Просмотр содержимого документа
«Разноаспектный анализ текста»
Анализ текста
Урок в групповой форме в 5 классе
Цели: Предметные: систематизировать знания и умения комплексной работы с текстом, отрабатывать полученные орфографические и пунктуационные навыки.
Метапредметные: формировать систему УУД, развивать базовые способности школьников (мышление, воображение, рефлексия и др.).
I.Чтение текста учителем вслух.
- Прочитайте текст еще раз и выполните задания к нему.
(1) Над рекой всегда было беспокойно. (2)Там хлопотали разные птицы. (3) Над цветами летали ворсистые шмели, пчелы и стрекозы. (4)Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и рассматривали его выпуклыми глазищами. (5)И в воде было хорошо. (6)Смотришь на нее с берега, так и хочется нырнуть и поглядеть в глубину, достать до черного дна. (7)И все чудится, что ползет по дну рак, а рыбы пятятся от него, помахивают хвостами. (8)Постепенно звери и птицы привыкли к Пете, а потом полюбили. (9)Он не сбивал палками гнезд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью. (10) Он умел прислушиваться даже к шорохам.
(По К.Г. Паустовскому).
II. Работа в группах. Класс делится на группы, каждая группа получает свое задание.
I группа. Содержание текста.
О чем текст?
Продолжите высказывания: Я вижу… Я слышу… Я чувствую…
Озаглавьте текст.
Определите тип речи, докажите.
Найдите в тексте средства художественной выразительности. Какова их роль?
Сформулируйте смысл данного текста.
* Нарисуйте к тексту иллюстрацию.
II группа. Орфографическая работа.
Расскажите о правописании глаголов, иллюстрируйте свой рассказ примерами из текста.
Найдите в первом абзаце наречие, выполните его морфемный разбор.
Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости последующего согласного.
О какой орфограмме в тексте вам еще хотелось бы рассказать?
III группа. Синтаксис и пунутуация.
Выпишите грамматическую основу предложения 3. Дайте этому предложению характеристику. 2. Среди предложений 1-4 укажите номер простого предложения с одним главным членом. 3. Из предложений 3-5 выпишите номера всех простых предложений. 4. Сколько грамматических основ в предложении № 9?. Нарисуйте его схему, объясните постановку знаков препинания. Дайте определение однородных членов предложения.
III. Представление результатов работы в группах.
IV. Рефлексия.
Что получилось и что не получилось при работе в группе?