kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по секретам русского образования 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика учебного предмета

     Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

        Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по секретам русского образования 8 класс»


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»


Утверждено

Директор МОАУ «СОШ № 56 им. Хана В.Д.

с углубленным изучением русского языка,

обществознания и права

__________________И. Н. Солодовникова

«____» ___________ 20_____г.










Рабочая программа

по элективному курсу

«Секреты русского словообразования»

8-9 КЛАССЫ

Программа разработана на основе программы по русскому языку (автор-составитель С.И.Львова. Мнемозина , 2009)









Оренбург 2014













Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Львовой С.И. «Русский язык. Программа факультативных и элективных курсов 7-11 классы».

 Курс посвящен одному из самых интересных лингвистики — русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке — слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет  удовлетворить естественное желание ребенка разгадать тайну появления слова  в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.

               Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить  важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.

              В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной  в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов группы.


Цели курса:

- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;

- развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях;

- формирование интереса к изучению родного языка.

Методы и формы, технологии обучения:

- анализ сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических) с точки зрения образования слова;

- орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей;

- активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа.

Место предмета в учебном плане Данная программа рассчитана на 1 час в неделю, в соответствии с федеральным базисным учебным планом в 8 классе-35 учебных недель, в 9 классе- 34 учебных недели.

Рабочая программа разработана на 35 учебных недель в соответствии с приказом МО Оренбургской области № 01-21/1063 от 13. 08.2014 « Об утверждении регионального учебного плана и примерных рабочих программ для Оренбургской области».

Требования к уровню подготовки учащихся:

- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;

- совершенствование информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа;

- развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов

Cодержание курса

8 КЛАСС

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка. Морфемно-словообразовательная модель.Роль словообразовательных аффиксов.Механизм образования нового слова

Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Основные способы словообразования с участием приставок и суффиксов. Безаффиксный способ словообразования

Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке. Типы сложных слов и их написание

Сложносокращенные слова. Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной цепочке. Словообразовательная цепочка

Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари. Корень как значимая часть слова .Слова-паронимы

Разграничение омонимичных корней. Связные корни

Чередование гласных и согласных в корнях

Неморфологические способы словообразования. Активные процессы современного словопроизводства

Разные типы морфемно-словообразовательных словарей. Работа со словарями

Итоговая проверочная работа.

Заключительное занятие

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

9 КЛАСС

Исторические изменения в структуре слова. Появление новых морфем.

Опрощение, переразложение, усложнение морфем.

Изменение звукового облика морфем.

Использование иноязычных элементов при образовании морфем.

Словообразовательные и семантические кальки

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов

Этимологический анализ слова и его написание

Этимологический словарь

Орфографический словарь с этимологическими комментариями

Работа со словарями

Изобразительные возможности русского словообразования

Виды словообразовательных повторов

Слова-паронимы и паронимическое противопоставление

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки

Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Основные способы привлечения внимания к значению морфем

Использование двухприставочных глаголов

Внутренняя форма слова

Прием этимологизации

Ассоциативные каламбуры

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава

Использование словообразовательных приемов в произведениях художественной литературы.

Итоговый урок.

Учебно-тематический план 8 класс

Программный материал

Кол-во часов

1

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка

1

2

Морфемно-словообразовательная модель

1

3

Роль словообразовательных аффиксов


1

4

Механизм образования нового слова


1

5

Синонимия и многозначность приставок и суффиксов


1

6

Основные способы словообразования с участием приставок и суффиксов


2

7

Безаффиксный способ словообразования


1

8-9

Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке-


2

10-11

Типы сложных слов и их написание


2

12-13

Сложносокращенные слова


2

14

Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной цепочке


1

15-16

Словообразовательная цепочка


2

17-18

Гнездо однокоренных слов


2

19

Лингвистические словари


1

20

Корень как значимая часть слова


1

21

Слова-паронимы


1

22

Разграничение омонимичных корней


1

23

Связные корни


1

24

Чередование гласных и согласных в корнях


1

25-26

Неморфологические способы словообразования


2

27-28

Активные процессы современного словопроизводства


2

29

Разные типы морфемно-словообразовательных словарей


1

30-31

Работа со словарями

2

32-34

Итоговая проверочная работа

2

35

Заключительное занятие

1


Итого

35



Учебно-тематический план 9 класс


кол-во часов

1

Исторические изменения в структуре слова. Появление новых морфем

1

2

Опрощение, переразложение, усложнение морфем.


1

3

Изменение звукового облика морфем.


1

4-6

Использование иноязычных элементов при образовании морфем.


3

7-8

Словообразовательные и семантические кальки


2

9-11

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов


3

12-13

Этимологический анализ слова и его написание


2

14

Этимологический словарь


1

15

Орфографический словарь с этимологическими комментариями


1

16-17

Работа со словарями


2

18

Изобразительные возможности русского словообразования


1

19-20

Виды словообразовательных повторов


2

21

Слова-паронимы и паронимическое противопоставление


1

22

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки


1

23-24

Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами


2

25

Основные способы привлечения внимания к значению морфем


1

26

Использование двухприставочных глаголов


1

27

Внутренняя форма слова


1

28

Прием этимологизации


1

29

Ассоциативные каламбуры


1

30-31

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава


2

32-33

Использование словообразовательных приемов в произведениях художественной литературы


2

34

Итоговый урок

1

Литература

Львова С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы, Вентана-Граф, 2008

Е.В.Язовицкий. Говорите правильно. Эстетика речи. Ленинград, «Просвещение»,1970

Жуковская О.А.,Шаповалова Т.А. Изучение словообразования. - М.,: Просвещение,1983


 Изучение состава слова и словообразования в школе. — Киев, 1986.

Жуковская О. Н., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней

школе.— М., 1983.

  Земская Е. Н. Как делаются слова. — М., 1963.

Земская Е. Н. Современный русский язык. Словообразование. — М., 1973.

    Лопатин В. В. Рождение слова. — М., 1973.

   Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. — М., 1965.




































СЕКРЕТЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

(Программа Львовой С.И.,2009 год)


Календарно-тематический план элективного курса в 8 классе

(35 часов)


По учебному плану- 1 час в неделю











№ п\п

Программный материал

Кол-во часов

Дата

Проверочные работы

1.

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка.

1



2.

Морфемно-словообразовательная модель.

1



3.

Роль словообразовательных аффиксов.

1



4.

Механизм образования нового слова.

1



5.

Синонимия и многозначность приставок и суффиксов.

1



6-7.

Основные способы словообразования с участием приставок и суффиксов.

2



8.

Безаффиксный способ словообразования.

1



9-10

Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке.

2



11-12.

Типы сложных слов и их написание.

2



13-14.

Сложносокращенные слова.

2


Проверочная работа №1 по определению способа словообразования.

15.

Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре.

1



16-17.

Словообразовательная цепочка.

2



18-19.

Гнездо однокоренных слов.

2



20.

Лингвистические словари.

1



21.

Корень как значимая часть слова.

1



22.

Слова-паронимы.

1



23.

Разграничение омонимичных корней.

1



24.

Связные корни.

1



25.

Чередование гласных и согласных в корнях слов.

1


Проверочная работа №2

26-27.

Неморфологические способы словообразования.

2



28-29.

Активные процессы современного словопроизводства.

2



30.

Разные типы морфемно-словообразователь-ных словарей.

1



31-32.

Работа со словарями.

2



33-34

Итоговая проверочная работа (№3).

2



35.

Заключительное занятие. Анализ итоговой проверочной работы.

1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по секретам русского образования 8 класс

Автор: Жальмугамбетова Елена Евгеньевна

Дата: 02.03.2016

Номер свидетельства: 301299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_sekrety_russkogo_iazyka_3_kla"
    ["file_id"] => string(6) "589975"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1635495308"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "рабочая программа куружка "В гостях у книги" "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-kuruzhka-v-ghostiakh-u-knighi"
    ["file_id"] => string(6) "192415"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427457397"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Рабочая  программа внеурочной  деятельности для учащихся 5-х классов «Секреты хорошей речи» "
    ["seo_title"] => string(110) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-uchashchikhsia-5-kh-klassov-siekriety-khoroshiei-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "134093"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416665899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства