1. Метафоры
навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру
звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой
снег лежит коврами — снег все покрыл
берег милый для меня — любимое место
2. Метонимия
звездою севера — самой прекрасной девушкой (звездой) этих мест
лес чернеет — темнеют деревья леса вдалеке
речка блестит — блестит лед на реке, а не сама река
трещит затопленная печь — трещат дрова в печи, а не сама печь
скользя по снегу — скользя не буквально, а в санях по заснеженной дороге
3. Эпитеты
чудесный день
прелестный друг
северной Авроры
на мутном небе
тучи мрачные
ты печальная
голубыми небесами
великолепными коврами
прозрачный лес
янтарным блеском
веселым треском
утреннему снегу
нетерпеливого коня
поля пустые
леса густые
берег милый
4. Гипербола
звездою севера — он называет «красавицу», своего «друга» звездой, превозносит ее красоту относительно всего остального пейзажа.
5. Олицетворения
вьюга злилась,
мгла носилась.
6. Сравнения
звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
луна, как бледное пятно
Фигуры
1. Риторическое обращение
друг прелестный
красавица
друг милый
2. Анафора
«…И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»
3. Лексический повтор
повторяются однокоренные слова: «блестя на солнце», «речка подо льдом блестит», «янтарным блеском».
4. Антитеза
«Мороз и солнце» — противопоставление холодного и горячего
«Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись«
«Открой сомкнуты» — открыть закрытые
«мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа
Кроме того, в стихотворении используется противопоставление ясного зимнего утра и мрачной вечерней зимней бури — это тоже антитеза.
5. Инверсия
день чудесный — обычный порядок слов «чудесный день»
друг прелестный — обычный порядок слов «прелестный друг»
сквозь тучи мрачные желтела — обычный порядок слов «желтела сквозь мрачные тучи»
вся комната янтарным блеском озарена — обычный порядок слов «вся комната озарена янтарным блеском»
не велеть ли в санки кобылку бурую запречь — обычный порядок слов «не велеть ли запречь бурую кобылку в санки»
Звукопись
1. Повтор фонетически близких звуков «з», «с» и «ц» чтобы создать ощущение снежной и морозной зимы:
«Мороз и солнце; день чудесный!..»
2. Такой же прием с повторением близких по звучанию звуков «с» и «ц» используется в строке:
«…Блестя на солнце, снег лежит;..»
3. Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:
«…Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»
Это помогает передать треск горящих в печи дров.
4. Ассонанс, повторение гласной буквы «е» и «ё«, чтобы усилить настроение растянутости, расслабленности, неторопливости:
«…Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»
5. Ассонанс: повторение буквы «о«, чтобы усилить настроение:
«…Открой сомкнуты негой взоры…»
6. Ассонанс, частое повторение гласной буквы «е», чтобы передать настроение расслабленности и спокойствия:
«…Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»
7. Ассонанс, заключающийся в повторении гласной «е» при описании комнаты:
«…Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»