Чем аэропоника отличается от гидропоники?

  4. Что делает топиарий в розарии и сирингарии?

  5. Может ли аранжировщик иметь отношение к икебане?

  6. Можно ли сыграть на спинете?

  7. Можно ли с марса наблюдать за горизонтом?

  8. Имеют ли астры отношение к звёздам?

  9. Что общего у акварели, аквариума и акваланга?

  10. Реально ли войти в иглу?

  11. Что такое мамиллярия? Животное? Растение?

  12. Какая газель может обладать грациозной стройностью, но не бегает?

Вас заинтересовали вопросы викторины? В путь!

Сформулируем и запишем тему урока (« Исконно русская и иноязычная лексика»)

  • Самостоятельная работа учащихся по добыванию знаний. Класс делится на 3 группы: «Теоретики», «Исследователи» и «Лексикологи». Можно советоваться, оказывать взаимопомощь. Учитель инструктирует.

Инструкция для 1 группы:

Найдите соответствующий материал учебника и прочитайте его. Рассмотрите рисунки и подписи под ними. Что вас изумило и почему?

Выполните упражнения. Какие вопросы они прояснили? Что осталось неясным? Каким словарём вы воспользуетесь, чтобы выполнить задание?



Инструкция для 2 группы:

Определите лингвистическую тему викторины. Для ответа на вопросы найдите ресурсы и способы решения проблемы. Где могут встретиться эти и подобные им слова? Составьте предложения, чтобы прояснить семантику слов, данных в викторине.

Инструкция для 3 группы:



Из каких языков пришли слова? Как вы смогли это определить? Какая морфема содержит лексическое значение слова?

Составьте словарь из слов викторины, запишите к ним синонимы. Расскажите об особенностях «Словаря иностранных слов».



  • Этап презентации добытых знаний и умений. Делимся радостью открытий! Теоретики рассказывают об исконно русских и иноязычных словах; исследователи зачитывают тексты и предложения, переводчики предоставляют составленные словари.

  • Этап оценивания. Наряду с оценкой учителя, даётся самооценка и оценка одноклассников.

  • Этап рефлексии. Какие опасности могут подстерегать при использовании иноязычной лексики? Назовите вопросы викторины, основанные на омонимии.

  • Домашнее задание: Знать определение заимствованных слов, выписать из толкового словаря слова на темы: «Спорт», «Искусство», «Живопись», «Музыка» ( на выбор). Составить с ними предложения или связный текст.

          • Словарь

Акварель, аранжировщик, астры, аэропоника, газель, гидропоника, горизонт, дендрохронология, иглу, икебана, мамиллярия, марс, педиатр, сирингарий, спинет, топиарий







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Автор: Фролова Людмила Ивановна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Методическая разработка урока по теме: "Лексика исконная и заимствованная""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_tiemie_lieksika_iskonnaia_i_zaimstvovannaia"
    ["file_id"] => string(6) "389020"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486477219"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация проекта  по русскому языку на тему "Слова такие разные" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-proiekta-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slova-takiie-raznyie"
    ["file_id"] => string(6) "149629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420270639"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) ""Исконно русские и заимствованные слова""
    ["seo_title"] => string(40) "iskonno_russkie_i_zaimstvovannye_slova_3"
    ["file_id"] => string(6) "641405"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1701795161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства