«Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»
.
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);
Рабочая программа разработана с учетом авторской программы В.В. Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 10-11 классы.
Изучение русского языка на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Функции языка.
Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь.
Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.
Русский язык среди других языков мира.
Русский язык как один из рабочих языков в ООН.
Индоевропейская семья языков. Славянские языки.
Русистика на современном этапе.
Состав современного русского языка.
Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
Повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Специфика устной и письменной форм речи.
Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы. Русский язык как развивающееся явление.
Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С. Пушкина. А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
Словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
2.http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
3.http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
4.http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
5.http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
6.http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
7.http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
10.http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
11.http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
№ уро-ка | Тема урока | Реализуемое содержание | Требования к уровню подготовки | Дата |
Роль языка в жизни общества (1 ч) |
1. | Русский язык в современном мире | Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России | Знать/понимать культуру русского и других народов; осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; Знать/понимать связь языка и истории. | |
Основные единицы языка (10 ч) |
2 | Основные единицы языка. | Литературный язык и язык художественной литературы. Просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
3 | Комплексный анализ текста | Составление текстов по данному началу. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
4 | Основные разделы науки о языке. Фонетика. Графика. | Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
5 | Морфемика и словообразование. | Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
6 | Морфология. Самостоятельные части речи. | Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
7 | Служебные части речи. | Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
8 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | Составление предложений по характеристикам. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
9 | Синтаксис сложного предложения. | Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
10 | Предложения с прямой речью. | Составление предложений по характеристикам. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
11 | Контрольная работа по теме «Орфография и пунктуация». | Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка | |
Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (14 ч) |
12 | Функции языка | Функции языка. Значение языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
13 | РР Подробное изложение по тексту И.С. Тургенева «Деревня». | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
14 | РР Подробное изложение по тексту И.С. Тургенева «Деревня». | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
15 | Орфография. Правописание гласных в корне. | Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка | |
16 | Язык, речь и слово как синонимы в речи | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
17 | Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность. | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
18 | Синтаксис и пунктуация. | Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. | Соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
19 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации. | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля. | |
20 | Русский язык как национальный язык русского народа | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля. | |
21 | Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля. | |
22 | Русский язык среди других языков мира. Русистика на современном этапе | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля. | |
23 | РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
24 | РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
25 | Анализ сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
Русский язык — один из богатейших языков мира (1 ч) |
26 | Состав современного русского языка | Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
Текст (14 ч) |
27 | Текст. Понятие о тексте | Текст и его место в системе языка и речи. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
28 | Орфография. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
29 | Способы выражения темы. Заглавие. | Текст и его место в системе языка и речи. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
30 | Способы выражения темы. Начало и конец текста. | Текст и его место в системе языка и речи. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
31 | РР Изложение с творческим заданием. | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
32 | Ключевые слова и предложения. | Текст и его место в системе языка и речи. | Сопоставительный анализ предложений. | |
33 | Синтаксис текста. Предложение в составе текста. | Текст и его место в системе языка и речи. | Сопоставительный анализ предложений. | |
34 | Количество и характер предложений в тексте. | Текст и его место в системе языка и речи. | Сопоставительный анализ предложений. | |
35 | Способы связи предложений в тексте. | Текст и его место в системе языка и речи. | Сопоставительный анализ предложений. | |
36 | РР Сочинение - эссе с использованием параллельного и цепного способов связи предложений | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
37 | Орфография. Правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных. | Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
38 | Средства связи частей текста. Лексический повтор. Однокоренные слова. | Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
39 | Средства связи частей текста. Местоименные слова. Союзы, частицы-союзы | Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
40 | РР Сжатое изложение по тексту Д. Лихачёва «Память культуры» | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
Типы речи (9 ч) |
41 | Типы речи. Повествование. | Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
42 | РР Сочинение-повествование | Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
43 | Типы речи. Описание. | Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
44 | РР Сочинение-описание | Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
45 | Комплексный анализ фрагмента текста К. Паустовского «Золотая роза» | Текст и его место в системе языка и речи. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
46 | Типы речи. Рассуждение | Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
47 | Особенности текстов-рассуждений в художественной речи | Текст и его место в системе языка и речи. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
48 | РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ | Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
49 | РР Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ | Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
Устная и письменная формы речи (2ч) |
50 | Специфика устной и письменной форм речи | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
51 | Орфография. Правописание согласных в корне | Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
Русский литературный язык и его нормы (16 ч) |
52 | Литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы | Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
53 | Лексические нормы | Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
54 | Морфологические нормы | Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. | Составление текстов по опорным словам. | |
55 | Синтаксические нормы | Единицы синтаксиса русского языка. | Соблюдать в практике письма синтаксические нормы современного русского литературного языка. | |
56 | Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка» | Нормы русского литературного языка. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка | |
57 | Орфография. Правописание приставок | Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
58 | Русский язык как развивающееся явление | Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России. | Беседа о культуре речи, роли языковых норм. Анализ языкового материала. | |
59 | РР Подготовка к изложению с творческим заданием | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
60 | РР Написание изложения с творческим заданием | Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
61 | Орфография. Правописание суффиксов. | Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
62 | РР Устное рассуждение на общественно значимую тему. | Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
63 | Комплексный анализ текста. | Текст и его место в системе языка и речи | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
64 | Комплексный анализ текста. | Текст и его место в системе языка и речи | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
65 | Основные аспекты и признаки культуры речи. | Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. | Увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству. | |
66 | Орфоэпия. Особенности произношения слов. | Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. | Знать/понимать орфоэпические, грамматические, нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | |
67 | Практикум по грамматическим нормам русского языка. | Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными. | Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. | |
Стили русского литературного языка (16ч) |
68 | Стили литературного языка. Понятие о стиле. Разговорный стиль | Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
69 | Научный стиль | Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. | Лексические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. | |
70 | Жанры научного стиля | Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. | Лексические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. | |
71 | Деловой стиль. Резюме | Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
72 | Публицистический стиль | Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
73 | РР Репортаж как речевой жанр | Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
74 | РР Заметка как речевой жанр | Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
75 | Художественный стиль | Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
76 | Орфография. Правописание суффиксов и окончаний. | Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
77 | РР Сочинение на основе личных наблюдений об исторических местах. | Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
78 | Частичный (выборочный) анализ текста разных типов речи и стилей. | Текст и его место в системе языка и речи. | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
79 | Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля. | Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
80 | Практикум по пунктуации. | Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
81 | Контрольная работа по теме «Функциональные стили в русском языке» | Языковая норма и ее основные особенности. | Орфоэпические, орфографические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной сферах общения. | |
82 | Анализ контрольной работы | Языковая норма и ее основные особенности. | Орфоэпические, орфографические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной сферах общения. | |
83 | Практикум по синтаксису и пунктуации. | Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
Синонимика русского языка (7ч) |
84 | Синонимика русского языка. Лексические синонимы. | Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
85 | Морфемные синонимы | Морфема как минимальная значимая единица языка. | Выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; различать формы слова и однокоренные слова. | |
86 | Контрольное тестирование в формате ЕГЭ | Языковая норма и ее основные особенности. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
87 | Анализ контрольного тестирования в формате ЕГЭ | Языковая норма и ее основные особенности. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
88 | Морфологические синонимы | Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. | Составление текстов по опорным словам. | |
89 | Орфография. Правописание частиц НЕ и НИ. | Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
90 | Синтаксические синонимы | Единицы синтаксиса русского языка. | Составление текстов по опорным словам. | |
Культура речи (5 ч) |
91 | Культура речи. Качества хорошей речи | Язык и речь. Виды речи. | Беседа о культуре речи, речевом этикете. | |
92 | Культура речи. Речевой этикет | Язык и речь. Виды речи. | Беседа о культуре речи, речевом этикете. | |
93 | РР Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ | Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
94 | РР Написание контрольного сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ | Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
95 | Орфография. Правописание гласных после шипящих. | Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка (3 ч) |
96 | Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка | А.С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка. | Лингвистический анализ стихотворного текста. | |
97 | А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка | А.С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка. | Определение функций старославянизмов в художественных текстах. | |
98 | РР Лингвистический анализ стихотворного текста. | Текст и его место в системе языка и речи | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
Источники расширения словарного состава современного литературного языка (8 ч) |
99 | Источники расширения словарного состава. Словообразование. | Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
100 | Появление у слов новых лексических значений | Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
101 | Периферийная лексика. Просторечие. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы | Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
102 | Заимствования | Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
103 | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. Тестирование в формате ЕГЭ | Языковая норма и ее основные особенности. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
104 | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | Языковая норма и ее основные особенности. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
105 | Анализ итоговой контрольной работы за курс 10 класса | Языковая норма и ее основные особенности. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |