kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с текстом. Анализ текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  1.  совершенствовать умения анализировать текст, устанавливать его признаки, определять связь предложений в тексте,   работать над усвоением последовательности создания текста: обдумывания цели и содержания высказывания, сбор рабочих материалов, создание и редактирование  текста;

 2.   развитие орфографической и пунктуационной зоркости познавательной активности, умение логически мыслить, развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи;

 3воспитание культуры речи, любви к слову и русскому языку, воспитание умения владеть собой, своим психическим состоянием, предвидеть последствия своих решений; воспитание честности, человеческой порядочности.

Оборудование:  учебник, карточки, слайды, интерактивная доска, учебные тексты, тетради, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 а) приветствие;

 б) психологический настрой,

 Объявление целей урока.

  1. Слово учителя:

- Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в ваших руках: творить, помогать, верить, брать у мира новые знания. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.

Ребята, сегодня мы с вами будем работать с текстом, анализировать текст. Анализ текста является основным видом работы при подготовке к итоговой аттестации и ЕНТ.

Сейчас я раздам вам тексты. Итак, сегодня мы будем анализировать текст «Чистый родник».( автор  Ибрай  Алтынсарин ).

Примерный анализ текста.

  1. Выразительное чтение текста.
  2. Словарная работа.
  3. Тема текста.
  4. Идея текста.
  5. Тип текста.
  6. Стиль текста.
  7. Выразительные средства речи и их роль.
  1. «Мозговой штурм»

Какие ассоциации возникают со словом «Родник»?

 РОДНИК – это место, где подземная вода выходит на поверхность земли.

Вода, накапливаясь между водоупорными слоями, ищет выход. Места выхода подземных вод на земную поверхность называется родниками. Родники образуют ручьи. Ручьи стекают в реки, которые выпадают в озера, моря, океаны. Вода в роднике бывает чистая, прохладная.

а) Ученик выразительно читает текст.

б) словарная работа: напившись вдоволь воды, изнывает от жары, дает душе усладу, открытая душа, течет беспрестанно днем и ночью.

в) лексическая работа

Купец – человек, который занят в сфере торговли, купли-продажи.

Мулла – мусульманское духовное  звание. (Человек, который связан со службой в мечети)

Возлагать – переносить ответственность

2. б) Беседа по содержанию текста.

Учащиеся составляют вопросы к тексту.

1)Где встретились три путника?

 2)Какая была вода в роднике?

 3)Что было написано на камне?

 4)Что сказал купец? Что сказал мулла?

 5) Каково было мнение юноши?

3. Задание.

Составьте план текста.

1.Встреча у родника.

2. Надпись на камне.

3. Мнение купца.

4. Мулла думал иначе.

5. Ответ юноши.

4. Объясните значение прилагателных  в словосочетаниях: великий писатель-великие дела, холодная вода-холодное сердце,умный юноша- умные слова.

5. Сделайте синтаксический разбор предложений:

         Ручеёк от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние       земли.

              Три путника встретились у одного родника.

         6.  Заполни пропуски в предложениях и расставь недостающие знаки препинания:

         Если будешь поступать так то в конце концов…

         Если делаешь кому добро то …

         … - очень стройный красивый юноша стоял  молча.

                     Переводчик

        Переведите пословицы на русский язык:

           Бұлақ көрсең, көзің аш.

           Суның көзі – бұлақта, білім көзі – кітапта.

          Су аққан жерінен ағады, шөп шыққан жеріне шығады.

         Су ырыстың көзі, еңбек кірістің көзі

          Увидишь родник – очисти его.

         Источник воды в роднике, источник знаний в книге.

          Вода течет, где всегда текла, трава растет, где всегда росла.

         Вода источник жизни, труд источник дохода.

Выводы учителя: Пословицы и поговорки, как чистый родник, утоляют жажду разума, помогают людям стать лучше. Мудрость отцов учит нас ценить самые главные богатства: труд, мир, дружбу, любовь, без которых немыслима была бы наша нынешняя жизнь. Поэтому святой долг каждого из нас беречь этот неиссякаемый чистый родник.

Разбор слов по составу

Путешественник, холодная, надписи, умные.

Составьте « пятистишие» о роднике.

                  Родник.

Чистая, прозрачная, холодная

Течет, растворяет, отрекает

Вода- главное богатство на земле.

Жизнь.

                      Родники. ( звучит песня в исполнении Олега Газманова.)

  • Родники вы мои, родники, к вам вернусь, где б меня не носило
    И святою водою напьюсь в роднике, прямо в сердце России.
    Вас топтали копыта коней, сталь звенела и жизни косила,
    Но с веками сильней и сильней от земли набирали вы силу.
  • Припев:
    Родники вы мои, родники, к вам вернусь, где б меня не носило
    И святою водою напьюсь в роднике, прямо в сердце России.
    Родники вы мои, родники, цвет небесный, серебряно-синий.
    Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России.
  • Летней ночью с девчонкой шальной вместе струи губами ловили.
    Помню, был от любви, как больной, только зубы от холода ныли.
    И когда мы лежали в траве, глядя в небо, где звезды сияли,
    Понял я, что на этой земле родники нас навечно связали.
  • Припев:
    Родники вы мои, родники, к вам вернусь, где б меня не носило
    И святою водою напьюсь в роднике, прямо в сердце России.
    Родники вы мои, родники, цвет небесный, серебряно-синий.
    Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России.
  • Так напьемся святою водой, той, что прадеды пили и деды,
    И вернемся мы с чистой душой, растворив в родниках свои беды.
    Пусть проносятся годы, века, и сражения мир потрясают,
    Не иссякнет Россия, пока родники наши души питают.

               Припев:
          Родники вы мои, родники, к вам вернусь, где б меня не носило
          И святою водою напьюсь в роднике, прямо в сердце России.
          Родники вы мои, родники, цвет небесный, серебряно-синий.
          Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России

Задание на дом: написать сочинение-эссе на тему: « Чистота души».

      Итог урока:

     а) подведение итогов урока;

     б) оценка знаний учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом. Анализ текста.»

11 класс. Русский язык.

Тема урока: Работа с текстом. Анализ текста.

Цель урока: 1. совершенствовать умения анализировать текст, устанавливать его признаки, определять связь предложений в тексте, работать над усвоением последовательности создания текста: обдумывания цели и содержания высказывания, сбор рабочих материалов, создание и редактирование текста;

2. развитие орфографической и пунктуационной зоркости познавательной активности, умение логически мыслить, развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи;

3воспитание культуры речи, любви к слову и русскому языку, воспитание умения владеть собой, своим психическим состоянием, предвидеть последствия своих решений; воспитание честности, человеческой порядочности.

Оборудование: учебник, карточки, слайды, интерактивная доска , учебные тексты, тетради, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

а) приветствие;

б) психологический настрой,

Объявление целей урока.

  1. Слово учителя:

- Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в ваших руках: творить , помогать, верить, брать у мира новые знания. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.

Ребята, сегодня мы с вами будем работать с текстом, анализировать текст. Анализ текста является основным видом работы при подготовке к итоговой аттестации и ЕНТ.

Сейчас я раздам вам тексты. Итак, сегодня мы будем анализировать текст «Чистый родник».( автор Ибрай Алтынсарин ).

Примерный анализ текста.

  1. Выразительное чтение текста.

  2. Словарная работа.

  3. Тема текста.

  4. Идея текста.

  5. Тип текста.

  6. Стиль текста.

  7. Выразительные средства речи и их роль.

  1. «Мозговой штурм»

Какие ассоциации возникают со словом «Родник»?

РОДНИК – это место, где подземная вода выходит на поверхность земли.

Вода, накапливаясь между водоупорными слоями, ищет выход. Места выхода подземных вод на земную поверхность называется родниками. Родники образуют ручьи. Ручьи стекают в реки, которые выпадают в озера, моря, океаны. Вода в роднике бывает чистая, прохладная.

а) Ученик выразительно читает текст.

б) словарная работа: напившись вдоволь воды, изнывает от жары, дает душе усладу, открытая душа, течет беспрестанно днем и ночью.

в) лексическая работа

Купец – человек, который занят в сфере торговли, купли-продажи.

Мулла – мусульманское духовное звание. (Человек, который связан со службой в мечети)

Возлагать – переносить ответственность

2. б) Беседа по содержанию текста.

Учащиеся составляют вопросы к тексту.

1)Где встретились три путника?

2)Какая была вода в роднике?

3)Что было написано на камне?

4)Что сказал купец? Что сказал мулла?

5) Каково было мнение юноши?

3. Задание.

Составьте план текста.

1.Встреча у родника.

2. Надпись на камне.

3. Мнение купца.

4. Мулла думал иначе.

5. Ответ юноши.

4. Объясните значение прилагателных в словосочетаниях: великий писатель-великие дела, холодная вода-холодное сердце,умный юноша- умные слова.

5. Сделайте синтаксический разбор предложений:

Ручеёк от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли.

Три путника встретились у одного родника.

6. Заполни пропуски в предложениях и расставь недостающие знаки препинания:

Если будешь поступать так то в конце концов…

Если делаешь кому добро то …

… - очень стройный красивый юноша стоял молча.

Переводчик

Переведите пословицы на русский язык:

Бұлақ көрсең, көзің аш.

Суның көзі – бұлақта, білім көзі – кітапта.

Су аққан жерінен ағады, шөп шыққан жеріне шығады.

Су ырыстың көзі, еңбек кірістің көзі

Увидишь родник – очисти его.

Источник воды в роднике, источник знаний в книге.

Вода течет, где всегда текла, трава растет, где всегда росла.

Вода источник жизни, труд источник дохода.

Выводы учителя: Пословицы и поговорки, как чистый родник, утоляют жажду разума, помогают людям стать лучше. Мудрость отцов учит нас ценить самые главные богатства: труд, мир, дружбу, любовь, без которых немыслима была бы наша нынешняя жизнь. Поэтому святой долг каждого из нас беречь этот неиссякаемый чистый родник.

Разбор слов по составу

Путешественник, холодная, надписи, умные.

Составьте « пятистишие» о роднике.

Родник.

Чистая, прозрачная, холодная

Течет, растворяет, отрекает

Вода- главное богатство на земле.

Жизнь.

Родники. ( звучит песня в исполнении Олега Газманова.)

  • Родники вы мои, родники, к вам вернусь, где б меня не носило
    И святою водою напьюсь в роднике, прямо в сердце России.
    Вас топтали копыта коней, сталь звенела и жизни косила,
    Но с веками сильней и сильней от земли набирали вы силу.

  • Припев:
    Родники вы мои, родники, к вам вернусь, где б меня не носило
    И святою водою напьюсь в роднике, прямо в сердце России.
    Родники вы мои, родники, цвет небесный, серебряно-синий.
    Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России.

  • Летней ночью с девчонкой шальной вместе струи губами ловили.
    Помню, был от любви, как больной, только зубы от холода ныли.
    И когда мы лежали в траве, глядя в небо, где звезды сияли,
    Понял я, что на этой земле родники нас навечно связали.

  • Припев:
    Родники вы мои, родники, к вам вернусь, где б меня не носило
    И святою водою напьюсь в роднике, прямо в сердце России.
    Родники вы мои, родники, цвет небесный, серебряно-синий.
    Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России.

  • Так напьемся святою водой, той, что прадеды пили и деды,
    И вернемся мы с чистой душой, растворив в родниках свои беды.
    Пусть проносятся годы, века, и сражения мир потрясают,
    Не иссякнет Россия, пока родники наши души питают.

Припев:
Родники вы мои, родники, к вам вернусь, где б меня не носило
И святою водою напьюсь в роднике, прямо в сердце России.
Родники вы мои, родники, цвет небесный, серебряно-синий.
Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России

Задание на дом: написать сочинение-эссе на тему: « Чистота души».

Итог урока:

а) подведение итогов урока;

б) оценка знаний учащихся






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Работа с текстом. Анализ текста.

Автор: Киргизбаева Матлюба Нурмахаматовна

Дата: 13.05.2020

Номер свидетельства: 549589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Разработка урока по русскому языку в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ. Работа над анализом текста. "
    ["seo_title"] => string(95) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-10-klassie-podghotovka-k-iege-rabota-nad-analizom-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "123694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414524572"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) "
    ["seo_title"] => string(85) "slozhnoie-sintaksichieskoie-tsieloie-iazykovoi-analiz-tieksta-k-postanovkie-probliemy"
    ["file_id"] => string(6) "222116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435855609"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Как научить работать с текстом?"
    ["seo_title"] => string(30) "kak-nauchit-rabotat-s-tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "273334"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186321"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Как научить работать с текстом?"
    ["seo_title"] => string(32) "kak-nauchit-rabotat-s-tiekstom-1"
    ["file_id"] => string(6) "273335"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186328"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Работа с текстом в средней школе"
    ["seo_title"] => string(37) "rabota-s-tiekstom-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "273337"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186458"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства