kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка КДМ для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 7 классе по разделу «Текст. Стили речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помимо традиционных видов языкового анализа (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического, пунктуационного), разноаспектный анализ текста содержит вопросы, связанные с композиционной и смысловой целостностью текста, его стилем, типом, средствами связи предложений, изобразительно-выразительными средствами, и предоставляет учащемуся возможность выразить свое отношение к затронутой в тексте проблеме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка КДМ для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 7 классе по разделу «Текст. Стили речи»»









Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 7 классе

по разделу «Текст. Стили речи»

















Работу выполнила:

Александрович Ю.И.

МБОУ «СОШ №179

с углубленным изучением

отдельных предметов»

Ново-Савиновского района

г. Казани



Куратор: Волкова О.В.



Казань, 2017



Введение

Актуальность проекта. С 1 сентября 2015 года началась реализация ФГОС в основной общеобразовательной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт строится на системно-деятельностном подходе. Новая форма государственной аттестации учащихся по русскому языку требует качественно новых форм и методов работы учителя и учащихся в урочное и внеурочное время. Пересмотра требует и система проверки и оценивания знаний, умений и навыков учащихся средней школы, поскольку подготовку к государственной итоговой аттестации нужно начинать именно в среднем звене. В связи с этим встает вопрос о необходимости разработки новых контрольных, проверочных, диагностических и тренировочных работ по русскому языку, которые бы не только отслеживали усвоение материала по определенной теме, но и нацеливали учащихся на предварительную подготовку к новым формам аттестации. Таким образом, они должны разрабатываться в соответствии с требованиями содержания федерального компонента государственного стандарта по русскому языку для основной школы, а также кодификаторов элементов содержания экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе и контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охватывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистический анализ языковых явлений. Разноаспектный анализ текста – один из наиболее эффективных приемов повторения, обобщения и закрепления учебного материала и в то же время один из самых сложных элементов в структуре итогового экзамена.

Помимо традиционных видов языкового анализа (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического, пунктуационного), разноаспектный анализ текста содержит вопросы, связанные с композиционной и смысловой целостностью текста, его стилем, типом, средствами связи предложений, изобразительно-выразительными средствами, и предоставляет учащемуся возможность выразить свое отношение к затронутой в тексте проблеме. Таким образом, комплексный анализ текста позволяет подготовить учащихся не только к выполнению аттестационных заданий с выбором ответа и кратким ответом (задания типа А и В, то есть базового и повышенного уровня сложности), но и к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения по поставленной в тексте проблеме. При этом задания могут носить разноуровневый характер по объему и сложности охватываемого материала. Комплексный анализ текста способствует воспитанию филологической культуры школьников, так как степень понимания текста – показатель общего развития человека, его интеллектуального уровня, самостоятельности его суждений.

Целью работы являлась разработка и реализация комплекта контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 7 классе по разделу «Тексты и стили».

Из цели вытекает ряд задач:

  • изучить требования ФГОС для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку;

  • определить планируемые познавательные, регулятивные, коммуникативные результаты основной образовательной программы по русскому языку по разделу «Текст. Стили речи»;

  • разработать систему контрольно-измерительных заданий для оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов по русскому языку учащихся 7 классов по разделу «Текст. Стили речи»;

  • апробировать комплект контрольно-измерительных материалов в условиях основных общеобразовательных школ.

Целевая группа проекта: учащиеся 7 класса.

Жизненный цикл и этапы реализации проекта

5.1 Сроки реализации проекта с 4.03.2017 г. по 31.05.2018 г.

5.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 4.03.2017 по 31.05.2017)

2. Основной (с сентября 2017 г. по апрель 2017 г.)

3. заключительный (с 1 мая 2017 г. по 31 мая 2017 г.)


Ожидаемые результаты реализации проекта. Создание комплекта контрольно-измерительных материалов для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 7 классов по разделу «Тексты и стили». Достижение предметных и метапредметных результатов через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных действий, направленных на анализ своей деятельности и управление ею. Повышение качества образования в условиях введения ФГОС ООО. Повышение профессиональной компетенции учителя по вопросам ФГОС ООО.

Риски реализации проекта и пути их преодоления

Недостаточная осведомленность педагогов, неумение включиться в быстро изменяющийся процесс освоения новых технологий. Педагоги затрудняются в планировании нового содержания, обеспечивающего становление коммуникативной компетентности по классам и темам, а также в организации контроля с применением новых видов работ и новых критериев оценки.

Заключение. В связи с реализацией ФГОС ООО необходимо осуществлять мониторинг сформированности планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов, используя контрольно-диагностические материалы. В связи с этим мы разработали комплекс контрольно-диагностических материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся 7 класса по разделу «Текст. Стили речи».

Задания относятся к двум разным уровням: базовому (программному) и творческому.

К базовому уровню относятся задания, позволяющие выяснить, насколько ученик овладел знаниями на уровне стандарта. К творческому уровню относятся задания креативного характера, позволяющие определить, насколько ученик может самостоятельно применять имеющиеся у него знания в нестандартных ситуациях, не описанных подробно в учебниках и не отработанных на занятиях.

Таким образом, за каждую контрольную работу может быть выставлено от одной до 2 отметок, в зависимости от того, сколько уровней из двух (базовый, творческий) смог пройти учащийся. При этом обязательной является только одна отметка – за базовую часть контрольной работы.

Планируемые результаты освоения программы: предметные, личностные, метапредметные результаты.

Личностные результаты формируются за счёт реализации программ отдельных учебных предметов, программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ учебных предметов.

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

Список литературы

Учебная литература

  1. Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. - М.: Просвещние, 1974. - 368 с.

  2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов / Т.М.Воителева. – М.: Дрофа, 2006. – 319 с.

  3. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. - М.: Дрофа, 2003.-120 с.

  4. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред Е.И.Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.

  5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1988.

  6. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов, Н.А.Ипполитова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов; Под ред. М.Т.Баранова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - 368 с.

  7. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А.Быстрова, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2005. – 240 с.

  8. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.

Методическая литература

  1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 1987.

  2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.

  3. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 кл. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001. - 172 с.

  4. Богданова Г.A. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2000.

  5. Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык. – М., 2004

  6. Дейкина A.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1990.

  7. Дидактический материал к учебнику русского языка: 7. - М.: Просвещение, 1990.

  8. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольно-измерительные материалы / В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И. Львова и др. – М., 2003.

  9. Разумовская М.М., Богданова Г.A., Капинос В.И., Львова С.И., Львова В.В., Пронина Т.С. Обучение русскому языку в 7 классе. Методические рекомендации к учебному пособию для 7 класса общеобраз. учрежд. - М.: Просвещение, 1996.

  10. Педагогика // http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/d-3c0b65625b3bd68b5c43b88421216d27.html


Регулятивные УУД

Задание 1. Постройте из данных предложений текст, проверьте по эталону. Оцените свою работу.



1. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой.

2. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно.

3. Русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика, офицально-деловой стиль, научная проза, разговорная речь.

4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий.

5. Полное, совершенное владение языком предполагает овладение функциональными стилями.

6. А это требует неустанного внимания к языку.

7. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные, художественные, публицистические произведения.

1


2

3

4

5

6

7











Эталон



1

2

3

4

5

6

7

3

1

5

4

2

7

6



Критерии оценивания:

«5» - 7 правильных ответов;

«4» - 5-6 правильных ответов;

«3» - 3-4 правильных ответов;

«2» - менее 3 правильных ответов.



Задание 2. Игра «Верите ли вы?».

  1. Стилистика – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются стили языка.

  2. Понятие «стиль» относится к глубокой древности и было известно ещё древним римлянам.

  3. Использование того или иного стиля речи не зависит ни от каких условий.

  4. Функциональные стили языка делятся на две группы: разговорный и книжные.

  5. Все слова и предложения должны употребляться в каком-то одном стиле речи.



Эталон

  1. Да, действительно, стилистика изучает стили речи, а также использование языковых единиц в различных условиях речевого общения.

  2. Да, слово «стиль» происходит от латинского слова, в переводе означает «палочка», которой древние римляне писали на вощаных дощечках.

  3. Нет, использование разных стилей речи зависит: в какой сфере происходит общение, какова тема речи, личность адресата и адресанта (пишущего или говорящего), назначение речи.

  4. Да, в зависимости от задач речи (общения, сообщения, воздействия) функциональные стили речи делятся на две группы: разговорный и книжные.

  5. Нет, многие слова и предложения могут свободно употребляться в любом стиле (вода, земля, добрый, он, который) – это стилистически нейтральная и межстилевая лексика.

Критерии оценивания:

«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа;

«2» - менее 3 правильных ответов.


Задание 3. Из заданных характеристик выберите те, которые характерны для публицистического стиля речи. Ответ свой оформите в таблице: да - +, нет--. Проверьте по эталону. Оцените свой результат.

  1. Задача (цель высказывания) публицистического стиля - воздействовать на массы путем сообщения общественно значимой информации.

  2. В этом стиле широко распространено использование художественных языковых средств и словесных оборотов: метафор, сравнений, эпитетов.

  3. Сфера применения - газеты, журналы, радио, телевидение, публичные лекции; выступления на собраниях, митингах, Интернет.

  4. Для публицистического текста характерны эмоциональность, оценочность, побудительность; конкретность -абстрактность; логичность.

  5. В публицистическом стиле редко используются эмоциональность и образность.

  6. Языковые особенности публицистического стиля: книжная, нейтральная и разговорная лексика; фразеологизмы, крылатые выражения; книжный синтаксис и разговорные конструкции.

  7. Названия жанров публицистики: элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

  8. Все слова относятся к публицистическому стилю: ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, популистский, колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.



1

2

3

4

5

6

7

8











Эталон

1

2

3

4

5

6

7

8

+

-

+

+

-

+

-

-



Критерии оценивания:

«5» - 8 правильных ответов;

«4» - 6-7 правильных ответов;

«3» - 4-5 правильных ответов;

«2» - менее 4 правильных ответов.

Задание 4. Определите стиль и тип речи каждого текста, найдите “четвертое лишнее”.

  1. Нинка из 7-й квартиры была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос и большие грубые губы, вокруг которых хлебными крошками рассыпались веснушки. Лоб — тоже в хлебных крошках. Бесцветные глаза. Прямые жидкие волосы.

  2. Африканский слон – самое крупное сухопутное животное. Его высота – около 3,8 м в холке. Длина от конца хобота до кончика хвоста составляет 10 м. Вес – 9,8 тонны.

  1. Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, поэмой, запечатленной в камне. Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем.


  1. Каждый из нас наверняка не раз думал: «Зачем человеку учиться?» Вопрос простой, а вот решение не сразу найдешь! Человек может учиться потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие. Не выучишься - не сможешь занять в жизни то положение, которое хотел занять. Это внешние побудительные причины. Внешние причины предполагают внутренние. А каково же внутреннее побуждение к учебной деятельности? Человек учится, прежде всего, потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию.


Оцените свою работу по данному образцу:

1)Художественный стиль, описание;

2)Научный стиль, описание;

3)Публицистический, описание;

4)Публицистический, рассуждение.



  1. Верно определены все три типа речи, найдено «четвёртое лишнее» - 5 баллов.

  2. Верно определены все три типа речи, но не найдено «четвёртое лишнее» - 4 балла.

  3. Допущена ошибка в определении типов речи – 3 балла.

  4. Задание не выполнено – 2 балла.



Задание 5. Кодированный диктант. Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе. Проверьте по образцу. Оцените свой результат.

1.построение сложноподчиненных предложений;

2.проблемы, связанные с техногенными катастрофами;

3.выборы президента;

4.решение линейных уравнений;

5.соединение химических элементов;

6.спортивные достижения участников олимпиады;

7.рейтинг исполнителей современной музыки на фестивале имени Ф.Шаляпина;

8.использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой;

9.литературоведческий анализ текста;

10. борьба с браконьерством.


Эталон

2, 3, 6, 7, 10


Критерии оценивания:

«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа;

«2» - менее 3 правильных ответов.


Задание 6. Определите стиль речи по его характеристике:


• непринуждённость, простота;

• официальность, точность, стандартность;

• отвлечённость, обобщённость, точность, логичность, доказательность;

• образность;

• призывность, злободневность тематики, логичность, образность.


Сравните с эталоном.


Эталон

разговорный;

официально-деловой;

научный;

художественный;

публицистический.


Критерии оценивания:


«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа;

«2» - менее 3 правильных ответов.


Задание 7 Прочитайте текст.


(1)Средняя полоса России – страна необыкновенная. (2) Достаточно 
увидеть, как ветер уносит в синеющую осеннюю даль лиственный убор лесов  или как застенчивым счастьем блестят глаза белоголового мальчика со свистулькой в руках, чтобы понять это. (3) Достаточно увидеть хотя бы это, чтобы сердце сразу, навсегда, навек покорилось этой стране с её светлой и чистой, как родниковая вода, красотой. 

(4) Я вырос на юге и впервые увидел Среднюю Россию, когда мне было двадцать лет. (5) Это было осенью. (6) Я ехал из Киева в Москву. (7) Невдалеке от Москвы я увидел из окна вагона неправдоподобно синюю, совершенно индиговую маленькую реку, которая была вся засыпана жёлтыми листьями. (8) Я высунулся в окно, и вдруг у меня перехватило дыхание. (9) В лицо светило нежаркое сентябрьское солнце. (10) Я смотрел до головокружения на шумливые рощи, трепет осин и берёз, блеск светлых речушек, на луга и кромку строгих, как кремлёвские стены, сосновых боров по горизонту. 

(11) Отчего это произошло со мной — обычно сдержанным в эмоциях 
человеком? (12) Что заставило меня пережить столь глубокое чувство, трудно объяснимое словами? (13) Сейчас я хорошо знаю, что задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилась за окнами в холодеющем воздухе. (14) Так, мелькнув, впервые появилась новая родина, чтобы захватить всё моё сердце. (По К.Г. Паустовскому).


1. Сколько микротем в данном тексте?

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

2. К какому стилю речи относится текст?

а) к публицистическому б) к научному в) к разговорному

г) к деловому

3. Каков тип речи?

а) описание б) рассуждение в) повествование

г) описание с элементами рассуждения.

4. С каким предложением связано 7-е предложение текста?

а) с 6-м б) со всеми предыдущими предложениями

в) с 4-м г) с 5-м

5.В каком (их) предложении (ях) автор выражает своё отношение к России?

а) 12, б) 13, в) 14; г) 12-14.



Оцените свою работу по образцу:


  1. 3 микротемы;

  2. к публицистическому;

  3. описание с элементами рассуждения;

  4. с 6-м предложением;

  5. 12-14.


Критерии оценивания:


«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа;

«2» - менее 3 правильных ответов.



Задание 8. Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Составьте к нему сложный план. Перескажите текст, опираясь на план.

От застенчивости страдают в основном те, у кого неуверенность в себе - свойство личности. Такой человек больше всего в жизни боится неуспеха: лучше ничего не делать, чем делать плохо, и для него очень слож­но сделать выбор…

Представьте себе школьный класс. Идет урок, на доске написана задача. Ученик Петров видит, что он легко решил бы эту задачу сразу не­сколькими способами. И тут его вызывают к доске. Петров понимает, что учителю нужен только один способ решения. Но какой из всех най­денных способов лучший? Он этого не узнает, пока не испробует все.

В уме это сделать трудно. Поэтому Петров медленно идет к доске, медленно берет мел, вертит этот мел в руках... и молчит. Ему нужно вы­брать из всех способов один, самый лучший. А тем временем потерявший чернение учитель ставит ему два и вызывает Сидорова, который в это время играл с соседом но парте в «морской бой» и, только услышав собственную фамилию, вскочил, не понимая, чего от него хотят. Однако тут же сори­ентировался в обстановке, быстро посмотрел в тетрадь соседа, увидел там начало решения задачи. И, стараясь не забыть увиденное (разумеется, аб­солютно не понимая смысла), Сидоров пулей летит к доске и быстро записы­вает то, что запомнил.

Тут звенит звонок, учитель довольно смотрит на доску и говорит: «Молодец, Сидоров, пять! А ты, Петров, учись!»

У таких людей, как Петров, всегда есть в запасе несколько вариан­тов действия, но в силу особенностей их личности им трудно остановиться на одном, особенно когда на выбор мало времени.

Особенно остро проявляется застенчивость в новой компании, где опять придется оказаться в тяжелой ситуации выбора в дефиците времени. Нет уж, лучше побыть одному. Пусть уж лучше сочтут застенчивым, чем тугодумом... (По Н Нарицыну).

Познавательные УУД

Задание 1. Ох уж эти орфографические ошибки! Их допускаете вы, думаю, и ваши ровесники, например, в царской России  также ошибались в правописании слов. Но чтобы на памятнике были написаны слова с ошибками, я даже не могла подумать! Оказывается, есть такой факт.   Представьте себе: на одном из московских памятников допущено 5 орфографических ошибок!!! Найдите  изображение этого памятника, назовите имена тех, кому он поставлен,  объясните, что за ошибки увидели ученые-лингвисты? Информацию оформите в виде заметки в школьную газету.

Информация для учителя: Этот памятник поставлен равноапостольным Кириллу и Мефодию, создателям азбуки, выдающимся просветителям своего времени. Находится памятник в Москве (Лубянский проезд, д. 27). На постаменте написано по-старославянски: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия». Внимательно изучив надпись, обнаруживаем 5 орфографических ошибок. В слове «апостол» и в имени Мефодий вместо омеги пишется «О».     В имени Кирилл вместо «і» должна стоять буква «и». Ну и верх возмущения вызвали 2 ошибки в слове Россия: вместо «о» должна быть омега, вместо «и» нужно писать «і».

Памятник

Кириллу и Мефодию

в Москве.



Задание 2. В сети Интернет есть много интересных сервисов. Я часто люблю посещать один из них, потому что в очередной раз есть возможность побывать в разных уголках мира, полюбоваться красотами городов. Есть среди них панорама удивительного города, которому посвящено огромное количество стихотворений. Кому, как ни вам, книголюбам, знать  эти произведения.
Процитирую:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит…


Вспомнили?  Так вот, вам необходимо найти  сервис, в котором размещены 3D панорамы (ссылка: http://www.airpano.ru/files/Saint-Petersburg-Virtual-Tour/1-2).  Вы сразу увидите панораму этого города. Расскажите, о какой достопримечательности идет речь. Подсказка:  "…обычно они воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны, а также  использовались как маяки." Но это еще не все... Сколько этих архитектурных сооружений в этом городе? Какая их высота? В ответе не забудьте указать  ссылку на панораму, назвать достопримечательности и указать их количество. А еще  напишите своему другу из другой страны об этих  достопримечательностях в электронном письме.

Информация для учителя: речь идет о городе Санкт - Петербурге. Достопримечательности, о которых упоминается в вопросе, - Ростральные колонны. Их две, высота каждой составляет 32 метра.

Задание 3. Это выдающийся лингвист с мировым именем, блестящий популяризатор науки. Его перу принадлежит  книга весёлая и умная. Но она требует вдумчивого, внимательного чтения. От главы к главе автор, один из представителей Московской фонологической школы, подводит читателя к осознанию идеи, что русское письмо основано на фонемном принципе.  Этот человек был подлинным энтузиастом преподавания и популяризации филологической науки. Студенты Московского университета помнят, сколь блистательные лекции по русской фонетике и истории русского поэтического языка он читал в аудиториях филологического факультета. И еще, доказывая преимущества нашей орфографии, ученый решил пойти от противного, то есть вначале попытался представить, что получится, если этой самой (злополучной для многих школьников) орфографии не будет. Он даже придумал город без орфографии. И назвал его... Как? Расскажите об этом ученом, найдите название его книги и наименование города без орфографии! Напишите об этом статью в школьную газету.

Информация для учителя: Михаил Викторович Панов, «Занимательная орфография», город Какографополь.

Задание 4. Прочитайте предложение: «Шахматы стояли в гроте, увитом виноградом, а фортуна улыбалась озорнику Василию». На первый взгляд, ничего необычного в нем нет. Но вам предстоит найти в этом предложении «спрятанные» фамилии ученых-лингвистов, которые внесли лепту в развитие русской орфографии. Подсказка: 5 фамилий.  Используя программу Presi в сети Интернет, создайте презентацию "Ученые - лингвисты", в которой  обязательно должны быть фото этих ученых и комментарии к ним. 

Информация для учителя: в зашифрованном предложении  упоминаются фамилии ученых-лингвистов: Шахматов А.А., Грот Я.К., Виноградов В.В., Фортунатов Ф.Ф., Василий Буслаев.

Задание 5. 26 сентября – Европейский день языков. Расскажите об этом празднике своему однокласснику. Составьте ряд вопросов по тексту, на которые он должен ответить.

Информация для учителя: Этот день был провозглашён Советом Европы и поддержан Европейским союзом во время Европейского года языков - 6 декабря 2001 года. Понятие европейские языки более широкое, его не следует путать с официальными языками стран-членов Евросоюза. Основная цель дня - поощрение изучения и освоение различных языков как в школах, так и вне их на протяжении всей жизни человека. В этот день в странах Европы проводятся различные тематические мероприятия: телевизионные и радио трансляции, языковые классы, конференции и специальные мероприятия для детей. Сегодня все больше людей выбирают для изучения не один иностранный язык. Современный мир требует от человека умение свободно говорить с представителями разных стран.

Задание 6. Напишите отзыв на выступление (текст-рассуждение) своего одноклассника по теме «Зачем нужно грамотно писать?» Выступите с вашим отзывом. Обоснуйте, были ли соблюдены одноклассником особенности текста-рассуждения.

Задание 7. Напишите эссе или очерк на тему: «Моя Родина – Татарстан», используя языковые особенности публицистического стиля.

Задание 8. Прочитайте текст, определите его стиль.

Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой) 

Создайте мини-тест по материалам данного текста для соседа, включив задания по фонетике, лексике, морфемике, орфографии и морфологии



Задание 9. Прочитайте фрагмент статьи Сергея Львова «Пятнадцать Людовиков Пятнадцатых».

...Имя Людовик с порядковым номером Пятнадцатый было у французского короля, притом у единственного. Откуда сразу пятнадцать Людовиков Пятнадцатых? Да еще на московском вокзале? Да еще с намерением совершить туристский поход по Подмосковью? К концу статьи – торжественно вам обещаю – недоумение будет рассеяно...

Одеты Людовики были не по-королевски. Ковбойки, штормовки, спортивные костюмы, кроссовки, сапоги. На спинах – рюкзаки, спальники, сбоку – топорики и фляги, выглядывала шейка гитары. О фотоаппаратах, ракетках для бадминтона, трех приемниках можно и не упоминать. Людовики доехали до станции, вышли из вагона, пересекли железнодорожное полотно и вошли в лес. Они взяли орешник штурмом. Они вломились в его заросли, как в ряды неприятеля... Затрещал кустарник, закричали вспугнутые птицы. Людовики наломали орехов прямо с ветками и листьями – не унести... Теперь, если кто-нибудь шел бы вслед за Людовиками, он не сбился бы с дороги. От самой станции и до края поля валялись ветки и горсти незрелых орехов. А в орешнике метались птицы, созывая свое испуганное младшее поколение.

А Людовики шагали по полю... Каждый срезал себе в орешнике по самой прямой лещине на трость... В ближайшем сосновом лесу они расковыряли муравейник до самой глубины. Они поспорили, что станут делать муравьи, – бросят ли разворошенный муравейник или начнут отстраивать заново... Плеснули на муравейник воды, чтобы поглядеть, как поступят муравьи, если к разгрому прибавится наводнение, и зашагали дальше. Под перезвон гитары, под музыку из трех приемников...Затем Людовики попали на необитаемый остров, они ленились собирать сушняк и стесывали кору с сосен до желтого тела. Вечерами бросали пустые бутылки в деревья, в белок, перегородили чистый ручеек консервными банками, вырезали свои имена на деревьях, оставили непотушенный костер.

...А теперь хочу спросить: не случалось вам встречать в лесу таких Людовиков? Не натыкались ли вы на их следы? Это следы хищника – крупного и безжалостного. Разоренные птичьи гнезда, развороченные муравейники, засыхающие березы, загаженные ручьи, скалы и утесы, изуродованные дурацкими надписями. Их следы – это лесные поляны, замусоренные жестянками от консервов и пленкой от бутербродов. Их следы – это лес, обуглившийся, черный, страшный, как в страшном сне...

Французский король Людовик Пятнадцатый был развеселым негодяем. Когда какой-то умный человек решился сказать, что после его забав Франция останется разоренной, он ответил: «После нас – хоть потоп!». Этими словами он и вошел в историю.

Я не выдумал людей, которых назвал Людовиками. Поодиночке и компаниями я встречал их в разных местах. На лесных полянах под Москвой, в горах Кавказа, на берегах Валдайского озера...

Как исправить людей, которые живут по правилу «После нас – хоть потоп!»?

...А теперь наедине со своей совестью давайте вспомним: не ломали ли вы молодых деревьев? Не забрасывали сором родников? Не оставляли тлеющих костров?



Выполните задания:

  1. Определите тему текста;

  2. Какова основная мысль статьи? Идея?

  3. Какие типы речи использованы в статье?

  4. Назовите общие стилевые черты статьи.

  5. Найдите в тексте примеры использования разговорной лексики и эмоционально-оценочных слов.

  6. Найдите в тексте примеры использования композиционного приема повтора.

  7. Из каких частей состоит текст?

Вариант выполнения задания

1. Текст рассказывает о поездке в лес пятнадцати подростков.

2. Цель автора – привлечь внимание к проблеме, убедить в том, что такое поведение подростков недопустимо. Он обращается к совести каждого из нас, пытаясь изменить психологию людей, живущих по принципу: «После нас – хоть потоп».

3. Основной тип речи – рассуждение, но в середине статьи – абзацы 2–4 – повествование.

4. Статья посвящена злободневной проблеме сохранения природных богатств. Автор считает, что от этого зависит здоровье каждого из нас. Описание конкретной ситуации заканчивается обобщением; ярко выражено авторское отношение к проблеме.

5.Разговорные слова: вломились в заросли, плеснули воды, расковыряли муравейники. эмоционально-оценочные слова: разоренные гнезда, загаженные ручьи, скалы и утесы, изуродованные дурацкими надписями.

6. Первые пять абзацев начинаются с имени «Людовики».

7. Композиция:

1) зачин;

2) основная часть;

3) концовка.



Критерии оценивания

«5» - 7 правильных ответов;

«4» - 5-6 правильных ответов;

«3» - 4 правильных ответа – 3;

«2» - 3 и менее правильных ответов.

Задание 10. Групповая работа.

Подготовьте буктрейлер по одной из книг современных авторов про орфографию. Эта книга представляет собой авантюрный роман, за основу в котором взято событие 1917 года (некая реформа). Действие в нем происходит то в Петрограде, то в Крыму сразу после революции или сейчас... Как она называется и кто ее автор?

Информация для учителя: Дмитрий Быков. «Орфография».

Критерии оценивания

Видеоролик должен соответствовать следующим требованиям:

  • должен быть создан в формате видеорекламы 0-5 баллов;

  • популяризация книги как одного из источников получения знаний по данной теме 1-3 балла;

  • соответствие требованиям об авторских правах (обязательно указать автора музыки, иллюстраций и т.д.) 1-3 балла;

  • должен иметь продолжительность до 3-5 минут 0-2 балла;

  • содержать информацию об авторах видеоролика, классе, школе, годе выпуска ролика 0-2 балла

Максимальное количество баллов - 13.

Коммуникативные УУД

Задание 1. Интервью on-line с виртуальным персонажем. Вопросы и ответы разработайте после глубокого изучения личности персонажа, образ которого вы можете создать самостоятельно. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.). В роли выбранного персонажа пусть выступит ваш сосед по парте.

Задание 2. Этот праздник отмечают по инициативе ЮНЕСКО 8 сентября, начиная с 1966 года. В Древней Руси и в царской России о таком празднике и не знали.  Догадались, о чем идет речь? В каком городе проходило мероприятие, связанное с этим событием? Да, конечно, это День грамотности, который проходил в Тегеране. Но какой же праздник без поздравлений? Создайте свой уникальный маленький шедевр в виде плейкаста   и поздравьте своих одноклассников с этим замечательным праздником. Интересно, а как бы поздравили друг друга ваши ровесники, например, в 19 веке? Или в начале 20 века?

Плейкаст — оригинальный способ выразить себя в Интернете, поделиться своими мыслями и настроением, сделать подарок своими руками, поздравить друзей. Объедините фотографию, музыку, текст и т.д. — и создайте оригинальную открытку.

Образец плейкаста «Какое оно, мое настроение?»



Задание 3. Работа в парах. В тексте смешаны основные стили - разговорный, научный и художественный. Отредактируйте текст, переведя его в научный и/или художественный стиль, убрав разговорные конструкции, просторечия, сленг.... Обсудите.

Великолепным солнечным утром продрал я глазенки, оглядел из окошечка окружающий ландшафт — классная погодка! Никакой облачности, антициклон! А ведь накануне накрапывал мелкий дождичек. Ура! Кончилась непогода!

И тут я решил смотаться в зеленый массив, находящийся в километре от нашего населенного пункта. Притащился я в лесок, а там — зеленые насаждения удивительной красоты: юные тонкие березки, липы, едва покрытые первой нежной листвой. Балдеж!

Почесал, и подумалось мне, что земля наша богата разными деревьями : как лиственными, так и хвойными, а также клевером обыкновенным, зверобоем дырчатым, ромашкой аптечной...

Вдруг набежали кучевые облака, поднялся ветерок умеренный до сильного... Деревья закачались, зашумели... И тут как польются осадки! Жуть!

Температура воздуха резко понизилась. Пришлось руки в ноги — и домой! Однако получил все-таки острое респираторное заболевание. Вот вам и изумительная прогулочка!

Задание 4. В книге Э. Успенского Крокодил Гена очень хотел иметь друзей. Вместе с соседом по парте придумайте объявление, которое Гена мог бы поместить в газете, в разделе знакомств.

Задание 5. Напишите вместе с одноклассником объяснительную записку Ивана-царевича о том, почему он взял в жены лягушку.

Задание 6. Представьте, что былинный богатырь Добрыня Никитич сегодня находится в нашем городе. Подумайте, какой подвиг может совершить герой, с кем он будет сражаться, какой подвиг совершать. Опишите чудище, с которым вступит в единоборство Добрыня Никитич, своему товарищу.

Задание 7. Напишите заявление Стрекозы Муравью из басни И.А Крылова. Обсудите с одноклассником.

Задание 8. М.А. Шолохов назвал язык величайшим богатством народа, в котором "накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта." "Постигая тайны русского слова, мы глубже познаем особенности русского национального характера, русской культуры, русской истории,"- продолжает К.Паустовский

Обсудите в группе, какие же тайны хранит в себе наш язык, о чем он может рассказать вдумчивому читателю?

Задание 9.



1.Опишите действия, происходящие на картинке.

2. Используя причастия и деепричастия, напишите текст о дружбе разных народов.

3.Прочтите его своему однокласснику.

Задание 10. Составьте с одноклассником диалог на тему «Компьютер – друг или враг?»

Задание 11.

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выскажите предположение, каким мог быть конец этой истории. Сравните ваши предположения с текстом рассказа К.Г. Паустовского.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.

Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.

Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом…

Продолжение рассказа К.Г. Паустовского

Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.

Мы заложили лаз старой сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три...Пора было ложится спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.

Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из- под дома кота.

Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье.

Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье- кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу.

Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.

Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.

Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

- Что же нам с ним делать?

- Выдрать! - сказал я.

- Не поможет, - сказал Ленька. - У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.

Кот ждал, зажмурив глаза.

Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану.

Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.

После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было означать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке.

Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. (По. К.Г. Паустовскому).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Александрович Юлия Игоревна

Дата: 27.03.2017

Номер свидетельства: 403874

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства