Просмотр содержимого документа
«"Расширение текста с использование местоимений"»
Урок русского языка в 9 (коррекционном) классе.
Тема: Расширение текста с использованием местоимений.
Цели урока:
Обучающая : Формировать и расширять с помощью местоимений грамматические нормы в устной и письменной речи. Познакомиться с возвратным местоимением.
Коррекционно-развивающая: Развитие связной речи, через составление текстов, предложений. Обогащение словарного запаса.
Воспитывающая: Активизация познавательной деятельности, самостоятельности, самооценки и самоконтроля.
Используемая технология: игровая
Тип урока: формирование знаний и умений.
Ход урока
Орг.момент – проверка учащихся готовности к уроку, настрой на активность, взаимопонимание и творческое воображение.
Проверка изученного и выполнение домашнего задания.
- Что вы знаете о местоимении?
- Какое место занимает местоимение в предложении?
- С какой частью речи может согласовываться в предложении?
- Какие грамматические признаки у местоимения?
Словарный диктант: данные местоимения поставить в начальную форму
( у меня, о тебе, с нами, им, по вам, ей, около его), одно местоимение записано не верно, найти и объяснить.
Игра «Кто быстрее».
Вставить недостающее местоимение в нужной форме.
Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление. Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято. … учусь с Андреем с первого класса. … очень хорошо знаю … и давно дружу с … . У … есть младшая сестра. Вечером … забираю … из детского сада.
Шарады
Первый слог - личное местоимение. Второй – детская болезнь, а целое - предмет, который выбрасывают, когда он нужен, и поднимают, когда он не нужен. ( Якорь).
Начало – буква в слове плот, конец – местоимение.
А середина – пара нот. Всё вместе – поощрение. (Премия).
Составить описание внешности своего друга (подруги), правильно употребляя личные местоимения, по желанию прочитать.
Аудио запись фонограмм песен на музыку А.Н. Пахмутовой, В.Я. Шаинского и Б. Окуджавы.
Назвать личные местоимения и определить грамматические признаки (число, род, падеж).
Работа в парах (используя предложенную художественную литературу, найти предложения, в которых личные местоимения находятся в косвенных падежах; прочитать и объяснить выбор.)
Объяснение нового материала: возвратное местоимение себя не имеет И.п., т.к. указывает на действующее лицо, т.е. объект. Местоимение склоняется по падежам, но не изменяется по лицам, числам, родам. В данных на слайде предложениях определить падеж возвратного местоимения.
Нет ничего приятнее, как быть обязанным во всём самому себе. (Н.В.Гоголь)
В миг, когда не по себе, чувство времени теряешь.
И себя в своей судьбе просто гостьей ощущаешь. (С. Моисеева)
Притча «Два друга много дней шли по пустыне…» ( вслух читает ученик).
Раздаточный материал (деформированный текст с пропущенными частями речи). Выполнить задание, добавить по смыслу недостающие части речи.
Итог урока: Чем отличается возвратное местоимение от личных?
На что указывает возвратное местоимение?
Что нового вы узнали о своей внешности?
Домашнее задание – написать небольшой текст о себе.