1.Организационный момент. 2.Чистописание | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Прозвенел для нас звонок- Начинается урок. - Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? - Это будет зависеть от вас, от того, как вы будете помогать мне и друг другу. -Давайте запишем число, классная работа. И минутка чистописания. Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить. (Древняя Греция. Пифагор.) | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Записывают число, классная работа, минутку чистописания. |
3.Актуализация знаний Мотивация учебной деятельности 4.Постановка цели и задач. | Игра «Найди лишнее слово» На доске слова: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, существительное. - Найдите лишнее слово. - Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? Определите тему урока. - А чем мы будем заниматься на уроке в соответствие с темой урока? - Как ещё можно назвать главные члены предложения? - На какие вопросы отвечает обстоятельство, определение, дополнение? Распространенные и нераспространенные предложения (Объясните, в чем разница?) - Составьте нераспространённое предложение со словом «осень». - Разберите это предложение по членам и дайте характеристику этому предложению. - А что нужно сделать, чтобы это предложение превратилось в распространённое? - Добавьте член предложения – определение. Пришла золотая осень. - А теперь добавьте обстоятельство. Пришла в лес золотая осень. Давайте поставим цель нашему уроку Задачи; | (Существительное, т. к. оно относится к частям речи, а остальные слова – члены предложения). Разбор по членам предложения (Находить грамматическую основу предложения, разбирать предложения по членам, различать распространённые и нераспространённые предложения). (Грамматическая основа). Дополнение - на падежные вопросы, кроме И.п. Определение - какой? какая? какое? какие? чей? Обстоятельство - где? куда? когда? откуда? почему? (В нераспространенном только грамматическая основа). Пришла осень. (Добавить второстепенный член предложения). Развитие умения разбирать предложения по членам вспомнить все о членах предложения; вспомнить части речи |
5.Введение новых знаний | Работа по учебнику стр.64 упражнение 1 -откройте учебники на стр. 64, найдите упр. 14. Прочитайте задание. Запись предложений, нахождение имен существительных, определение, какими членами предложения они являются. а)Знакомство с алгоритмом разбора по членам простого предложения (работа по учебнику). б) Упражнение 2 (1 предложение) Чтение задания к упражнению. Выполнение разбора предложений по членам (коллективная работа). в) Наблюдение над ролью в предложении имен прилагательных. -Какими членами предложения являются имена прилагательные в записанных предложениях? (определением) -В русском языке имена прилагательные могут быть главным членом предложения- сказуемым. Чтение правила на с.64 | Работают вместе Вывод. (Имена существительные могут быть как главными членами, так и второстепенными). 1 у доски |
Физкультминутка | Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. | |
Первичное закрепление | Работа в парах - Какая основная задача работы в паре? - У вас на партах карточки. Прочитайте задание. Что будете делать? Осень По небу плывёт большая ___________. Часто льёт _____________ дождь. Дует сильный ____________. Скоро _______________ зима. Подсказка: наступит, туча, ветер, проливной. 2. Работа в группе «Живые слова» - Из слов в конверте, вы должны составить распространённое предложение, подчеркнуть члены предложения, нам показать и доказать правильность разбора. 1 группа. Берёзы стоят в золотом уборе. 2группа. Низкое солнце скрылось за деревьями. 3 группа. В лесу ёжики шуршат листьями. 4 группа. Подул осенний холодный ветер. 5 группа. С деревьев слетают жёлтые листочки. 6 группа. Разноцветные листья кружатся в воздухе. | (Вставить в текст пропущенные слова из подсказки, разобрать по членам предложения). Коллективная проверка. |
6. Итог урока Рефлексия | Игра «Верю – не верю» - Я называю вам утверждение, если оно верное и вы соглашаетесь со мной, вы говорите «верю», если не соглашаетесь – «не верю». 1. В предложениях есть только главные члены предложения. (-). 2. Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу (+). 3. Предложения могут быть без второстепенные членов. (+). 4. Если предложение состоит только из главных членов, то такое предложение называется нераспространённое. (+) 5. Дополнение, обстоятельство и определение – составляют основу предложения. (-). - На улице осень. А какая погода бывает осенью? - Сейчас мы увидим, какая погода в нашем классе. -На столах у вас картинки с изображением тучки, солнышка и дождика 1. Если вам всё вам было понятно и вы справились со всеми заданиями, то поднимите солнышко. 2. Если вам не всё было понятно, испытывали некоторые трудности или нуждались в помощи, то поднимите тучку. 3. Если вы ничего не поняли на уроке, и вам срочно нужна помощь – то поднимите карточку с изображением дождика. | |