Просмотр содержимого документа
«"Исконно русские и заимствованные слова"»
Исконно русские и заимствованные слова.
Цели:Обучающие: Уметь находить исконно русские и заимствованные в тексте; уметь отличать исконно русские слова от заимствованных слов; знать признаки заимствованных слов.
Развивающие: Развивать умение отличать исконно русские слова от заимствованных слов; развивать умение находить исконно русские и заимствованные в речи и в тексте; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
Воспитательные: Показать красоту и богатство родного языка через многообразие исконно русских и заимствованных слов в русском языке.
Ход урока
I. Организационный момент. Здравствуйте. Я рада вас видеть. Сегодня мы откроем очередную страницу лингвистики вместе.
II. Введение темы и цели урока.Сколько иностранных слов вы знаете, хотя бы чуть-чуть? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.
- Кто такие полиглоты? Это люди, владеющими многими языками. Поэтому каждого из нас можно с уверенностью назвать полиглотами.
Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица. (Фламинго.)
Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки. (Шланг.)
Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина. (Манекен.)
Скажите по-английски «петушиный хвост», если для нас это смесь из напитков. (Коктейль.)
Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный вид транспорта в больших городах. (Метрополитен.)
Откуда же мы знаем так много слов из самых различных языков? (все они есть в русском языке) Верно, и сегодня мы поговорим о происхождении лексики нашего языка, о том, на какие группы по происхождению она делится и как отличить слова одной группы от слов другой.
III. Введение теоретического материала. Выдающийся русский литературный критик В.Г. Белинский когда-то писал: «Все народы меняются словами». Соответственно, все слова языка делятся на исконные и заимствованные.
Весь словарный состав русского языка с точки зрения его происхождения можно разделить на две группы: исконно русская лексика и заимствованные слова. Заимствование – закономерный и естественный процесс развития языка, представляющий собой результат общения и взаимодействия людей. Языковые контакты и лексические заимствования сопутствуют развитию словарного состава любого языка.
Словарный состав языка постоянно пополняется, возникают в нашей речи всё новые русские слова. Пополнение словарного запаса осуществляется и за счет заимствования слов из других языков. Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособлено. Между ними возникают торговые, культурные, политические связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода. Орудия труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и т.п.
Основными причинами заимствований являются следующие:
1. Исторические контакты народов.
2. Необходимость названия новых предметов и явлений.
3. Языковая мода.
- А если под рукой не оказалось словаря, как мы определим исконно русское слово или заимствованное? Существуют определенные признаки, по которым мы можем опознать иноязычные слова.
Признаки заимствованных слов:
1. Все существительные на -ия заимствованные.
2. Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, – заимствованные:
терраса, туннель, профессия, биссектриса.
3. Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы, – поэт, маэстро, тротуар
6. Словообразовательные элементы аква, гео, био, теле.
7. Имеют конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР(митинг, супермен, таймер);
8. Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ (джинн, джаз, матч).
IV.Закрепление.
1.А теперь потренируемся в определении заимствований с помощью этих признаков. (кенгуру, рябина, река, футбол, рюкзак, медведь, экран, морковь, пианино)
Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .
Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.
- аппарат для разговора на расстоянии по проводам при помощи электрической энергии
- здание со сценой, где ставят спектакли
V. Культура речи.
Как вы думаете, а для чего в языке нужны заимствованные слова? (они обогащают язык, называют то, чему нет исконно русских названий) Да, это так. Но во всем нужно знать меру. Как вам такой текст: «Коммуникабельный ведущий шоу на телевидении предстал в новом имидже, и это вызвало позитивный отклик у зрителей»? (ответы учащихся) Давайте переведем этот текст на обычный русский язык. (Общительный ведущий шоу на телевидении предстал в новом облике, и это вызвало положительный отклик у зрителей.) Какой вывод об использовании иноязычных слов можно сделать на этом примере? (иностранные слова нужно употреблять уместно и в меру)
VI. Обобщение. - заимствованные слова – это хорошо или плохо? Все ли заимствованные слова вам понятны?
Благодаря заимствованиям русский язык становится богаче, угрозы для него они не составляют, потому что исконно русских слов больше. А интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты.
Важным условием является правильное, умеренное использование иностранных слов.
Вывод: даже в самом лучшем переводе текст теряет что-то свое, национальное, неповторимое. Выход один – серьезно изучать язык, чтобы понять народ, который на нем говорит.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Записать заимствованные слова, используемые в речи, подобрать к ним русские синонимы.
2. Индивидуально: найдите, какие русские слова вошли в лексику английского языка и стали заимствованными.
P.S. Мы в течение всего урока работали над разграничением исконно русских и заимствованных слов. Да, эти слова разные, но в языке они живут дружно, заменяют и дополняют друг друга. Люди в нашем мире тоже разные: по национальности, по религии, по внешнему облику... Но, как слова в языке, люди на планете должны жить в дружбе и мире. Берегите друг друга.
Вставьте недостающие слова.
Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .
Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.
Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .
Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.
Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .
Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.
Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .
Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.
Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .
Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.
Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .
Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.
Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .
Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.