«Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»
   .   
  - Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);
  Рабочая программа разработана с учетом авторской программы В.В. Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 10-11 классы.
  Изучение русского языка на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
  - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  - развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
  Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
  Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
  Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
  В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
  Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
  Функции языка.  
  Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.  
  Язык и речь.  
  Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.
  Русский язык — государственный язык Российской Федерации.  
  Русский язык как национальный язык русского народа.
  Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.  
  Русский язык среди других языков мира.  
  Русский язык как один из рабочих языков в ООН.  
  Индоевропейская семья языков. Славянские языки.  
  Русистика на современном этапе.
  Состав современного русского языка.  
  Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.  
  Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
  Повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
  Специфика устной и письменной форм речи.
  Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы. Русский язык как развивающееся явление.  
  Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
  Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.  
  Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.
  Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С. Пушкина. А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.  
  Словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
  2.http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  3.http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  4.http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  5.http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  6.http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  7.http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  10.http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
  11.http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
            |  №  уро-ка |  Тема урока |  Реализуемое содержание   |  Требования к уровню подготовки |  Дата | 
  |  Роль языка в жизни общества (1 ч) | 
  |  
  1. |  Русский язык в современном мире |  Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России |  Знать/понимать культуру русского и других народов; осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; Знать/понимать связь языка и истории. |  
 | 
  |  Основные единицы языка (10 ч) | 
  |  2 |  Основные единицы языка. |  Литературный язык и язык художественной литературы. Просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  3 |  Комплексный анализ текста |  Составление текстов по данному началу. |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  4 |  Основные разделы науки о языке. Фонетика. Графика. |  Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  5 |  Морфемика и словообразование. |  Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  6 |  Морфология. Самостоятельные части речи. |  Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  7 |  Служебные части речи. |  Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  8 |  Синтаксис словосочетания и простого предложения. |  Составление предложений по характеристикам. |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  9 |  Синтаксис сложного предложения. |  Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  10 |  Предложения с прямой речью. |  Составление предложений по характеристикам. |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  11 |  Контрольная работа по теме «Орфография и пунктуация». |  Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. |  Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка |  
 | 
  |  Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (14 ч)  
 | 
  |  12 |  Функции языка |  Функции языка. Значение языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  13 |  РР Подробное изложение по тексту И.С. Тургенева «Деревня». |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  14 |  РР Подробное изложение по тексту И.С. Тургенева «Деревня». |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |  
 | 
  |  15 |  Орфография. Правописание гласных в корне. |  Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. |  Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка |  
 | 
  |  16 |  Язык, речь и слово как синонимы в речи |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |  
 | 
  |  17 |  Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность. |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |  
 | 
  |  18 |  Синтаксис и пунктуация. |  Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. |  Соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  19 |  Русский язык – государственный язык Российской Федерации. |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля. |  
 | 
  |  20 |  Русский язык как национальный язык русского народа |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля. |  
 | 
  |  21 |  Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля. |  
 | 
  |  22 |  Русский язык среди других языков мира. Русистика на современном этапе |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Составление вопросов к текстам научного стиля. Пересказ текстов научного стиля. |  
 | 
  |  23 |  РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |  
 | 
  |  24 |  РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |  
 | 
  |  25 |  Анализ сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |  
 | 
  |  Русский язык — один из богатейших языков мира (1 ч)  
 | 
  |  26 |  Состав современного русского языка |  Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.    
 |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  Текст (14 ч) | 
  |  27 |  Текст. Понятие о тексте |  Текст и его место в системе языка и речи. |  Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |  
 | 
  |  28 |  Орфография. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. |  Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. |  Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  29 |  Способы выражения темы. Заглавие. |  Текст и его место в системе языка и речи. |  Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |  
 | 
  |  30 |  Способы выражения темы. Начало и конец текста. |  Текст и его место в системе языка и речи. |  Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |  
 | 
  |    31 |  РР Изложение с творческим заданием. |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |  
  
  
  
 | 
  |  32 |  Ключевые слова и предложения. |  Текст и его место в системе языка и речи. |  Сопоставительный анализ предложений. |  
 | 
  |  33 |  Синтаксис текста. Предложение в составе текста. |  Текст и его место в системе языка и речи. |  Сопоставительный анализ предложений. |  
 | 
  |  34 |  Количество и характер предложений в тексте. |  Текст и его место в системе языка и речи. |  Сопоставительный анализ предложений. |  
 | 
  |  35 |  Способы связи предложений в тексте. |  Текст и его место в системе языка и речи. |  Сопоставительный анализ предложений. |  
 | 
  |  36 |  РР Сочинение - эссе с использованием параллельного и цепного способов связи предложений |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |  
 | 
  |  37 |  Орфография. Правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных. |  Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. |  Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  38 |  Средства связи частей текста. Лексический повтор. Однокоренные слова. |  Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.  
 |  Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |  
 | 
  |  39 |  Средства связи частей текста. Местоименные слова. Союзы, частицы-союзы |  Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.  
 |  Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |  
 | 
  |  40 |  РР Сжатое изложение по тексту Д. Лихачёва «Память культуры»   |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  Типы речи (9 ч)  
 | 
  |  41 |  Типы речи. Повествование. |  Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). |  Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. |  
  
  
 | 
  |  42 |  РР Сочинение-повествование |  Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). |  Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. |  
 | 
  |  43 |  Типы речи. Описание. |  Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). |  Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. |  
 | 
  |  44 |  РР Сочинение-описание |  Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). |  Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. |  
 | 
  |  45 |  Комплексный анализ фрагмента текста К. Паустовского «Золотая роза» |  Текст и его место в системе языка и речи. |  Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  46 |  Типы речи. Рассуждение  
 |  Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). |  Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. |  
 | 
  |  47 |  Особенности текстов-рассуждений в художественной речи |  Текст и его место в системе языка и речи. |  Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.  
 |  
 | 
  |  48 |  РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ |  Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). |  Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. |  
 | 
  |  49 |  РР Написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ |  Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). |  Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. |  
 | 
  |  Устная и письменная формы речи (2ч) | 
  |  50 |  Специфика устной и письменной форм речи |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |  
 | 
  |  51 |  Орфография. Правописание согласных в корне |  Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. |  Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  Русский литературный язык и его нормы (16 ч) | 
  |  52 |  Литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы |  Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  53 |  Лексические нормы |  Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.  
 |  Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |  
 | 
  |  54 |  Морфологические нормы |  Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. |  Составление текстов по опорным словам. |  
 | 
  |  55 |  Синтаксические нормы |  Единицы синтаксиса русского языка. |  Соблюдать в практике письма синтаксические нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  56 |  Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка» |  Нормы русского литературного языка. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. |  Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка |  
 | 
  |  57 |  Орфография. Правописание приставок    
 |  Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. |  Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  58 |  Русский язык как развивающееся явление |  Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России. |  Беседа о культуре речи, роли языковых норм. Анализ языкового материала. |  
 | 
  |  59 |  РР Подготовка к изложению с творческим заданием |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  60 |  РР Написание изложения с творческим заданием |  Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  61 |  Орфография. Правописание суффиксов. |  Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. |  Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  62 |  РР Устное рассуждение на общественно значимую тему. |  Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). |  Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. |  
 | 
  |  63 |  Комплексный анализ текста. |  Текст и его место в системе языка и речи |  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  64 |  Комплексный анализ текста. |  Текст и его место в системе языка и речи |  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  65 |  Основные аспекты и признаки культуры речи. |  Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. |  Увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству. |  
 | 
  |  66 |  Орфоэпия. Особенности произношения слов. |  Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. |  Знать/понимать орфоэпические, грамматические, нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. |  
 | 
  |  67 |  Практикум по грамматическим нормам русского языка. |  Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными. |  Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.  
 |  
 | 
  |  Стили русского литературного языка (16ч) | 
  |  68 |  Стили литературного языка. Понятие о стиле. Разговорный стиль |  Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.    
 |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  69 |  Научный стиль |  Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.   |  Лексические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.  
  
 |  
 | 
  |  70 |  Жанры научного стиля |  Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.   |  Лексические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.  
  
 |  
 | 
  |  71 |  Деловой стиль. Резюме |  Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.   |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  72 |  Публицистический стиль |  Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.   |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  73 |  РР Репортаж как речевой жанр |  Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.   |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  74 |  РР Заметка как речевой жанр |  Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.   |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  75 |  Художественный стиль |  Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.   |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  76 |  Орфография. Правописание суффиксов и окончаний. |  Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. |  Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  77 |  РР Сочинение на основе личных наблюдений об исторических местах.  
 |  Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). |  Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. |  
 | 
  |  78 |  Частичный (выборочный) анализ текста разных типов речи и стилей.   |  Текст и его место в системе языка и речи. |  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  79 |  Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля. |  Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.   |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  80 |  Практикум по пунктуации. |  Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  81 |  Контрольная работа по теме «Функциональные стили в русском языке» |  Языковая норма и ее основные особенности. |  Орфоэпические, орфографические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной сферах общения. |  
 | 
  |  82 |  Анализ контрольной работы |  Языковая норма и ее основные особенности. |  Орфоэпические, орфографические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной сферах общения. |  
 | 
  |  83 |  Практикум по синтаксису и пунктуации. |  Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  Синонимика русского языка (7ч) | 
  |  84 |  Синонимика русского языка. Лексические синонимы. |  Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.  
 |  Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |  
 | 
  |  85 |  Морфемные синонимы |  Морфема как минимальная значимая единица языка. |  Выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; различать формы слова и однокоренные слова. |  
 | 
  |  86 |  Контрольное тестирование в формате ЕГЭ |  Языковая норма и ее основные особенности. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |  
 | 
  |  87 |  Анализ контрольного тестирования в формате ЕГЭ |  Языковая норма и ее основные особенности. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |  
 | 
  |  88 |  Морфологические синонимы |  Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи. |  Составление текстов по опорным словам. |  
 | 
  |  89 |  Орфография. Правописание частиц НЕ и НИ. |  Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. |  Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  90 |  Синтаксические синонимы |  Единицы синтаксиса русского языка. |  Составление текстов по опорным словам. |  
 | 
  |  Культура речи (5 ч)  
 | 
  |  91 |  Культура речи. Качества хорошей речи |  Язык и речь. Виды речи. |  Беседа о культуре речи, речевом этикете. |  
 | 
  |  92 |  Культура речи. Речевой этикет |  Язык и речь. Виды речи. |  Беседа о культуре речи, речевом этикете. |  
 | 
  |  93 |  РР Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ |  Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). |  Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. |  
 | 
  |  94 |  РР Написание контрольного сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ |  Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). |  Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. |  
 | 
  |  95 |  Орфография. Правописание гласных после шипящих. |  Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем. |  Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка (3 ч) | 
  |  96 |  Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка |  А.С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка. |  Лингвистический анализ стихотворного текста. |  
 | 
  |  97 |  А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка  
 |  А.С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка. |  Определение функций старославянизмов в художественных текстах. |  
 | 
  |  98 |  РР Лингвистический анализ стихотворного текста. |  Текст и его место в системе языка и речи |  Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  Источники расширения словарного состава современного литературного языка (8 ч) | 
  |  99 |  Источники расширения словарного состава. Словообразование. |  Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. |  Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |  
 | 
  |  100 |  Появление у слов новых лексических значений |  Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.  
 |  Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |  
 | 
  |  101 |  Периферийная лексика. Просторечие. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы |  Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.  
 |  Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |  
 | 
  |  102 |  Заимствования  
 |  Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.  
 |  Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. |  
 | 
  |  103 |  Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. Тестирование в формате ЕГЭ |  Языковая норма и ее основные особенности. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  104 |  Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ |  Языковая норма и ее основные особенности. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |  
 | 
  |  105 |  Анализ итоговой контрольной работы за курс 10 класса  
 |  Языковая норма и ее основные особенности. |  Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. |  
 |