Урок русского языка в 5 классе
Тема Синтаксический разбор словосочетания.
Цели и задачи урока:
- активизировать имеющиеся у детей сведения о словосочетании; формировать умение классифицировать тип словосочетания, производить синтаксический разбор;
- способствовать развитию логического мышления, познавательных и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;
- воспитывать культуру умственного труда, вызывать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица.
I. Организационный момент
1. Приветствие, проверка готовности к уроку, запись темы.
II. Проверка домашнего задания
З/е: упр. 119. стр. 54.
III. Актуализация знаний и умений
1. Лингвистический диктант
З/е: записать названия разделов.
1) Раздел лингвистики, изучающий звуки речи – фонетика.
2) Раздел лингвистики, изучающий постановку ударения и правила произношения – орфоэпия.
3) Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков буквами – графика.
4) Раздел лингвистики, который изучает лексическое значение слова – лексика.
5) Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов- орфография.
6) Раздел лингвистики, изучающий нормы современного русского языка – культура речи.
7) Название какого раздела лингвистики мы можем добавить в наш лингвистический диктант? (Синтаксис.)
2. Фронтальный опрос
- Что изучает синтаксис?
- Дайте определение словосочетания?
- С помощью каких средств устанавливается грамматическая связь в словосочетании?
- Назовите проиллюстрированные вами модели словосочетаний.
IV. Формирование новых понятий
1. Работа с теоретическим материалом
З/е: прочитать теоретический материал на стр. 54, рассмотреть образец разбор,
составить алгоритм.
Образец:
Алгоритм синтаксического разбора словосочетания.
1) Нахожу словосочетание.
2) Нахожу главное и зависимое слова.
3) Определяю часть речи.
4) Определяю вид словосочетания.
5) Составляю модель словосочетания.
V. Формирование умений и навыков
1. Тренировочные упражнения
1) Обучающая игра «исправь ошибки»
З/е: исправить ошибки, определить вид словосочетаний, произвести разбор по алгоритму.
Красивый осень, играть футбол, толстый книга, идти мост.
З/е: выполнить упр. 122, стр. 55.
VI. Итог урока
1. Синквейн на тему «Настроение на уроке».
2. Комментирование оценок
VII. Домашнее задание.
Упр. 121. стр. 55. Повторить правило на стр. 52-54.