1. Проектирование этапов учебного занятия по ОБЖ на основании ФРП в соответствии с технологической картой урока.
2. Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 9 |
Место урока (по тематическому планированию ФРП) | Раздел: «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера» |
|
Тема урока | Чрезвычайные ситуации природного характера |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐урок-закрепление ☐урок-повторение ☐урок систематизации знаний и умений ☐урок развивающего контроля ☐комбинированный урок ☐другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ФРП): |
ЛИЧНОСТНЫЕ (представьте с указанием направлений воспитательной работы) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; адаптация в условиях сложного, изменчивого мира; формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей; проявление социальной ответственности; развитие научной любознательности, интереса к основам безопасности жизнедеятельности, навыков исследовательской деятельности; готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (представьте с указанием структурных элементов): Познавательные выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев); формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни; обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, проводить обоснованные выводы по результатам исследования; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные Регулятивные составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение; |
ПРЕДМЕТНЫЕ: сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства; сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): чрезвычайная ситуация, геофизические ЧС, гидрологические ЧС, метеорологические ЧС, природные пожары |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок ОБЖ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера» в разделе «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера». Урок комбинированный. На уроке предусмотрено использование следующих материалов и оборудования: Интерактивная презентация PowerPoint, элементы видеоматериалов из сети Интернет. Компьютер и видеопроектор Раздаточный материал (плакаты, постеры, карточки) |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Мы уже с вами знаем о том, что природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими на Земле. Вопросы: Что мы знаем об опасностях, исходящих от природной среды? Чем опасные ситуации отличаются от чрезвычайных? Что вы понимаете под тяжелыми трагическими последствиями? Знание причин и возможных последствий природных явлений помогает людям заблаговременно принять профилактические меры и снизить ущерб последствий ЧС? Учитель: Итак, вы ответили на сложные вопросы, посмотрели презентацию. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему урока. (В результате беседы, отвечая на вопросы, учащиеся определяют тему урока). |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Классификация ЧС природного характера: |
|
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Ты узнаешь: Ты научишься: |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Учитель: Предлагает принять участие в командной игре. Ученики делятся на 4 команды. Каждая команда выбирает себе одну чрезвычайную ситуацию. Команда, выполняя задания, должна подготовить мини-проект и защитить его (характеристика данной ЧС, памятку о правилах поведения при возникновении данной ЧС, отмечает, как нужно действовать и чего делать нельзя). После того, как команды будут готовы, они представят свои результаты вниманию других команд. По итогам работы каждая команда оценивает соперника. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Вопросы на доске – Какие ситуации называют чрезвычайными? Чем они вызываются? Каковы их признаки? |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Рассмотрите фото и определите, какое природное явление изображено и к какому виду ЧС оно относится. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Учитель предлагает ученикам поделиться собственным опытом (встречались ли они когда-либо с этими чрезвычайными явлениями, вспомнить эмоции, которые были при встрече с этими явлениями (неприятно, страшно, опасно, весело, трагично и т.д.)). Учащиеся делают выводы, что с этими чрезвычайными природными явлениями нам очень часто приходится встречаться и эти встречи не всегда могут для них закончиться положительно, т.к. сила природы очень велика. Далее учитель: предлагает ученикам высказать свое мнение о действиях при ЧС. - Ребята, из того, что вы узнали на уроке, смоделируйте свои действия при ситуации: весь класс пошел в поход. Вы находитесь в лесу. Внезапно погода ухудшилась: налетели тучи, поднялся сильный, порывистый ветер, пошел сильный дождь, слышны раскаты грома, разряды молнии над головой. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Используя данные, из предложенного перечня утверждений выберите все правильные. Землетрясение – ЧС природного характера Автокатастрофа – ЧС природного характера Наводнение – ЧС природного характера Ураган – ЧС природного характера Химическая авария – ЧС природного характера Лесные пожары – ЧС природного характера |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Пройти тест. Отметьте правильное определение чрезвычайной ситуации: A) ЧС – это обстановка на определенной территории на суши или водном пространстве, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, какого-либо опасного природного явления или иного события. B) ЧС – это ситуация, в которой человек подвержен одной или многим опасностям. C) ЧС – это ситуация, когда человек не может разрешить ее самостоятельно. D) ЧС – это ситуация, вероятность, возможность того, что может произойти какое-то нежелательное событие. Выбери единый номер для вызова экстренных оперативных служб с любого телефонного аппарата А) 102 Б) 110 В) 112 3. К природным опасным ситуациям относятся: A) стихийные бедствия B) ссоры конфликты на предприятии C) аварии или катастрофы с техникой |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Найдите лишний термин и исключите его, ответ обоснуйте. Землетрясение Утечка газа Оползень Цунами |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Найти соответствия (начертить стрелки): Геологические ЧС Цунами Природные пожары Землетрясение Гидрологические ЧС Ураган Метеорологические ЧС Торфяные пожары |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Что нового узнали сегодня на уроке? Зачем нужно знать о чрезвычайных ситуациях природного характера? Финал урока: учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки. |
Этап 5.2.Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Составить кроссворд по теме «ЧС природного характера» на 10 слов. |