Учитель и ученик – сотрудничество на равных.
Мы живем в круговороте событий. Современный мир стремительно меняется, появляются новые идеи. В повседневной жизни каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира, чтобы быть хорошим специалистом. Образованный человек чувствует себя уверенно, у него много друзей.
Как же научить наших детей учиться? Такой вопрос я даже никогда себе не задавала. Почему? Наверное, потому что привыкла к тому, что учитель всегда должен занимать доминирующую позицию и должен учить. На своих уроках я почти всегда сама ставила перед детьми цели и задачи и предлагала свои конкретные способы их реализации. И всегда считала это правильным. Нас всегда учили тому, что главным на уроке является учитель.
Семь модулей Программы, а точнее их идеи, перевернули все мои представления о роли и месте учителя при обучении учеников, они изменили мою практику преподавания.
Оказавшись на курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан третьего базового уровня, я познакомилась с результатами научных исследований таких психологов и педагогов как Выготский, Мерсер, Литлтон, Александер, которые придерживаются социально-культурной теории обучения. Что нового и полезного я узнала? Очень много. Но самое главное, я на своем опыте убедилась, что пирамида обучения, по исследованиям ЮНЕСКО, показывающая средний процент удержания полученной информации учениками, верна. Почему я так решила? Потому, что сама находилась в роли ученика и получала знания и из методического руководства путем чтения, и просматривая фильмы и презентации. Но самым лучшим способом получения знаний я считаю групповую работу. Я увидела, как здорово работать в группе, когда мнение каждого и, твое в том числе, будет услышано, даже если будет неверным. Как прекрасно осознавать, что рядом находятся товарищи, которые помогут тебе и поддержат, если ты не все сразу понял и к тебе не пришли гениальные идеи. Я поняла, что работа в группе полезна, интересна, плодотворна. И все, что я узнала, услышала, увидела на этих курсах, не останется лежать мертвым грузом, а в силу моих возможностей будет использоваться в дальнейшей работе. Находясь на занятиях рядом с моими коллегами и прекрасными тренерами, я осознала, что мне все по плечу, и я смогу научиться тому, как учиться, и научу этому своих учеников. Я постараюсь сделать свои уроки другими, непохожими на те, которые я проводила раньше.
И вот я в классе! Теория закончилась, впереди встреча с учениками и тяжелый труд. С чего начать? Конечно же, с новых подходов в преподавании и обучении! Казалось бы, что сложного в групповой работе? Однако, первое время ребята, глядя друг на друга, с недоверием начинали работу, боялись выполнить ее неправильно, неохотно высказывали свое мнение. Но, постепенно, с каждым уроком дети все больше понимают об ответственности, быстро включаются в работу и доходят до нужного результата. Поначалу сложно и некомфортно было работать в группе слабым ученикам, они чувствовали неудобство, но доброжелательное отношение одноклассников дало толчок для их раскрытия. Они теперь не только слушают мнение членов группы, но и предлагают свои идеи, дают советы, участвуют в инсценировках. И постепенно такая работа увлекает, и ребята выполняют ее с удовольствием. С каждым днем они становятся увереннее, у них появляются новые предложения, эмоции. Главное, что они понимают, что учиться нужно, это довольно сложно, но интересно и необходимо.
Большое внимание на своих уроках я уделяю модулю «Обучение критическому мышлению» и применяю такие приемы и стратегии технологии критического мышления как «Дискуссионная карта», «Инсерт», «Дневник двойной записи», «Авторский стул», «Эссе», «Жигсо», «Кластер», «Синквейн», которые способствуют развитию таких умений как умение критически мыслить, аргументированно отстаивать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, структурировать и обобщать.
Важным этапом урока я считаю этап рефлексии. В конце почти каждого урока мы обращаемся к листу «Самооценивание». В ходе такой работы, обучающиеся еще раз анализируют, что им удалось или не удалось достичь на уроке и почему, где они были более активны и что им еще предстоит сделать. Я хочу привести некоторые из высказываний: «Сегодняшний день прожит не зря. Я узнала много нового, но Сарыарка запала мне в душу», «Мне было тяжело, но я справилась с данным заданием», но особую радость я испытала, когда один из слабых учеников говорил о пословице «Корень учения горек, да плод его сладок». «Подготовка к этому уроку была для меня очень сложной, но зато благодаря тому, что я знал материал, я смог выступить перед одноклассниками. Мне было приятно, что все меня слушали». Для меня анализ результатов данного этапа дает «обратную связь» и позволяет определить цели дальнейшего учебного занятия для всего класса в целом и индивидуальные цели для каждого ученика.
Я знаю, что и в дальнейшем буду применять все семь модулей на своих уроках, так как они способствуют эффективности процесса обучения и, по моему мнению, существенно его облегчают. Применяя различные приемы, я могу сделать свой урок более интересным, легко усваиваемым. А самое главное, дети сами учатся ставить цели урока, учатся рассуждать, учатся сотрудничать друг с другом и находить совместно пути решения на поставленные вопросы. Я считаю, что в моей работе произошли большие изменения. Именно последовательное применение всех модулей Программы способствовало и моим переменам и переменам, которые произошли у детей. Теперь процесс обучения стал гораздо удобнее как для меня, так и для них. Мы с ними стали взаимодействовать, мне нравится, что больший объем знаний учащиеся находят и осмысляют самостоятельно, это способствует лучшему усвоению знаний. Дети учатся делать критические и творческие умозаключения и это самое главное для меня. Кроме этого в процесс обучения вовлекаются все дети, как сильные, так и слабые, причем вызвано такое участие в процессе обучения, а именно, их собственной само мотивацией. Применение на практике идеи семи модулей курса помогло изменить отношение учеников к моему предмету, сделало их моими партнерами на уроке, умеющими выразить свое отношение к полученным знаниям. И они сами могут проследить свой уровень развития. Однако главной проблемой лично для меня и моих детей остается то, что они не умеют размышлять и грамотно излагать свои мысли. Моей задачей является развить это умение, научить отстоять свое мнение, выделить из множества то, которое является главным, научить их сотрудничать друг с другом. Я должна стать инициатором, воздействующим на процесс обучения таким образом, чтобы дети могли самостоятельно формировать свои идеи, взаимодействовать с учителем на равных, и, в конечном итоге, сами выполнять функции учителя. Тогда у меня будет больше времени на уроке, чтобы более продуктивно сделать учебный процесс индивидуализированным и больше уделять внимания слабым ученикам.
Я уверенна, что не буду давать уроки, такие как раньше. Теперь после обучения, я поменяла свое понятие о процессе обучения в школе. Главной целью стало: научить детей учиться. Научить их самостоятельно добывать знания и уметь их не только актуализировать, но и применять на практике. Следует отметить наряду с основной моей задачей перед учениками по организации, управлению и координации их познавательной деятельности, стоит задача перед собой – развивать и усовершенствовать свою практику. Только в этом случае можно заслужить уважение со стороны учеников и коллег.
Как утверждал Бернард Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность», я уже начала применение идей Программы и ее семи модулей в свою педагогическую деятельность и дальнейшая моя работа обязательно будет успешной. Я верю и знаю, что в будущем мои ученики станут независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, конкурентноспособными, ответственными, умеющими критически мыслить, давать справедливую оценку ситуациям и своим действиям, и, конечно же, в дальнейшем быть компетентными специалистами, умеющими хорошо ориентироваться в окружающем мире.