В данном рессурсе представлен материал к занятиям со слабоуспевающими учениками по некоторым темам русского языка. Я проводила эти занятия с учениками 8 класса, но возможно использование и в других классах. Предоставлен материал к занятиям по следующим темам русского языка: Фонетика, однокоренные слова и безударная гласная в корне слова,непроизносимые согласные, чередующиеся гласные в корне, приставки на - з и - с, приставки пре-- и при- , окончание глаголов. Материалы можно использовать на уроках для коллективной и групповой работы, а также для индивидуальных занятий с учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа со слабыми учениками »
Занятие № 1 Тема: «Фонетика» Дата________
В русском языке 6 гласных звуков: [ А ], [ О ], [ У ], [ Ы ], [ Э ], [ И ]
и 10 гласных букв: а, я, о, е, у, ю, ы, и, э, ё.
Гласные буквы в слове: – называют звук; – показывают, какой предыдущий согласный: твёрдый или мягкий. Гласные буквы а, о, у, ы, э дают согласному команду: «Читайся твёрдо!». Гласные буквы я, е, ю, и, ё дают согласному команду: «Читайся мягко!».
Буквы я, ё, ю, е – йотированные. Если эти буквы стоят после согласных, то они дают 1 звук: я – [ А ],
ё – [ О ], ю – [ У ], е – [ Э ] (лён – 3 буквы, 3 звука). Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных, после разделительных ъ и ь, то они дают 2 звука: я – [ Й,А ], ё – [ Й,О ], ю – [ Й,У ],
Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов (мак – 1 слог, ро за – 2 слога, ро маш ка – 3 слога). В русском языке 21 согласная буква, а согласных звуков – 36.
При произнесении согласных воздух встречает преграды: губы, зубы и язык.
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Если при произнесении слышишь голос, то это звонкий согласный. Если не слышишь голос, то этот согласный глухой.
л, м, н, р, й – самые звонкие согласные (их ещё называют сонорными).
ч, щ, й – всегда мягкие согласные. ж, ш, ц – всегда твёрдые согласные.
Буква й обозначает звук [Й]. В начале слова эта буква встречается крайне редко (йод, йог, йогурт). Буква й пишется в середине слова перед согласным (зайка) или на конце слова (стой).
Но звук [Й] часто встречается в словах, где эта буква не пишется. Звук [Й] появляется в словах, где гласные я, е, ю, ё находятся или в начале слова, или после гласной, или после ь либо ъ (яблоко [й,аблоко], лают [ лай,ут], льют [ л,й,ут]).
Мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ) звуков не обозначают.
Фонетический (звуко-буквенный) анализ слова
Фонетический анализ слова проводят в следующей последовательности.
1. Нужно записать слово.
2. Поставить ударение.
3. Разделить слово на слоги. Посчитать и записать их количество.
4. Выписать все буквы этого слова в столбик, одну под другой. Посчитать и записать их количество.
5. Записать справа от каждой буквы в квадратных скобках звук, который эта буква обозначает.
6. Описать звуки:
– гласный: ударный или безударный;
– согласный: глухой или звонкий, твёрдый или мягкий.
7. Посчитать и записать количество звуков.
Образец: ко леч ко – 3 слога, 7 б., 7 зв. Ель – 1 слог, 3 б., 3 зв.
К – [ к ] – согл., глух., тв. Е – [ й, ] – согл., звон., мягк.
О – [ а ] – глас., безудар. [ э ] – глас., удар.
Л – [ л, ] – согл., звон., мягк. Л – [ л,] – согл., звон., мягк.
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень выделяют дугой . Слова, образованные от одного и того же корня и имеющие общее значение, называются родственными или однокоренными. Слова лес, лесная (опушка), лесник – однокоренные, так как все они про лес. Лесная опушка – опушка в лесу, а не в поле, лесник – человек, следящий за лесом, а не ухаживающий за животными в зоопарке. В словах слон и прислоняться одинаковый корень слон, но они не однокоренные, следовательно, и не родственные.
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или заменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение (вода – водный, воды).
Для этого нужно:
– поставить слово в единственное число (моря – море);
– поставить слово во множественное число (стена – стены);
– назвать слово ласково, используя суффиксы ушк, к (трава – травушка, травка);
– задавать вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? (плескать – (ЧТО ДЕЛАЕТ?) плещет; выбрал – (ЧТО ДЕЛАТЬ? ) брать);
– задать вопрос ЧТО? (трещать – (ЧТО?) треск);
– бывает, проверочное слово состоит из одного корня (домишко – дом, -котёнок – кот).
Проверять надо не все гласные в корне, а только безударные гласные а, о, е, и, я.
Упражнение 1. Прочитай пары слов. Допиши свои пары по образцу.
Я люблю гулять в берёзовой роще в любое время года. Весной на берёзках появляются молодые листочки. Летом листья становятся яркими, сочными. Осенью берёзы становятся золотыми — листы желтеют и опадают.
Выпиши родственные слова к словам лист, береза..
Занятие № 3 Тема: «Непроизносимые и плохослышимые согласные» Дата________
Непроизносимые согласные
В некоторых словах буквы д, т, в, л не произносятся, но пишутся (звёздный, местный, здравствуй, солнце). Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась (звёздный – звезда, местный – место, здравствуй – здравие, солнце – солнышко). Некоторые слова проверить нельзя, их надо запомнить (чувство, лестница).
Парные согласные в слабой позиции
Существуют парные согласные по глухости звонкости: б_п, в_ф, г_к, д_т, ж_ш, з_с.
Согласная стоит в слабой позиции, когда она находится в конце слова (гриб), перед глухим согласным (книжка).
Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо:
– подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная (гриб – грибок,грибной):
– к любому слову можно подставить предлог (без, о, к) или слово нет (плов – без плова, нет плова);
– поставить слово во множественное число (гриб – грибы);
– назвать слово ласково, используя суффиксы _очек, _ок, _ик, _ушк (лес – лесочек, лесок; краб – крабик; дед – дедушка);
– поставить к слову вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? (залез – (ЧТО ДЕЛАТЬ?) залезать).
Упражнение 1 Напиши слова во множественном числе, выбери нужную букву.
Упражнение 2. Впиши пропущенные буквы в слова. В скобках пиши проверочные слова.
Рано утром мы вошли в ле... (______). Древний ду... (_____) встретил нас раскидистыми ветвями. Под ним стоял красивый гри... (_________) боровик. По дереву быстро ле... (____) мелкими пры...ками (________) дятел. Он долбит крепким клювом кору, чтобы найти насекомых на обе... (_____). Вни... (___) полетела ве...ка (_____), задетая дятлом.
Кто се…т мир, пожина…т счастье. Усердным трудом всё получ…шь, а лениться буд…шь, всё потеря…шь. Торопливость делу не помога…т. Труд человека корм…т, а лень порт…т. Крепкую дружбу и топором не разруб…шь. Думай, над чем шут…шь. Слезами горю не помож…шь.
Упражнение 2. Впиши безударные гласные в окончания глаголов. Укажи спряжение глаголов.
Самое потрясающее зрелище в мире — вид…ть, как рожда…тся новый день. Вот в небе вспыхива…т первый луч солнца. Ночная тьма потихоньку пряч…тся в ущелья
гор и трещины камней. А вершины гор улыба…тся ласковой улыбкой. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланя…тся солнцу. Доброе солнце улыба…тся. Его лучи гор…т в каплях утренней росы. Шаловливо покачива…тся цветы. Они гордо
улыба…тся, потягива…тся к солнцу. А над ними уже круж…тся золотые пчёлы и осы. День пришёл (По М. Горькому).