Магомедов Р. Г. ______________
Предназначена для учащихся, интересующихся значением географических названий и их пространственным размещением на карте и для общего кругозора и эрудиции.
«Тайны географических названий». 7 КЛАСС
№ п/п | Название темы | Форма проведения | содержание | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Дата |
1 | Введение | Лекция с элементами беседы | Определение понятий. | Распределение индивидуальных заданий | Личностные: -патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; -умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы; -владение устной и письменной речью; -уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. Регулятивные: -способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; -умение управлять своей познавательной деятельностью; -умение организовывать свою деятельность; -определять её цели и задачи; -умение планировать пути достижения целей под руководством учителя; -умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; -смысловое чтение; -выбирать средства и применять их на практике; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; -владение основами самоконтроля, самооценки; -оценивать достигнутые результаты. Познавательные: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; -формирование и развитие географического мышления; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | |
2 | Наука топонимика | Лекция с элементами беседы | Топоним, топонимика, топонимия. Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта. Разновидность возникновения дошедших до нас топонимов. | | |
3 | Понятие о топониме. | Лекция с элементами беседы | Разная языковая принадлежность топонимии современной России. | | |
4 | Топонимика и русский язык | Лекция с элементами беседы | Орфография и орфоэпия топонимов. | Работа со словарями | |
5 | Названия географических объектов, отражающих русскую этническую общность | Практическая работа | Названия географических объектов , с которыми связаны события русской истории | Составление карты (по заданию с использованием справочника и атласа) | |
6 | Топонимика на физико-географической карте | Лекция с элементами беседы | Происхождение названий природных объектов | Работа с физической картой мира. | |
7 | Гидронимы | Практическое занятие | Названия рек, озёр морей и других водных объектов. | Составление презентации | |
8 | Оронимы | Практическое занятие | Названия гор, долин, низменностей и других форм рельефа | Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы. | |
9 | Изучение происхождения названий объектов природы | Практическое занятие | | Составление презентаций | |
10 | Топонимика и история географических открытий | Лекция с элементами беседы | Географические открытия и связанные с ними названия объектов. | Создание карты. | |
11 | Имена русских первопроходцев на карте мира | Практическая работа | Топонимы, появившиеся с приходом путешественников и оставшиеся от коренных жителей | Составление таблицы | |
12 | Имена иностранных путешественников на карте мира | Практическое занятие | Имена исследователей и путешественников в топонимике | Составление таблицы | |
13 | Топонимика на политической карте мира | Лекция с элементами беседы | Политическая карта мира. | Работа с политической картой мира. | |
14 | Названия стран мира. | Практическая работа | Появление, изменение названий на политической карте мира | Работа с политической картой мира. | |
15 | Колониальное прошлое стран мира | Лекция с элементами беседы | Появление, изменение названий на политической карте мира | | |
16 | Историческое формирование названий стран мира | Лекция с элементами беседы | Появление, изменение названий на политической карте мира | | |
17 | Топонимия России | Лекция с элементами беседы. | О чем говорят названия на карте России | Работа с физической и экономической картой России. | |
18 | Имена землепроходцев на карте России | Практическая работа | Географические названия природных объектов | Доклады учащихся. | |
19 | Изменение названий географических объектов на карте России | Семинар | Изменение названий во времени | Работа с картами | |
20 | Изменение названий географических объектов на карте России | Семинар | Изменение названий во времени | Подготовка презентации | |
21 | Урбанимика | Лекция с элементами беседы | Урбанимика- наука, изучающая названия городов | Совершенствование умений работы со специальной литературой | |
22 | История возникновения названий городов. | Самостоятельная работа | Изменение названий городов во времени, города в советский период, переименование. | Разгадывание кроссвордов и загадок, связанных с названием городов | |
23 | Топонимия Республики Адыгея | Лекция с элементами беседы | Формирование географических названий на карте Республики Адыгея | Создание карты | |
24 | Влияние географического положения на топонимы Республики Адыгея | Практическая работа | Факторы. Повлиявшие на образование названий на карте Республики Адыгея | | |
25 | Региональные микротопонимы. | Практическая работа | Названия небольших, обычно мало известных географических объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п. | Составление карты своей местности | |
26 | Ойконимы | Лекция с элементами беседы | Названия городов, сёл, деревень. | | |
27 | Ойконимия Республики Адыгея | Лекция с элементами беседы | Различие понятий топономия, ойкономия | Создание карты | |
28 | История названия станицы Ханской | Практическая работа | | | |
29 | Годонимия – как наука | Лекция с элементами беседы | Изучение названия линейных объектов – улиц, проспектов, бульваров | | |
30 | Годонимия г. Майкопа, ст.Ханской | Лекция с элементами беседы | Названия улиц г. Майкопа, связанные с именами политических деятелей, ученых, деятелей культуры и искусства | Доклады учащихся | |
31 | Годономия ст. Ханской | Практическая работа | Названия улиц ст. Ханской, связанные с именами политических деятелей, ученых, деятелей культуры и искусства | Доклады учащихся | |
32 | Ономастика | Лекция с элементами беседы | Ономастика – наука о собственных именах. | Совершенствование умений анализировать литературу, подготовка реферата, развитие умений защищать свою позицию | |
33 | «Что в имени твоём...». | Семинар | Развитие ономастики; использование имён собственных в географических объектах. | | |
34 | Работа над творческими проектами | Практическое занятие | | Просмотр и обсуждение творческих проектов | |
35 | Итоговое занятие | Практическая работа | | Подведение итогов работы за год | |