ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»
Рабочая программа
по русскому языку
для 1 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Рябых Л.В.
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 1 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» и адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат».
Общей целью образования в области русского языка является формирование элементарных знаний по грамматике, необходимых для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков.
Задачи :
-уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― развитие навыков устной коммуникации;
― формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс :
-программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2009.
-В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 9-е изд. – М.: «Просвещение», 2013.
На данный учебный предмет отведено 3 часа в неделю, что составляет 99 часов в год.
В связи с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом классе ( в сентябре -октябре проводится по 3 урока) уменьшилось количество уроков по плану на 2 часа, которые проведены в форме конкурса, путешествия.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Освоение обучающимися учебного предмета «Русский язык» за 1класс предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные учебные действия:
осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
писать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
-различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; -деление слов на слоги для переноса; -списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; -запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; -обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); -дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; -составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; -выделение из текста предложений на заданную тему; -участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. | -различение звуков и букв; -характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; -списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; -запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); -дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); -составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); -деление текста на предложения; -выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; -самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа. |
Содержание учебного предмета «Русский язык» с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов деятельности
Содержание тем учебного курса:
1 класс
Добукварный период 14ч
Букварный период 81ч
Повторение пройденного 2ч
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
В основу организации учебных занятий и основных видов деятельности обучающихся с умственной отсталостью положен системно-деятельностный подход, позволяющий формировать у обучающихся базовые учебные действия. Характер обучения – индивидуально-дифференцированный.
При проведении учебных занятий осуществляется сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Широко используется работа детей в парах и микрогруппах. Взаимодействие организуется в форме учебного сотрудничества. Основной формой организации процесса обучения является урок. Предусмотрено проведение как традиционных, так и нетрадиционных видов уроков: «путешествие», «экскурсия», «игра», «презентация», «аукцион»; кино-, теле-, видеоуроки и т.д.. Основные виды деятельности для формирования базовых учебных действий: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, обобщение, поиск и открытие, слушание и др.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» 1 класс
N урока | № по теме | Тема урока | К-о час | Коррекционная работа | Основные понятия | Пл. дата | Фак дата |
| | Добукварный период | 14 | | | | |
1 | 1 | Выявление знаний, умений и навыков учащихся. | 1 | Развитие восприятия цвета формы, величины. | | | |
2 | 2 | Знакомство с наиболее распространенными цветами. Различие предметов по цвету. |
1 | Дифференцированное восприятие предметов по цвету. | Основные цвета | | |
3 | 3 | Работа с цветными полосками. Различие по цвету. Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок. |
1 | Развитие полноты зрительных ощущений. | Основные цвета | | |
4 | 4 | Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей. |
1 | Целенаправленное восприятия формы предмета и его частей | Штриховка | | |
5 | 5 | Геометрические фигуры. Различие геометрических фигур и цветных полосок.
Конкурс «Соедини точки». Различие геометрических фигур и цветных полосок по цвету, размеру, взаимному расположению. | 1
| Совершенствование моторных ощущений. | Квадрат треугольн. круг. | | |
6 | 6 | Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. | 1 | Устанавливание связи между видимыми объектами. | Составные части | | | |
7 | 7 | Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. | 1 | Целостное восприятие предмета, разложение на составные части. | | | |
8 | 8 | Письмо наклонных палочек разной длины. | 1 | Развитие мелкой моторики. | Наклонная палочка | | |
9 | 9 | Письмо палочек с закруглением внизу. | 1 | Развитие глазомера. | Палочки с закруглением внизу | | |
10 | 10 | Письмо палочек с закруглением вверху. | 1 | Развитие графических навыков. | Палочки с закруглением вверху | | |
11 | 11 | Письмо полуовалов – элементов букв э и с . | 1 | Формирование активности восприятия. | Полуовал | | |
12 | 12 | Письмо овала. | 1 | Учить замечать недостатки в работе и пути их устранения. | Овал | | |
13 | 13 | Письмо палочек с петелькой внизу. | 1 | Совершенствования активности восприятия. | Палочки с петелькой внизу | | |
14 | 14 | Письмо палочек с петелькой вверху. | 1 | Развитие графических навыков. | Палочки с петелькой вверху | | |
| | Букварный период | 81 | | | | |
15 | 1 | Буква а. Знакомство со строчной буквой и упражнения в ее написании. | 1 | Развитие целенаправленности в работе. | Строчная буква а | | |
16 | 2 | Строчная буква у.
Путешествие в страну слов «ау-уа» | 1 | Совершенствование умений к активной деятельности. | Строчная буква у | | |
17 | 3 | Строчная и заглавная буква М м | 1 | Расширение активного словаря. | Строчная и заглавная буква Мм | | |
18 | 4 | Слоги прямые и обратные с буквой м. Заглавная буква А. | 1 | Развитие мелкой моторики. | Заглавная буква А. | | |
19 | 5 | Письмо слогов и слов с буквой м. Заглавная буква У. | 1 | Развитие целенаправленности в работе. | Заглавная буква У. | | |
20 | 6 | Заглавная и строчная буква о. | 1 | Воспитание умений анализировать свою деятельность. | Заглавная и строчная буква о. | | |
21 | 7 | Составление и письмо слогов и слов с буквой о. | 1 | Воспитание умений анализировать свою деятельность. | | | |
22 | 8 | Строчная буква с. | 1 | Воспитание умений анализировать свою деятельность. | Строчная буква с. | | |
23 | 9 | Заглавная буква С. | 1 | Учить распределению внимания. | Заглавная буква С. | | |
24 | 10 | Письмо слогов и слов с буквой с. | 1 | Учить распределению внимания. | | | |
25 | 11 | Строчная буква х. | 1 | Совершенствование быстроты, точности воспроизведения. | Строчная буква х. | | |
26 | 12 | Заглавная буква Х. | 1 | Развитие зрительной памяти. | Заглавная буква Х. | | |
27 | 13 | Составление и письмо слов с буквой х. | 1 | Воспитание чувства товарищества. | | | |
28 | 14 | Строчная буква ш. | 1 | Развивать умение сравнивать объекты | Строчная буква ш. | | |
29 | 15 | Заглавная буква Ш. | 1 | Развивать умение сравнивать объекты | Заглавная буква Ш. | | |
30 | 16 | Письмо слогов и слов с буквой ш. | 1 | Развивать умение сравнивать объекты | | | |
31 | 17 | Строчная буква л. | 1 | Совершенствование точности восприятия. | Строчная буква л. | | |
32 | 18 | Заглавная буква Л. | 1 | Совершенствование точности восприятия. | Заглавная буква Л. | | |
33 | 19 | Письмо слогов с буквой л. | 1 | Совершенствование точности восприятия. | | | |
34 | 20 | Буква ы. | 1 | Развитие умений дифференцировать звуки речи. | Буква ы. | | |
35 | 21 | Слоги с буквой ы. | 1 | Активизирование мыслительной и творческой деятельности. | | | |
36 | 22 | Строчная буква н. Слоги прямые и обратные. | 1 | Развитие умения анализировать свою деятельность. | Строчная буква н | | |
37 | 23 | Заглавная буква Н. | 1 | Развитие функций фонематического анализа. | Заглавная буква Н. | | |
38 | 24 | Списывание слогов, слов, предложений с буквой н. | 1 | Развитие устойчивого внимания. | | | |
39 | 25 | Строчная буква р. | 1 | Преодоление инертности психических процессов. | Строчная буква р | | |
40 | 26 | Заглавная буква Р | 1 | Совершенствование слухового восприятия. | Заглавная буква Р | | |
41 | 27 | Предложения со словами, содержащие буквы р-л. | 1 | Развитие целенаправленности в работе. | | | |
42 | 28 | Строчная буква к. Письмо слогов, слов с буквой к. | 1 | Активизирование мыслительной и творческой деятельности. | Строчная буква к | | |
43 | 29 | Заглавная буква К. | 1 | Развитие умения анализировать свою деятельность. | Заглавная буква К. | | |
44 | 30 | Строчная буква п. Слова и предложения с буквой п. | 1 | Развивать фонематический слух. | Строчная буква п | | |
45 | 31 | Заглавная буква П. Слова и предложения с буквой П. | 1 | Развитие целенаправленности в работе. | Заглавная буква П | | |
46 | 32 | Письмо слогов и слов с буквой п. | 1 | Совершенствование слухового восприятия. | | | |
47 | 33 | Строчная буква т. Слоги и слова с буквой т | 1 | Активизирование мыслительной и творческой деятельности. | Строчная буква т | | |
48 | 34 | Заглавная буква Т. Слова и предложения с буквой Т | 1 | Развитие целенаправленности в работе. | Заглавная буква Т | | |
49 | 35 | Строчная буква и . | 1 | Формирование умений добиваться результата. | Строчная буква и | | |
50 | 36 | Заглавная буква И. | 1 | Формирование навыка потребности в общении. | Заглавная буква И | | |
51 | 37 | Слова и предложения с буквой И. | 1 | Развивать фонематический слух. | | | |
52 | 38 | Строчная буква з . | 1 | Развивать навык взаимоконтроля. | Строчная буква з | | |
53 | 39 | Заглавная буква З. | 1 | Развитие мелкой моторики. | Заглавная буква З | | |
54 | 40 | Слова и предложения с буквами с-з. | 1 | Развитие целенаправленности в работе | | | |
55 | 41 | Строчная буква в. | 1 | Выделение сходства и различий. | Строчная буква в | | |
56 | 42 | Заглавная буква В. | 1 | Развитие целенаправленности в работе. | Заглавная буква В | | |
57 | 43 | Слоги, слова и предложения с буквой в. | 1 | Формирование навыка потребности в общении. | | | |
58 | 44 | Строчная буква ж . | 1 | Выделение сходства и различий. | Строчная буква ж | | |
59 | 45 | Заглавная буква Ж. | 1 | Формирование умений добиваться результата. | Заглавная буква Ж | | |
60 | 46 | Письмо слов и предложений с буквой ж. | 1 | Выработка умений преодолевать трудности. | | | |
61 | 47 | Строчная буква б . | 1 | Развитие целенаправленности в работе. | Строчная буква б | | |
62 | 48 | Заглавная буква Б. | 1 | Совершенствование слухового восприятия. | Заглавная буква Б. | | |
63 | 49 | Списывание с печатного и прописного текста слов и предложений с буквами б-п. | 1 | Преодоление инертности психических процессов. | | | |
64 | 50 | Строчная буква г | 1 | Выделение сходства и различий. | Строчная буква г | | |
65 | 51 | Заглавная буква Г. | 1 | Совершенствование слухового восприятия. | Заглавная буква Г. | | |
66 | 52 | Списывание с печатного и прописного текста с буквами г-к. | 1 | Формировать навык самоконтроля. | | | |
67 | 53 | Строчная буква д . | 1 | Развитие функций фонематического анализа. | Строчная буква д | | |
68 | 54 | Заглавная буква Д. Слоги, слова и предложения с буквой д. | 1 | Формирование умений добиваться результата. | Заглавная буква Д. | | |
69 | 55 | Буква й. Составление и запись слов. | 1 | Формирование навыка потребности в общении. | Буква й. | | |
70 | 56 | Буква й. Письмо слов под диктовку. | 1 | Выделение сходства и различий. | | | |
71 | 57 | Письмо слов с буквами й-и. | 1 | Выработка умений преодолевать трудности. | | | |
72 | 58 | Буква й. Составление и письмо слов с мягким знаком на конце (с.100). | 1 | Активизирование мыслительной и творческой деятельности. | Буква ь | | |
73 | 59 | Письмо слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце. | 1 | Совершенствование слухового восприятия. | | | |
74 | 60 | Составление и письмо слов с мягким знаком. | 1 | Развитие целенаправленности в работе. | | | |
75 | 61 | Строчная буква е . | 1 | Развивать навык взаимоконтроля.. | Строчная буква е | | |
76 | 62 | Заглавная буква Е. | 1 | Выделение сходства и различий. | Заглавная буква Е. | | |
77 | 63 | Строчная буква ё. Заглавная буква Ё .Слова и предложения с буквой ё . | 1 | Выделение сходства и различий. | Строчная буква ё. | | |
78 | 64 | Итоговая контрольная работа по теме «Письмо букв, слогов, предложений» | 1 | Выработка умений преодолевать трудности. | | | |
79 | 65 | Работа над ошибками. | 1 | Выделение сходства и различий. | | | |
80 | 66 | Строчная буква я. Слова и предложения с буквой я | | Развитие мелкой моторики. | Строчная буква я. | | |
81 | 67 | Заглавная буква Я. | 1 | Развитие мелкой моторики. | Заглавная буква Я | | |
82 | 68 | Строчная буква ю . | 1 | Совершенствование быстроты, точности воспроизведения. | Строчная буква ю | | |
83 | 69 | Заглавная буква Ю. | 1 | Развитие мелкой моторики. | Заглавная буква Ю. | | |
84 | 70 | Строчная буква ц . | 1 | Развивать навык взаимоконтроля. | Строчная буква ц | | |
85 | 71 | Заглавная буква Ц. | 1 | Развивать навык взаимоконтроля. | Заглавная буква Ц. | | |
86 | 72 | Строчная буква ч . | 1 | Формирование навыка потребности в общении. | Строчная буква ч | | |
87 | 73 | Заглавная буква Ч. | 1 | Выработка умений преодолевать трудности. | Заглавная буква Ч. | | |
88 | 74 | Слоги и слова с буквой ч. | 1 | Совершенствование слухового восприятия. | | | |
89 | 75 | Строчная буква щ | 1 | Развитие умения анализировать свою деятельность. | Строчная буква щ | | |
90 | 76 | Заглавная буква Щ. | 1 | Развитие фонематического слуха | Заглавная буква Щ | | |
91 | 77 | Строчная буква ф . | 1 | Совершенствовать произносительные навыки | Строчная буква ф | | |
92 | 78 | Заглавная буква Ф. | 1 | Совершенствовать произносительные навыки | Заглавная буква Ф | | |
93 | 79 | Строчная буква э . | 1 | Развивать слуховое восприятие | Строчная буква э | | |
94 | 80 | Заглавная буква Э. | 1 | Развитие умения анализировать свою деятельность. | Заглавная буква Э. | | |
95 | 81 | Буква ъ. | 1 | Развитие фонематического слуха | Буква ъ. | | |
| | Повторение пройденного | 2 | | | | |
96 | 1 | Письмо под диктовку слов и предложений | 1 | Выработка умений преодолевать трудности. | | | |
97 | 2 | Повторение пройденного по теме «Списывание с прописного и печатного текста» | | Развитие умения анализировать свою деятельность. | | | |
Литература
1 Воронкова В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4 классы (авторы-составители М.Н. Перова, В.В.Эк –М.: Просвещение, 2008г.).
2 Воронкова В.В, Коломыткина И.В. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 9-е издание – М.: Просвещение, 2013.