kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Исконно русские и заимствованные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю провести урок интересно, закрепить изученный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Исконно русские и заимствованные слова"»

Исконно русские и заимствованные слова.

Цели: Обучающие: Уметь находить исконно русские и заимствованные в тексте; уметь отличать исконно русские слова от заимствованных слов; знать признаки заимствованных слов.

Развивающие: Развивать умение отличать исконно русские слова от заимствованных слов; развивать умение находить исконно русские и заимствованные в речи и в тексте; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Воспитательные: Показать красоту и богатство родного языка через многообразие исконно русских и заимствованных слов в русском языке.

Ход урока

I. Организационный момент. Здравствуйте. Я рада вас видеть. Сегодня мы откроем очередную страницу лингвистики вместе.

II. Введение темы и цели урока. Сколько иностранных слов вы знаете, хотя бы чуть-чуть? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.

- Кто такие полиглоты? Это люди, владеющими многими языками. Поэтому каждого из нас можно с уверенностью назвать полиглотами.

  • Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица. (Фламинго.)

  • Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки. (Шланг.)

  • Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина. (Манекен.)

  • Скажите по-английски «петушиный хвост», если для нас это смесь из  напитков. (Коктейль.)

  • Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный вид транспорта в больших городах. (Метрополитен.)

Откуда же мы знаем так много слов из самых различных языков? (все они есть в русском языке) Верно, и сегодня мы поговорим о происхождении лексики нашего языка, о том, на какие группы по происхождению она делится и как отличить слова одной группы от слов другой.

III. Введение теоретического материала. Выдающийся русский литературный критик В.Г. Белинский когда-то писал: «Все народы меняются словами». Соответственно, все слова языка делятся на исконные и заимствованные.

 Весь словарный состав русского языка с точки зрения его происхождения можно разделить на две группы: исконно русская лексика и заимствованные слова. Заимствование  – закономерный и естественный процесс развития языка, представляющий собой результат общения и взаимодействия людей. Языковые контакты и лексические заимствования сопутствуют развитию словарного состава любого языка.

Словарный состав языка постоянно пополняется, возникают в нашей речи всё новые  русские слова. Пополнение словарного запаса осуществляется и за счет заимствования слов из других языков. Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособлено. Между ними возникают торговые, культурные, политические связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода. Орудия труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и т.п.

Основными причинами заимствований являются следующие:

1. Исторические контакты народов.

2. Необходимость названия новых предметов и явлений.

3. Языковая мода.

- А если под рукой не оказалось словаря, как мы определим исконно русское слово или заимствованное? Существуют определенные признаки, по которым мы можем опознать иноязычные слова.

Признаки заимствованных слов:

1. Все существительные на -ия заимствованные.

2. Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, – заимствованные:

терраса, туннель, профессия, биссектриса.

3. Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы, – поэт, маэстро, тротуар

4. Начинаются с «а», «ф», «ц», «э», «ю»;

5. Сочетания «шт», «хт», «кс», «мп» (штурм, штамп, вахта,

6. Словообразовательные элементы аква, гео, био, теле.

7. Имеют конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР(митинг, супермен, таймер);

8. Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ (джинн, джаз, матч).


IV.Закрепление.

1.А теперь потренируемся в определении заимствований с помощью этих признаков. (кенгуру, рябина, река, футбол, рюкзак, медведь, экран, морковь, пианино)

- Выписать из перечисленных исконно русские слова: Шоссе, арбуз, спутник, облако, самовар, пальто, воевода, озеро, свеча, кекс, стол, фонарь, сарафан, вымпел, аквариум, помещение, цех, география, штаб, квас, эстамп, телефон, указ, борщ (съедобная трава борщевик).


2. Вставьте недостающие слова.

Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .

Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли  в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.

Опорные слова: Телефонист, чипсы, фломастер, бананы, студия, аптека, супермаркет, таксист,  карандаш, футбол, скутер, йогурт, витамины.


3.  Творческий диктант. Подберите к заимствованным словам русские слова-синонимы.

Аргументировать, аэроплан, афиша, аллея, вестибюль, шоссе, диспут, акцентировать, контролировать, антракт, агрессивный, инструкция.

Слова для справок: дорога, вход, объявление, спор, самолет, доказывать, обратить особое внимание, проверять, перерыв, враждебный, указание.


4. Распределительный диктант. Запишите слова, распределяя их в две колонки: в первую — без удвоенной согласной, во вторую — с удвоенной согласной.

Фильм, футбол, хоккей, теннис, агроном, касса, тонна, масса, килограмм, километр, деталь, автор, сумма, троллейбус, аппарат, тротуар, курьер.

5. .Замените словосочетания одним словом:

- аппарат для приёма телевизионных передач

- исполнитель ролей в театре или кино

- объявление о спектакле или концерте

- аппарат для разговора на расстоянии по проводам при помощи электрической энергии

- здание со сценой, где ставят спектакли


V. Культура речи.

Как вы думаете, а для чего в языке нужны заимствованные слова? (они обогащают язык, называют то, чему нет исконно русских названий) Да, это так. Но во всем нужно знать меру. Как вам такой текст: «Коммуникабельный ведущий шоу на телевидении предстал в новом имидже, и это вызвало позитивный отклик у зрителей»? (ответы учащихся) Давайте переведем этот текст на обычный русский язык. (Общительный ведущий шоу на телевидении предстал в новом облике, и это вызвало положительный отклик у зрителей.) Какой вывод об использовании иноязычных слов можно сделать на этом примере? (иностранные слова нужно употреблять уместно и в меру)


VI. Обобщение. - заимствованные слова – это хорошо или плохо? Все ли заимствованные слова вам понятны?

Благодаря заимствованиям русский язык становится богаче, угрозы для него они не составляют, потому что исконно русских слов больше. А интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты.

Важным условием является правильное, умеренное использование иностранных слов.

Послушайте стихотворение-пародию «Бурное новословие» Н.П. Колесников.

У торговцев, у послов

 (да в любой газете)

 Появилось много слов,

 Непонятных, умных слов,

 Вот таких, как эти:

 Ноу хау, чартер,

 Тюнер, плейер, бартер,

 Сервис, ксерокс, принтер,

 Блейзер, сканнер, спринтер.

 Нет от них покоя мне

 Наяву, да и во сне,

 И никак я не пойму,

 Что к чему и почему…

Вывод: даже в самом лучшем переводе текст теряет что-то свое, национальное, неповторимое. Выход один – серьезно изучать язык, чтобы понять народ, который на нем говорит.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Записать заимствованные слова, используемые в речи, подобрать к ним русские синонимы.

Аргумент — довод, бизнес — дело, бойфренд — приятель, диалог — беседа, полемика — спор, секретный — тайный, хобби — увлечение.


2. Индивидуально: найдите, какие русские слова вошли в лексику английского языка и стали заимствованными.


P.S. Мы в течение всего урока работали над разграничением исконно русских и заимствованных слов. Да, эти слова разные, но в языке они живут дружно, заменяют и дополняют друг друга. Люди в нашем мире тоже разные: по национальности, по религии, по внешнему облику... Но, как слова в языке, люди  на планете должны жить в дружбе и мире. Берегите друг друга.











Вставьте недостающие слова.

Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .

Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли  в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.

Опорные слова: Телефонист, чипсы, фломастер, бананы, студия, аптека, супермаркет, таксист,  карандаш, футбол, скутер, йогурт, витамины.


Вставьте недостающие слова.

Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .

Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли  в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.

Опорные слова: Телефонист, чипсы, фломастер, бананы, студия, аптека, супермаркет, таксист,  карандаш, футбол, скутер, йогурт, витамины.


Вставьте недостающие слова.

Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .

Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли  в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.

Опорные слова: Телефонист, чипсы, фломастер, бананы, студия, аптека, супермаркет, таксист,  карандаш, футбол, скутер, йогурт, витамины.


Вставьте недостающие слова.

Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .

Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли  в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.

Опорные слова: Телефонист, чипсы, фломастер, бананы, студия, аптека, супермаркет, таксист,  карандаш, футбол, скутер, йогурт, витамины.


Вставьте недостающие слова.

Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .

Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли  в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.

Опорные слова: Телефонист, чипсы, фломастер, бананы, студия, аптека, супермаркет, таксист,  карандаш, футбол, скутер, йогурт, витамины.


Вставьте недостающие слова.

Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .

Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли  в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.

Опорные слова: Телефонист, чипсы, фломастер, бананы, студия, аптека, супермаркет, таксист,  карандаш, футбол, скутер, йогурт, витамины.


Вставьте недостающие слова.

Саша и Юля живут в городе. Мама работает _____, а папа - ____ .

Дети занимаются в художественной ____ .Саша любит рисовать_____, а Юля ____. В свободное время они всей семьей играют в ____, катаются на ____. Ребята с папой зашли  в ____ . Саша купил ____, ____, а Юля ______. Мама в _____ покупает ____.

Опорные слова: Телефонист, чипсы, фломастер, бананы, студия, аптека, супермаркет, таксист,  карандаш, футбол, скутер, йогурт, витамины.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Исконно русские и заимствованные слова"

Автор: Полякова Татьяна Алексеевна

Дата: 05.12.2023

Номер свидетельства: 641405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "«Исконно русские и заимствованные слова»"
    ["seo_title"] => string(40) "iskonno_russkie_i_zaimstvovannye_slova_1"
    ["file_id"] => string(6) "556157"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597952979"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Исконно русские и заимствованные слова. Заимствования из других языков "
    ["seo_title"] => string(75) "iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-zaimstvovaniia-iz-drughikh-iazykov"
    ["file_id"] => string(6) "170654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423578522"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Презентация по теме "Исконно русские и заимствованные слова""
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-po-tiemie-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "199687"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428610499"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы И-Ы после Ц" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-bukvy-i-y-poslie-ts"
    ["file_id"] => string(6) "117735"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412874207"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства