kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка технологической карты урока ОБЗР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологической карты урока ОБЖ 9 класс. Чрезвычайные ситуации природного характера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка технологической карты урока ОБЗР»

Практическая работа: Разработка технологической карты урока

1. Проектирование этапов учебного занятия по ОБЖ на основании ФРП в соответствии с технологической картой урока.

2. Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.


Инструкция по выполнению практической работы:

  1. Выберите класс и тему урока в соответствии с ФРП по ОБЖ

  2. Заполните представленную ниже таблицу.

P.S.: Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Песков Александр Александрович

Место работы

МБОУ СОШ № 4 г.о. Мытищи Московской области


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

9

Место урока (по тематическому планированию ФРП)

Раздел: «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера»


Тема урока

Чрезвычайные ситуации природного характера

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐урок-закрепление

☐урок-повторение

☐урок систематизации знаний и умений

☐урок развивающего контроля

комбинированный урок

☐другой (впишите)

Планируемые результаты (по ФРП):

ЛИЧНОСТНЫЕ (представьте с указанием направлений воспитательной работы)

  • сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;

  • понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

  • адаптация в условиях сложного, изменчивого мира;


  • формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей;

  • проявление социальной ответственности;

  • развитие научной любознательности, интереса к основам безопасности жизнедеятельности, навыков исследовательской деятельности;

  • готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;


  • сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием;


  • принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа информации;


  • генерирование новых идей, творческое мышление.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (представьте с указанием структурных элементов):


Познавательные

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);

  • формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;

  • обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, проводить обоснованные выводы по результатам исследования;

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные


  • уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи;


  • выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения;


  • определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;


  • уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;


  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;


  • в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;


  • публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.


Регулятивные


  • выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;


  • аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;


  • составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение;


  • управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины;


  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;


  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;


  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;


  • планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль.




ПРЕДМЕТНЫЕ:


  • сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;

  • сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;


  • знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;


  • безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;


  • применять теоретические термины и понятия ЧС;


  • ознакомление с чрезвычайными ситуациями природного характера;


  • различать и описывать виды ЧС природного характера;


  • сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;


  • сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде);


  • владение основными способами предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций; знать порядок действий в чрезвычайных ситуациях природного характера;


  • знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного характера;


  • сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования.


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): чрезвычайная ситуация, геофизические ЧС, гидрологические ЧС, метеорологические ЧС, природные пожары

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)


Урок ОБЖ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера» в разделе «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера».

Урок комбинированный. На уроке предусмотрено использование следующих материалов и оборудования:

  • Интерактивная презентация PowerPoint, элементы видеоматериалов из сети Интернет.

  • Компьютер и видеопроектор

  • Раздаточный материал (плакаты, постеры, карточки)




3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока.

Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)



Мы уже с вами знаем о том, что природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими на Земле.

Вопросы:

  1. Что мы знаем об опасностях, исходящих от природной среды?

  2. Чем опасные ситуации отличаются от чрезвычайных?

  3. Что вы понимаете под тяжелыми трагическими последствиями?

  4. Знание причин и возможных последствий природных явлений помогает людям заблаговременно принять профилактические меры и снизить ущерб последствий ЧС?

Учитель: Итак, вы ответили на сложные вопросы, посмотрели презентацию. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему урока.

(В результате беседы, отвечая на вопросы, учащиеся определяют тему урока).


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Классификация ЧС природного характера:







Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



Ты узнаешь:

  • что такое чрезвычайная ситуация

  • виды чрезвычайных ситуаций природного характера

Ты научишься:

  • определять степень опасности при различных ЧС природного характера

  • действия при ЧС природного характера



БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).

Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали).

Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.



Учитель:

Предлагает принять участие в командной игре.

  1. Ученики делятся на 4 команды.

  2. Каждая команда выбирает себе одну чрезвычайную ситуацию.

  3. Команда, выполняя задания, должна подготовить мини-проект и защитить его (характеристика данной ЧС, памятку о правилах поведения при возникновении данной ЧС, отмечает, как нужно действовать и чего делать нельзя).

  4. После того, как команды будут готовы, они представят свои результаты вниманию других команд.


По итогам работы каждая команда оценивает соперника.



Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы.

(Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Вопросы на доске – Какие ситуации называют чрезвычайными? Чем они вызываются? Каковы их признаки?



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока.

Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.),

используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


Рассмотрите фото и определите, какое природное явление изображено и к какому виду ЧС оно относится.





Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


Учитель предлагает ученикам поделиться собственным опытом (встречались ли они когда-либо с этими чрезвычайными явлениями, вспомнить эмоции, которые были при встрече с этими явлениями (неприятно, страшно, опасно, весело, трагично и т.д.)).

Учащиеся делают выводы, что с этими чрезвычайными природными явлениями нам очень часто приходится встречаться и эти встречи не всегда могут для них закончиться положительно, т.к. сила природы очень велика.


Далее учитель: предлагает ученикам высказать свое мнение о действиях при ЧС.

- Ребята, из того, что вы узнали на уроке, смоделируйте свои действия при ситуации: весь класс пошел в поход. Вы находитесь в лесу. Внезапно погода ухудшилась: налетели тучи, поднялся сильный, порывистый ветер, пошел сильный дождь, слышны раскаты грома, разряды молнии над головой.



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


Используя данные, из предложенного перечня утверждений выберите все правильные.


  1. Землетрясение – ЧС природного характера

  2. Автокатастрофа – ЧС природного характера

  3. Наводнение – ЧС природного характера

  4. Ураган – ЧС природного характера

  5. Химическая авария – ЧС природного характера

  6. Лесные пожары – ЧС природного характера



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания


Пройти тест.


  1. Отметьте  правильное определение чрезвычайной ситуации:
    A) ЧС – это обстановка на определенной территории на суши или водном пространстве, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, какого-либо опасного природного явления или иного события.
    B) ЧС – это ситуация, в которой человек  подвержен одной или многим опасностям.
    C) ЧС – это ситуация, когда человек не может разрешить ее самостоятельно.
    D) ЧС – это ситуация, вероятность, возможность того, что может произойти какое-то нежелательное событие.

  2. Выбери единый номер для вызова экстренных оперативных служб с любого телефонного аппарата

А) 102

Б) 110

В) 112

3.  К природным опасным ситуациям относятся:
A) стихийные бедствия
B) ссоры конфликты на предприятии
C) аварии или катастрофы с техникой


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


Найдите лишний термин и исключите его, ответ обоснуйте.

  1. Землетрясение

  2. Утечка газа

  3. Оползень

  4. Цунами




БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Найти соответствия (начертить стрелки):


Геологические ЧС Цунами

Природные пожары Землетрясение

Гидрологические ЧС Ураган

Метеорологические ЧС Торфяные пожары




БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Что нового узнали сегодня на уроке?

Зачем нужно знать о чрезвычайных ситуациях природного характера?

Финал урока: учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки.




Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Составить кроссворд по теме «ЧС природного характера» на 10 слов.




5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка технологической карты урока ОБЗР

Автор: Песков Александр Александрович

Дата: 21.10.2024

Номер свидетельства: 658172


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства