Цель урока: 1. совершенствовать умения анализировать текст, устанавливать его признаки, определять связь предложений в тексте, работать над усвоением последовательности создания текста: обдумывания цели и содержания высказывания, сбор рабочих материалов, создание и редактирование текста;
2. развитие орфографической и пунктуационной зоркости познавательной активности, умение логически мыслить, развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи;
3воспитание культуры речи, любви к слову и русскому языку, воспитание умения владеть собой, своим психическим состоянием, предвидеть последствия своих решений; воспитание честности, человеческой порядочности.
Оборудование: учебник, карточки, слайды, интерактивная доска, учебные тексты, тетради, презентация.
Ход урока.
- Организационный момент.
а) приветствие;
б) психологический настрой,
Объявление целей урока.
- Слово учителя:
- Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в ваших руках: творить, помогать, верить, брать у мира новые знания. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.
Ребята, сегодня мы с вами будем работать с текстом, анализировать текст. Анализ текста является основным видом работы при подготовке к итоговой аттестации и ЕНТ.
Сейчас я раздам вам тексты. Итак, сегодня мы будем анализировать текст «Чистый родник».( автор Ибрай Алтынсарин ).
Примерный анализ текста.
- Выразительное чтение текста.
- Словарная работа.
- Тема текста.
- Идея текста.
- Тип текста.
- Стиль текста.
- Выразительные средства речи и их роль.
- «Мозговой штурм»
Какие ассоциации возникают со словом «Родник»?
РОДНИК – это место, где подземная вода выходит на поверхность земли.
Вода, накапливаясь между водоупорными слоями, ищет выход. Места выхода подземных вод на земную поверхность называется родниками. Родники образуют ручьи. Ручьи стекают в реки, которые выпадают в озера, моря, океаны. Вода в роднике бывает чистая, прохладная.
а) Ученик выразительно читает текст.
б) словарная работа: напившись вдоволь воды, изнывает от жары, дает душе усладу, открытая душа, течет беспрестанно днем и ночью.
в) лексическая работа
Купец – человек, который занят в сфере торговли, купли-продажи.
Мулла – мусульманское духовное звание. (Человек, который связан со службой в мечети)
Возлагать – переносить ответственность
2. б) Беседа по содержанию текста.
Учащиеся составляют вопросы к тексту.
1)Где встретились три путника?
2)Какая была вода в роднике?
3)Что было написано на камне?
4)Что сказал купец? Что сказал мулла?
5) Каково было мнение юноши?
3. Задание.
Составьте план текста.
1.Встреча у родника.
2. Надпись на камне.
3. Мнение купца.
4. Мулла думал иначе.
5. Ответ юноши.
4. Объясните значение прилагателных в словосочетаниях: великий писатель-великие дела, холодная вода-холодное сердце,умный юноша- умные слова.
5. Сделайте синтаксический разбор предложений:
Ручеёк от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли.
Три путника встретились у одного родника.
6. Заполни пропуски в предложениях и расставь недостающие знаки препинания:
Если будешь поступать так то в конце концов…
Если делаешь кому добро то …
… - очень стройный красивый юноша стоял молча.
Переводчик
Переведите пословицы на русский язык:
Бұлақ көрсең, көзің аш.
Суның көзі – бұлақта, білім көзі – кітапта.
Су аққан жерінен ағады, шөп шыққан жеріне шығады.
Су ырыстың көзі, еңбек кірістің көзі
Увидишь родник – очисти его.
Источник воды в роднике, источник знаний в книге.
Вода течет, где всегда текла, трава растет, где всегда росла.
Вода источник жизни, труд источник дохода.
Выводы учителя: Пословицы и поговорки, как чистый родник, утоляют жажду разума, помогают людям стать лучше. Мудрость отцов учит нас ценить самые главные богатства: труд, мир, дружбу, любовь, без которых немыслима была бы наша нынешняя жизнь. Поэтому святой долг каждого из нас беречь этот неиссякаемый чистый родник.
Разбор слов по составу
Путешественник, холодная, надписи, умные.
Составьте « пятистишие» о роднике.
Родник.
Чистая, прозрачная, холодная
Течет, растворяет, отрекает
Вода- главное богатство на земле.
Жизнь.
Родники. ( звучит песня в исполнении Олега Газманова.)
- Родники вы мои, родники, к вам вернусь, где б меня не носило
И святою водою напьюсь в роднике, прямо в сердце России.
Вас топтали копыта коней, сталь звенела и жизни косила,
Но с веками сильней и сильней от земли набирали вы силу. - Припев:
Родники вы мои, родники, к вам вернусь, где б меня не носило
И святою водою напьюсь в роднике, прямо в сердце России.
Родники вы мои, родники, цвет небесный, серебряно-синий.
Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России. - Летней ночью с девчонкой шальной вместе струи губами ловили.
Помню, был от любви, как больной, только зубы от холода ныли.
И когда мы лежали в траве, глядя в небо, где звезды сияли,
Понял я, что на этой земле родники нас навечно связали. - Припев:
Родники вы мои, родники, к вам вернусь, где б меня не носило
И святою водою напьюсь в роднике, прямо в сердце России.
Родники вы мои, родники, цвет небесный, серебряно-синий.
Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России. - Так напьемся святою водой, той, что прадеды пили и деды,
И вернемся мы с чистой душой, растворив в родниках свои беды.
Пусть проносятся годы, века, и сражения мир потрясают,
Не иссякнет Россия, пока родники наши души питают.
Припев:
Родники вы мои, родники, к вам вернусь, где б меня не носило
И святою водою напьюсь в роднике, прямо в сердце России.
Родники вы мои, родники, цвет небесный, серебряно-синий.
Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России
Задание на дом: написать сочинение-эссе на тему: « Чистота души».
Итог урока:
а) подведение итогов урока;
б) оценка знаний учащихся