Разработка урока " Число и род имен существительных"
Разработка урока " Число и род имен существительных"
- Существительные, имеющие форму только множественного или единственного числа
Цели: на базе имеющихся знаний расширить понятие о числе и роде имен существительных; познакомить с новым для учащихся явлением употребления существительных общего рода, наличием существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа; воспитывать у учащихся культуру речи (правильное использование существительных общего рода).
Ход урока
I. опрос по домашнему заданию
1. проверка знания орфограмм («змейкой»: 1 ученик — 1 орфограмма)
Шью, клянчить, река Днепр, брошюра, муравьед, сгубить, сверстник, трехъярусный, вьюга, со мной, сделать, разъяриться, снисхождение, произведение александра Сергеевича Пушкина «руслан и Людмила», из-за горы, бесхитростный, здание, съемка, жюри, гигантский, ровесник, просьба, при мне, безъязыкий, газета «Крымские известия».
II. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальный опрос
— Что такое имя существительное?
— назовите его постоянные признаки.
— Как изменяется имя существительное?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока " Число и род имен существительных" »
Русский язык
Тема урока. Число и род имен существительных
- Существительные, имеющие форму только множественного или единственного числа
Цели: на базе имеющихся знаний расширить понятие о числе и роде имен существительных; познакомить с новым для учащихся явлением употребления существительных общего рода, наличием существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа; воспитывать у учащихся культуру речи (правильное использование существительных общего рода).
Ход урока
I. опрос по домашнему заданию
1. проверка знания орфограмм («змейкой»: 1 ученик — 1 орфограмма)
Шью, клянчить, река Днепр, брошюра, муравьед, сгубить, сверстник, трехъярусный, вьюга, со мной, сделать, разъяриться, снисхождение, произведение александра Сергеевича Пушкина «руслан и Людмила», из-за горы, бесхитростный, здание, съемка, жюри, гигантский, ровесник, просьба, при мне, безъязыкий, газета «Крымские известия».
II. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальный опрос
— Что такое имя существительное?
— назовите его постоянные признаки.
— Как изменяется имя существительное?
2. Синтаксическая пятиминутка
Задание
Объяснить знаки препинания, найти существительные, охарактеризовать их.
Серебрянка — мелкая речушка. «Труд» — известная газета в россии.
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
— расскажите о роде существительных.
1. Лабораторная работа
Задание
Внимательно прослушать текст, ответить на вопрос в конце текста.
ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА
Костя Ошибкин серьезно обиделся:
— Ты — задира, — со слезами в голосе объявил он Пятеркиной.
— Сам ты, Костя, — задира. Да еще и правил не знаешь, — бойко ответила она.
— Знаю. я все знаю, только ошибаюсь иногда. Зато ты — зазнайка, Лена.
Лена и тут не обиделась, засмеялась и ответила:
— Костя, а ты не бываешь зазнайкой?
— нет. Зазнайками, плаксами, задирами и непоседами бывает только женский пол.
Лена пожала плечами и спросила:
— а вы как считаете? Только ли к женскому роду относятся эти слова?
2. работа с учебником (с. 70)
Задание
Составьте словосочетания со словами общего рода.
— Сколько родов у имени существительного?
3. Запись
Род: женский (собака); мужской (цветок); средний (солнце); общий (работяга, плакса, жадина).
— Согласуйте данные слова общего рода с именами прилагательны
Ми (лучше записать в тетрадь).
4. Слово учителя
— расскажите о числе имен существительных. Всегда ли у сущест
вительного есть единственное и множественное число?
5. работа с учебником (с. 67, 68).
V. Закрепление материала
1. определите число имен существительных
Молоко, белила, ножницы, Симферополь.
2. «на закуску»
Задание
Выпишите слова из стихотворения, которые будут всегда в единственном числе.
КИСЛЫЕ СТИХИ
Встало солнце кислое, Смотрит — небо кислое, В кислом небе кислое Облако повисло... И спешат несчастные Кислые прохожие, И едят ужасное Кислое мороженое... Даже сахар кислый! Скисло всё варенье! Потому что кислое Было настроенье.
(Р. Сеф)
VI. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Высокий уровень, достаточный уровень
Написать 5 предложений на одну из тем: «Я готовлю обед», «Мы с отцом мастерим», используя слова общего рода и слова, имеющие только единственное или множественное число.
Средний уровень Выполнить упражнение 92.
Урок 1_
Тема урока. Р. Р. 4. Изложение текста повествовательного характера, содержащего ситуацию общения
Цели: продолжить обучение написания изложения, используя план и соблюдая логическую последовательность событий в тексте повествовательного характера; формировать навыки правильного общения на примере текста изложения «Павлик»; воспитывать у учащихся умение поддерживать дружбу, быть правдивыми.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний Слово учителя
— В жизни очень важна дружба. К друзьям нужно относиться бережно, уважая их интересы, не обижая. Как поступить в той или иной ситуации? Как повести себя? мы учимся этому на ошибках других. Послушайте текст и подумайте над ситуацией.
II. Постановка целей и задач урока
III. Объяснение нового материала
1. Чтение текста изложения «павлик»
(По мотивам отрывка произведения Ю. нагибина, помещенного в «Сборнике текстов для изложений» Л. а. Виноградовой, а. н. горчак).
ПаВЛИК
Митина вздорность, всегдашняя готовность к ссоре стали казаться мне непременной принадлежностью дружбы. Павлик же не понимал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. нам было по четырнадцать, когда я на себе испытал, каким непримиримым может быть покладистый Павлик.
Учительница немецкого языка никогда не спрашивала у меня уроков. мы и так разговаривали с ней по-немецки. Вдруг она вызвала меня к доске. я проспрягал глагол, прочитал статейку, пересказал содержание.
— Теперь стихотворение.
— а вы разве задавали? Да я же не был в школе.
— Совершенно верно, ты отсутствовал. а спросить у товарищей
Не мог?
О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он словом не обмолвился о стихотворении. Забыл, наверно. я так и сказал.
— Встань! — приказала Павлику учительница. — Это правда? — Он
Молча наклонил голову. И я понял, что как раз о немецком я его не спра
Шивал.
Когда я вернулся на место, Павлика не оказалось рядом.
Почти год еще держал меня Павлик в отчуждении.
(159 слов) (По Ю. Нагибину)
2. Комментарий к тексту
Подчеркнутые слова выносятся учителем на доску.
3. работа с текстом
— Определите тему и основную мысль текста.
— Как подается ситуация общения? Каковы ее составляющие части?
— Как вы понимаете фразы сделка с совестью, держать в отчуждении?
— Как вы считаете, каков мог быть разговор у Павлика и главного героя, когда они мирились? Кто подошел первым?
— Что вы вынесли для себя из этого текста?
4. Составление плана (запись на доске)
План
1) Друзья главного героя.
2) Урок немецкого.
3) Несправедливый укор.
4) В отчуждении.
5. Напоминание об оформлении пунктуации в диалоге
6. Второе прочтение текста учителем
7. Написание изложения
IV. Домашнее задание
Составить диалог-продолжение (по парам): как и кто выйдет, по вашему мнению, из ситуации, описанной в тексте (вводная часть + 7— 8 реплик + заключение).