kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа со слабыми учениками

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном рессурсе представлен материал к занятиям со слабоуспевающими учениками по некоторым темам русского языка. Я проводила эти занятия с учениками 8 класса, но возможно использование и в других классах. Предоставлен материал к занятиям по следующим темам русского языка: Фонетика, однокоренные слова и безударная гласная в корне слова,непроизносимые согласные, чередующиеся гласные в корне, приставки на  - з и  - с, приставки пре-- и при- , окончание глаголов. Материалы можно использовать на уроках для коллективной и групповой работы, а также для индивидуальных занятий с учащимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа со слабыми учениками »

Занятие № 1 Тема: «Фонетика» Дата________

В русском языке 6 гласных звуков: [ А ], [ О ], [ У ], [ Ы ], [ Э ], [ И ]

и 10 гласных букв: а, я, о, е, у, ю, ы, и, э, ё.

Гласные буквы в слове: – называют звук; – показывают, какой предыдущий согласный: твёрдый или мягкий. Гласные буквы а, о, у, ы, э дают согласному команду: «Читайся твёрдо!». Гласные буквы я, е, ю, и, ё дают согласному команду: «Читайся мягко!».

Буквы я, ё, ю, е – йотированные. Если эти буквы стоят после согласных, то они дают 1 звук: я – [ А ],

ё – [ О ], ю – [ У ], е – [ Э ] (лён – 3 буквы, 3 звука). Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных, после разделительных ъ и ь, то они дают 2 звука: я – [ Й,А ], ё – [ Й,О ], ю – [ Й,У ],

е – [ Й,Э ] (ёлка – 4 буквы, 5 звуков; поёт – 4 буквы, 5 звуков).

Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов (мак – 1 слог, ро за – 2 слога, ро маш ка – 3 слога). В русском языке 21 согласная буква, а согласных звуков – 36.

При произнесении согласных воздух встречает преграды: губы, зубы и язык.

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Если при произнесении слышишь голос, то это звонкий согласный. Если не слышишь голос, то этот согласный глухой.

л, м, н, р, й – самые звонкие согласные (их ещё называют сонорными).

Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с – парные согласные по глухости -звонкости.

ч, щ, й – всегда мягкие согласные. ж, ш, ц – всегда твёрдые согласные.

Буква й обозначает звук [Й]. В начале слова эта буква встречается крайне редко (йод, йог, йогурт). Буква й пишется в середине слова перед согласным (зайка) или на конце слова (стой).

Но звук [Й] часто встречается в словах, где эта буква не пишется. Звук [Й] появляется в словах, где гласные я, е, ю, ё находятся или в начале слова, или после гласной, или после ь либо ъ (яблоко [й,аблоко], лают [ лай,ут], льют [ л,й,ут]).

Мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ) звуков не обозначают.

Фонетический (звуко-буквенный) анализ слова

Фонетический анализ слова проводят в следующей последовательности.

1. Нужно записать слово.

2. Поставить ударение.

3. Разделить слово на слоги. Посчитать и записать их количество.

4. Выписать все буквы этого слова в столбик, одну под другой. Посчитать и записать их количество.

5. Записать справа от каждой буквы в квадратных скобках звук, который эта буква обозначает.

6. Описать звуки:

– гласный: ударный или безударный;

– согласный: глухой или звонкий, твёрдый или мягкий.

7. Посчитать и записать количество звуков.

Образец: ко леч ко – 3 слога, 7 б., 7 зв. Ель – 1 слог, 3 б., 3 зв.

К – [ к ] – согл., глух., тв. Е – [ й, ] – согл., звон., мягк.

О – [ а ] – глас., безудар. [ э ] – глас., удар.

Л – [ л, ] – согл., звон., мягк. Л – [ л,] – согл., звон., мягк.

Е – [ э ] – глас., удар. Ь – [ ]

Ч – [ ч,] – согл., глух., мягк.

К – [ к ] – согл., глух., тв.

О – [ а ] – глас., безудар.


Упражнение. Сделай фонетический анализ слов.


Яблоко, бельё, подъём, денежка, окно, морской, пою, сумма.










Занятие № 2 Тема: «Однокоренные слова. Безударная гласная в корне слова» Дата________

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень выделяют дугой . Слова, образованные от одного и того же корня и имеющие общее значение, называются родственными или однокоренными. Слова лес, лесная (опушка), лесник – однокоренные, так как все они про лес. Лесная опушка – опушка в лесу, а не в поле, лесник – человек, следящий за лесом, а не ухаживающий за животными в зоопарке. В словах слон и прислоняться одинаковый корень слон, но они не однокоренные, следовательно, и не родственные.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или заменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение (вода – водный, воды).

Для этого нужно:

– поставить слово в единственное число (моря – море);

– поставить слово во множественное число (стена – стены);

– назвать слово ласково, используя суффиксы ушк, к (трава – травушка, травка);

– задавать вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? (плескать – (ЧТО ДЕЛАЕТ?) плещет; выбрал – (ЧТО ДЕЛАТЬ? ) брать);

– задать вопрос ЧТО? (трещать – (ЧТО?) треск);

– бывает, проверочное слово состоит из одного корня (домишко – дом, -котёнок – кот).

Проверять надо не все гласные в корне, а только безударные гласные а, о, е, и, я.

Упражнение 1. Прочитай пары слов. Допиши свои пары по образцу.

дружить — дружба дом — домашний

купить _________________ лес ___________________

бегать _________________ холод _________________

ходить ________________ стол ___________________

вязать _________________ дверь _________________

Выдели корень в словах.


Упражнение 2. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово.

сл...ны, сл...ды, в д...мах, м...рской, д...ревья, на п...лях, в...зание, гл...дит


Упражнение 3. Прочитай слова ходить, плавать, бегать, умный, хитрый, светлый.

Подбери к ним родственные слова, выдели корень.


Упражнение 4. Прочитай предложения.

Я люблю гулять в берёзовой роще в любое время года. Весной на берёзках появляются молодые листочки. Летом листья становятся яркими, сочными. Осенью берёзы становятся золотыми — листы желтеют и опадают.

Выпиши родственные слова к словам лист, береза..













Занятие № 3 Тема: «Непроизносимые и плохослышимые согласные» Дата________

Непроизносимые согласные

В некоторых словах буквы д, т, в, л не произносятся, но пишутся (звёздный, местный, здравствуй, солнце). Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась (звёздный – звезда, местный – место, здравствуй – здравие, солнце – солнышко). Некоторые слова проверить нельзя, их надо запомнить (чувство, лестница).

Парные согласные в слабой позиции

Существуют парные согласные по глухости звонкости: б_п, в_ф, г_к, д_т, ж_ш, з_с.

Согласная стоит в слабой позиции, когда она находится в конце слова (гриб), перед глухим согласным (книжка).

Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо:

– подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная (гриб – грибок,грибной):

– к любому слову можно подставить предлог (без, о, к) или слово нет (плов – без плова, нет плова);

– поставить слово во множественное число (гриб – грибы);

– назвать слово ласково, используя суффиксы _очек, _ок, _ик, _ушк (лес – лесочек, лесок; краб – крабик; дед – дедушка);

– поставить к слову вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? (залез – (ЧТО ДЕЛАТЬ?) залезать).

Упражнение 1 Напиши слова во множественном числе, выбери нужную букву.

Са(д, т), шка(в, ф), утю(г, к), мор(ж, ш), мё(д, т),жёлу(д, т)ь, зу(б, п),

поро(г, к), хле(б, п), пиро(г, к).


Упражнение 2. Впиши пропущенные буквы в слова. В скобках пиши проверочные слова.

Рано утром мы вошли в ле... (______). Древний ду... (_____) встретил нас раскидистыми ветвями. Под ним стоял красивый гри... (_________) боровик. По дереву быстро ле... (____) мелкими пры...ками (________) дятел. Он долбит крепким клювом кору, чтобы найти насекомых на обе... (_____). Вни... (___) полетела ве...ка (_____), задетая дятлом.

Подчеркни парные согласные.


Упражнение 3. Подберите проверочное слово, подчеркните непроизносимую согласную.











Занятие № 4 Тема: «Чередование гласных в корне» Дата________


гласные: е // и

Пишется и, если за корнем -а-

-тер- тир-, -бер-бир-,

-дер дир-, -стел стил-,

-мер- - -мир-, -пер- - -пир-,

-жег жиг-, -чет чит-,

-блест блист-

тереть - вытирать, соберу - собираю,

удеру - удираю, расстелить - расстилать,

замереть - замирать, запереть - запирать,

выжег - выжигать, вычет - вычитание,

блестеть блистать

гласные: а // о

Пишется а, если за корнем -а-

-лаг лож-, -кас кос-

Слагаемое - сложить, касаться – прикосновение

-раст- (-ращ-) - -рос-

Пишется а перед cm, щ, о-в остальных случаях Вырастать, заросли, растение, приращение

Искл.: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав

-гор гар-

Под ударением - а, без ударения о огарок – погорелец

-зор зар-

Без ударения - только а , зорька - зарево, но: зарница

-клон клан- твор- твар

Под ударением - а , о, без ударения о, склонение, кланяться, поклон

творчество, творить. Искл Утварь

а, я // им, ин

Пишется им, ин, если после корня -а- начать - начинать, понять - понимать, зажать - зажимать

-плав плов-

Всегда пишется а , Искл: "пловец, пловчиха

-равн ровн-


а - в значении «равный», одинаковый, наравне, сравнить (с чем-нибудь), уравнять; уравнение. Искл.: поровну, ровесник

о-в значении «ровный», прямой, гладкий. уровень, сровнять;

Искл.: равнина, равняйся, равнение направо.

-мак мок-


а-в значении «погружать в жидкость» обмакнуть, макать

о - в значении «пропускать, впитывать жидкость» промокнуть, вымокнуть


Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы.


Упражнение 2. Перепишите, вставив пропущенные буквы

Оз…рение, прик…сновение, выж…гание, р…стовщик, скл…нение, з…ренька, пог…релец, неприк…сновенность, пл…вчиха, тв…рение, соч…тание, зар…стание, бл…стящий, ур…вновешенный, откл…няться, разг…реться, м…крота, зад…рать, зан…мательный, удовлетв…рительный, м…кание, спл…влять, р…вноденствие, т…реть, приб…ру, заст…лать, соб…рет, затв…рница, зар…сли, прир…щение, подг…реть, заг…р












Занятие № 5 Тема: «Приставки на –з и –с. Приставки – пре и –при. Гласные и-ы после приставок» Дата _____________


Буквы З и С на конце приставок

Приставки без, раз, из, вз, воз, низ пишутся перед гласными и звонкими согласными (взбежать). Приставки бес, рас, ис, вс, вос, нис пишутся перед глухими согласными (всходить).

Приставки при- и пре-

Значение при-

Пример

Значение пре-

Пример

1. приближение

прибывать

1. = очень

прёвеселый (очень веселый)

2. присоединение

приколоть

2. пере-

преградить

3. находится вблизи чего-либо

пришкольный




4. неполное (кратковр.)

действие

притихнуть

(неполн.действ.)



Различай значение и правописание слов

призирать - считать ничтожным

пребывать - находиться где-нибудь

преступить - нарушить

преемник- наследник, продолжатель

претворить в жизнь - осуществить

призирать - приютить

прибывать - приезжать

приступить - начать

приемник-аппарат, который принимает ток

притворить – прикрыть

Буквы ы- - и- после приставок на согласный


пишется

примеры

Ы

если однокоренные слова без приставки начинаются с и

сыграть (играть), отыскать (искать), безыскусный (искусный),

безынициативный (инициативный), розыск (иск), предыстория (история)

И

после сверх-, меж

межиздательский, сверхинтересный

Упражнение 1. Перепишите, вставьте пропущенные буквы

Упражнение 2. Перепишите, вставьте пропущенные буквы

Упражнение 3. Перепишите, вставьте пропущенные буквы



Занятие № 6 Тема: «Окончания глаголов» Дата________


число

лицо

І спр.

ІІ спр.

ЕД. Ч.

1 л.

2 л.

З л.

-У (-ю)

-ешь (-ёшь)

-ет (-ёт)

-У (-ю)

-ишь

-ит

МН.Ч.

1 л.

2 л.

З л.

ем (-ём)

-ете (-ёте)

-ут (-ют)

-им

-ите

-ат (-ят)


Если ударение падает на основу, то окончание определяют по инфинитиву

І спр.

все остальные глаголы: на -еть, -ать, -ять, оть, -уть, -ыть

ІІ спр.

1. Все глаголы на -ить (кроме брить, стелить).

2. 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть,

ненавидеть, видеть, смотреть.

3. 4 глагола на -ать: слышать, держать, дышать, гнать.



Упражнение 1. Впиши пропущенные буквы. Укажи спряжение глаголов. Объясни

смысл пословиц.

Кто се…т мир, пожина…т счастье. Усердным трудом всё получ…шь, а лениться буд…шь, всё потеря…шь. Торопливость делу не помога…т. Труд человека корм…т, а лень порт…т. Крепкую дружбу и топором не разруб…шь. Думай, над чем шут…шь. Слезами горю не помож…шь.


Упражнение 2. Впиши безударные гласные в окончания глаголов. Укажи спряжение глаголов.

Самое потрясающее зрелище в мире — вид…ть, как рожда…тся новый день. Вот в небе вспыхива…т первый луч солнца. Ночная тьма потихоньку пряч…тся в ущелья

гор и трещины камней. А вершины гор улыба…тся ласковой улыбкой. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланя…тся солнцу. Доброе солнце улыба…тся. Его лучи гор…т в каплях утренней росы. Шаловливо покачива…тся цветы. Они гордо

улыба…тся, потягива…тся к солнцу. А над ними уже круж…тся золотые пчёлы и осы. День пришёл (По М. Горькому).
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Работа со слабыми учениками

Автор: Бектина Лилия Алтынбековна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Самостоятельная работа на уроках информатики  и ИКТ "
    ["seo_title"] => string(54) "samostoiatiel-naia-rabota-na-urokakh-informatiki-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "110173"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405663141"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "статья "Учитель и ученик - сотрудничество на равных" "
    ["seo_title"] => string(55) "stat-ia-uchitiel-i-uchienik-sotrudnichiestvo-na-ravnykh"
    ["file_id"] => string(6) "123164"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414425235"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Виды помощи неуспевающему ученику"
    ["seo_title"] => string(45) "vidy-pomoshchi-nieuspievaiushchiemu-uchieniku"
    ["file_id"] => string(6) "252000"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447322137"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Опыт организации групповой работы на уроках в начальных классах. "
    ["seo_title"] => string(70) "opyt-orghanizatsii-ghruppovoi-raboty-na-urokakh-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "128636"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415543768"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства