1. Метафоры
-
навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру
-
звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой
-
снег лежит коврами — снег все покрыл
-
берег милый для меня — любимое место
2. Метонимия
-
звездою севера — самой прекрасной девушкой (звездой) этих мест
-
лес чернеет — темнеют деревья леса вдалеке
-
речка блестит — блестит лед на реке, а не сама река
-
трещит затопленная печь — трещат дрова в печи, а не сама печь
-
скользя по снегу — скользя не буквально, а в санях по заснеженной дороге
3. Эпитеты
-
чудесный день
-
прелестный друг
-
северной Авроры
-
на мутном небе
-
тучи мрачные
-
ты печальная
-
голубыми небесами
-
великолепными коврами
-
прозрачный лес
-
янтарным блеском
-
веселым треском
-
утреннему снегу
-
нетерпеливого коня
-
поля пустые
-
леса густые
-
берег милый
4. Гипербола
5. Олицетворения
-
вьюга злилась,
-
мгла носилась.
6. Сравнения
Фигуры
1. Риторическое обращение
-
друг прелестный
-
красавица
-
друг милый
2. Анафора
3. Лексический повтор
4. Антитеза
-
«Мороз и солнце» — противопоставление холодного и горячего
-
«Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись«
-
«Открой сомкнуты» — открыть закрытые
-
«мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа
Кроме того, в стихотворении используется противопоставление ясного зимнего утра и мрачной вечерней зимней бури — это тоже антитеза.
5. Инверсия
-
день чудесный — обычный порядок слов «чудесный день»
-
друг прелестный — обычный порядок слов «прелестный друг»
-
сквозь тучи мрачные желтела — обычный порядок слов «желтела сквозь мрачные тучи»
-
вся комната янтарным блеском озарена — обычный порядок слов «вся комната озарена янтарным блеском»
-
не велеть ли в санки кобылку бурую запречь — обычный порядок слов «не велеть ли запречь бурую кобылку в санки»
Звукопись
1. Повтор фонетически близких звуков «з», «с» и «ц» чтобы создать ощущение снежной и морозной зимы:
«Мороз и солнце; день чудесный!..»
2. Такой же прием с повторением близких по звучанию звуков «с» и «ц» используется в строке:
«…Блестя на солнце, снег лежит;..»
3. Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:
«…Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»
Это помогает передать треск горящих в печи дров.
4. Ассонанс, повторение гласной буквы «е» и «ё«, чтобы усилить настроение растянутости, расслабленности, неторопливости:
«…Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»
5. Ассонанс: повторение буквы «о«, чтобы усилить настроение:
«…Открой сомкнуты негой взоры…»
6. Ассонанс, частое повторение гласной буквы «е», чтобы передать настроение расслабленности и спокойствия:
«…Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»
7. Ассонанс, заключающийся в повторении гласной «е» при описании комнаты:
«…Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»