В системе общего среднего образования в школе с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.
В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного общего образования по русскому языку Министерства образования РФ сформулирована общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Настоящее планирование составлено на основе Примерной программы по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения 5-9 классы. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. На изучение русского языка в 8 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 8 класса»
Рабочая программа
по русскому языку в 8 классе
Учитель: Косолапова Вера Павловна
Пояснительная записка
В системе общего среднего образования в школе с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.
В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного общего образования по русскому языку Министерства образования РФ сформулирована общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Настоящее планирование составлено на основе Примерной программы по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения 5-9 классы. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. На изучение русского языка в 8 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю).
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная,языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи предмета «Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения:
- формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социо-культурной и деловой сферах;
- усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развития;
- овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навык самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В Федеральном компоненте государственного стандарта содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции учащихся, обозначено первым разделом. При
мерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Все эти требования реализованы в настоящем примерном планировании. В разделах программы две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил, во второй – умения и навыки устной и письменной речи, которые должны быть сформированы на их основе. Содержание разделов изложено изолированно, однако развитие речи связывается с изучением каждого раздела, каждой темы.
Наряду с традиционными уроками необходимо использовать такие формы занятий, как практикумы, консультации, собеседования, в хорошо подготовленных классах – семинары, творческие зачеты и т.д. Для успешной работы в рамках комплексной подачи материала учитель должен приобщить учащихся к использованию научно-популярной литературы (словарей, справочников, пособий, энциклопедий) по русскому языку и лингвистике в целом. В данном примерном планировании при изучении каждой темы обозначены уроки обобщающего характера.
Свободное владение родным (нерусским языком), умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание дисциплины
Речь. Речевая деятельность. (48 часов)
Система языка (54 часа)
Речь.
Разговорная и книжная речь (повторение). Типы речи. Повествование с элементами описания и рассуждения, рассуждение с элементами описания и повествования. Стили речи. Жанры.
Виды речевой деятельности.
Система языка.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание и предложение.
Словосочетание и предложение – основные единицы синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения. Виды словосочетаний. Типы связи слов в словосочетании. Предложное и беспредложное управление. Синтаксический разбор словосочетаний.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (повторение).
Грамматическая основа предложения (повторение).
Предложения простые и сложные (повторение).
Двусоставные предложения
Нераспространенные и распространенные предложения (повторение).
Главные члены предложения.
Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое, способы его выражения. Простое и составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения.
Прямое и косвенное дополнения, их место в предложении и способы выражения.
Определение согласованное и несогласованное. Способы его выражения. Приложение как особый вид определения. Знаки препинания при приложении. Дефис при приложении.
Односоставные предложения.
Основные группы односоставных предложений.
Предложения определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.
Неполные предложения.
Понятие о полных и неполных предложениях. Тире в неполном предложении.
Предложения с однородными членами.
Понятие об однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире. Однородные члены не соединенные союзами. Союзы при однородных членах предложения (соединительные, противительные, разделительные).
Предложения с обособленными второстепенными членами.
Понятие об обособлении.
Обособление согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями с зависимыми от них словами, одиночных и распространенных определений, относящихся к личному местоимению.
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания в предложениях с обращениями.
Повторение.
Тематическое планирование по дисциплине
№
п/п
Раздел
Всего часов
Из них
Р.Р.
контроль
К.Д.
З.Р.
1.
Речь.
8
1
1
2.
Словосочетания и предложения.
17
4
1
3.
Двусоставные предложения.
31
5
2
1
4.
Односоставные предложения.
14
3
1
5.
Неполные предложения.
1
6.
Предложения с однородными членами.
12
3
1
7.
Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями.
8
2
1
8.
Предложения с обособленными второстепенными членами.
6
2
1
9.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе.
3
Итого:
102ч.
20ч.
6ч.
2ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков русского языка в 8 классе
(3 часа в неделю, всего – 102 часа)
№
Наименование тем и разделов
Вид занятия
Кол -во часов
Виды самостоятельной работы
Дата проведения
Планируемая
Фактическая
Речь. (8 часов)
1
Стили речи (повторение).
Повторение
1
3.09
2
Языковые особенности книжного стиля.
Повторение
1
Работа с учебником
4.09
3,4,5
Типы речи (повторение). Стили речи. Жанры.
Повторение
3
Словарный диктант
5.09
10.09
11.09
6
Работа с текстом.
Развитие речи
1
Р.Р.
12.09
7
Входной контрольный диктант.
1
К.Д
17.09
8
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Повторение
1
Синтаксический разбор предл.
18.09
Словосочетания и предложения (18 часов)
9,10
Словосочетание – единица синтаксиса.
Объяснение нового материала
2
Творческий диктант
19.09
24.09
11
Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом «Язык и картина мира»
Развитие речи
1
Р.Р.И.
25.09
12
Виды словосочетаний.
Объяснение нового материала
1
Творческий диктант
26.09
13
Читаем, говорим, пишем.
Развитие речи
1
Р.Р.С.
1.10
14,
15,
16
Синтаксическая связь слов в словосочетании.
3
Фонетический разбор слова
2.10
3.10
8.10
17
Читаем, говорим, пишем. Работа с текстами А.Пушкина и
С. Тер-Минасовой.
Развитие речи
1
Р.Р.
9.10
18
Синтаксический разбор словосочетаний.
Закрепление полученных знаний
1
Синтаксический разбор
10.10
19
Проверочная работа.
Закрепление полученных знаний
1
П.Р.
15.10
Предложение
20
Основные признаки предложения.
Объяснение нового материала
1
16.10
21,
22
Виды предложений по цели высказывания.
Повторение
2
Словарный диктант
17.10
22.10
23
Читаем, говорим, пишем.
Развитие речи
1
Р.Р.
23.10
24
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Закрепление
1
24.10
25
Простое и сложное предложение.
Объяснение нового материала
1
Работа с учебником
29.10
26
Нераспространенные и распространенные предложения.
Объяснение нового материала
1
Тестирование
30.10
Главные члены предложения. (10 часов)
27,
28
Подлежащее. Способы его выражения.
Объяснение нового материала
2
12.11
13.11
29
Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом «Возможности современного компьютера»
Развитие речи
1
Р.Р.
14.11
30
Сказуемое. Способы его выражения. Простое глагольное сказуемое.
Объяснение нового материала
1
Словарный диктант
19.11
31
Составное глагольное сказуемое.
Объяснение нового материала
1
20.11
32
Составное именное сказуемое.
Объяснение нового материала
1
21.11
33,
34
Тире между подлежащим и сказуемым.
Объяснение нового материала
2
Тестирование
26.11
27.11
35
Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом «А.П.Чехов»
Развитие речи
1
Р.Р.И.
28.11
36
Контрольный диктант
1
К.Д.
3.12
Второстепенные члены предложения. (21 час)
37
Понятие о второстепенных членах предложения.
Закрепление полученных знаний
1
Словарный диктант
4.12
38,
39
Дополнение.
Закрепление полученных знаний
2
5.12
10.12
40
Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом упр.105.
Развитие речи
1
Р.Р.С.
11.12
41,
42,
43
Определение. Согласованные определения.
Объяснение нового материала
3
Самостоятельная работа
12.12
17.12
18.12
44,
45
Несогласованные определения.
Объяснение нового материала
2
19.12
24.12
46
Читаем, говорим, пишем. Работа с отрывком из текста К.Паустовского.
Развитие речи
1
Р.Р.
25.12
47
Приложение.
Объяснение нового материала
1
Словарный диктант
26.12
48
Обстоятельства. Обстоятельства образа действия.
Объяснение нового материала
1
14.01
49
Обстоятельства места.
Объяснение нового материала
1
Словарный диктант
15.01
50
Читаем, говорим, пишем.
Развитие речи
1
Р.Р.С.
16.01
51
Обстоятельства времени.
Объяснение нового материала
1
21.01
52
Обстоятельства причины.
Объяснение нового материала
1
Тестирование
22.01
53
Обстоятельства цели.
1
Синтаксический разбор
23.01
54
Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом В.Астафьева.
Развитие речи
1
28.01
55
Обобщающий урок. Главные и второстепенные члены предложения.
Обобщающий урок
1
Тестирование
29.01
56
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Закрепление полученных знаний
1
30.01
57
Контрольный диктант.
1
4.02
Односоставные предложения. (15 часов)
58
Понятие об односоставном предложении.
Объяснение нового материала
1
Словарный диктант
5.02
59
,60
Определенно-личные предложения.
Объяснение нового материала
2
6.02
11.02
61
,62
Неопределенно-личные предложения.
Объяснение нового материала
2
Словарный диктант
12.02
13.02
63
Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом упр.167,168.
Развитие речи
1
Р.Р.
18.02
64,
65
Безличные предложения.
Объяснение нового материала
2
19.02
20
66
Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом упр.180.
Развитие речи
1
Р.Р.
25.02
67
,68
Назывные предложения.
Объяснение нового материала
2
Тестирование
26.02
27.02
69
Читаем, говорим, пишем. Работа с отрывком из статьи К.Станиславского.
Развитие речи
1
Р.Р.И.
70
Синтаксический разбор односоставного предложения.
Закрепление полученных знаний
1
Синтаксический разбор
71
Контрольный диктант.
1
К.Д.
72
Понятие о неполном предложении.
Объяснение нового материала
1
Предложения с однородными членами. (12 часов)
73
Понятие об однородных членах предложения.
Повторение
1
Словарный диктант
74,
75
Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией. Пунктуация при них.
Объяснение нового материала
2
76
Однородные и неоднородные определения.
Объяснение нового материала
1
77
Читаем, говорим, пишем. Работа с отрывком из книги А.Волкова.
Развитие речи
1
Р.Р.И.
78,
79
Однородные члены, связанными сочинительными союзами. Пунктуация при них.
Объяснение нового материала
2
Синтаксический разбор
80
Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом упр.212.
Развитие речи
1
Р.Р.
81,82
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них.
Объяснение нового материала
2
Словарный диктант
83
Контрольный диктант.
1
К.Д.
84
Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом «Как продолжать эту жизнь»
Развитие речи
1
Предложения с обособленными членами. (6 часов)
85
Понятие об обособлении. Обособленные определения.
Объяснение нового материала
1
86
Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом о Москве.
Развитие речи
1
Р.Р.
87
Обособленные приложения.
Объяснение нового материала
1
Словарный диктант
88
Обособленные обстоятельства.
Объяснение нового материала
1
89
Обособление уточняющих обстоятельств.
Объяснение нового материала
1
Тестирование
90
Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом Грина.
Развитие речи
1
Р.Р.
Предложения с вводными словами и предложениями (10 часов)
91-93
Вводные слова и словосочетания.
Объяснение нового материала
3
94
Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом упр.254
Развитие речи
1
Словарный диктант
95-96
Обращение.
Объяснение нового материала
2
97
Изложение с элементами сочинения «На родине Ломоносова».
Развитие речи
1
Р.Р.И.
98
Итоговый контрольный диктант.
1
К.Д.
99
Итоговая тестовая работа.
1
Тестирование
100-102
Повторение.
2
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс 8 класса
Учащиеся должны знать: определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить, синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных ;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации: находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По связной речи: определять тип и стиль текста, подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников; писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник:
«Русский язык». 8 кл., Е.А.Быстрова и др. М.:Дрофа, 2011
Программно-методическое обеспечение курса.
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2003. – 144 с.
Материалы к уроку русского языка. [Электронный ресурс], режим доступа: http://rus.1september.ru/urok/
Научно-методический журнал «Филолог». [Электронный ресурс], http://philolog.pspu.ru/index.shtml
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И.Львова]. – 2-е изд., перераб., - М. : Мнемозина, 2008. – 215 с.
Сборник тестовых заданий для тематического и тогового контроля. 8 класс. Русский язык. Основная школа. / В.И.Капинос, Л.Н.Пучкова, А.О.Татур. – М.: «Интелллект – Центр», 2010. – 144 с.
Справочные материалы по русскому языку, полезная информация. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.gramota.ru/; http://www.prosv-ipk.ru/; http://language.edu.ru/
Литература для учителя.
Александрова Г.В. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). – Санкт-Петербург: Тригон, 1997. – 656 с.
Анненкова И. Знаки препинания? Это просто! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с. – (Серия «Школьная программа»)
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.- 159 с.
Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. — М., I960. – 98 с.
Галынский М.С. Самый полный словарь крылатых слов и выражений. Происхождение, толкование, применение / М.С.Галынский. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 512 с.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983. – 124 с.
Колосов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982. – 224 с.
Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988. – 204 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 19 изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н.Борунова, В.Л.Воронцова, Н.А.Еськова; Под ред. Р.И.Аванесова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1992. – 704 с.
Орфографический словарь русского языка: 106 000 / Институт рус. яз.; Под ред. С.Г.Бархударова и др. – 30-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1999. – 400 с.
Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? / Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование» 2008, - 10008 с.
Литература для учащихся.
Анненкова И. Знаки препинания? Это просто! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с. – (Серия «Школьная программа»)
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. — М., I960. – 98 с.
Введенская Л. А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981. – 176 с.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994. – 312 с.
Колосов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982. – 224 с.
Успенский Л. В. Слово о словах. – М.: АСТ Зебра Е, 2009.(или любое издание.) – 496 с.
Школьные словари русского языка.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1999.
Словарь синонимов и антонимов / Сост. О.А.Михайлова. – Переиздание. – Екатеринбург: ООО «Издательство «У-Фактория», 2002. – 512 с.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. –– М.: Издательство «Цитадель-Трейд», 2002. – 576 с.
Фразеологический словарь русского языка для школьников. / Сост. Л.А.Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. – 412 с.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 1997. – 400 с.