Рабочая программа по секретам русского образования 8 класс
Рабочая программа по секретам русского образования 8 класс
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по секретам русского образования 8 класс»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»
Утверждено
Директор МОАУ «СОШ № 56 им. Хана В.Д.
с углубленным изучением русского языка,
обществознания и права
__________________И. Н. Солодовникова
«____» ___________ 20_____г.
Рабочая программа
по элективному курсу
«Секреты русского словообразования»
8-9 КЛАССЫ
Программа разработана на основе программы по русскому языку (автор-составитель С.И.Львова. Мнемозина , 2009)
Оренбург 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Львовой С.И. «Русский язык. Программа факультативных и элективных курсов 7-11 классы».
Курс посвящен одному из самых интересных лингвистики — русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке — слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова.
Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах (грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную.
В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов группы.
Цели курса:
- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;
- развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях;
- формирование интереса к изучению родного языка.
Методы и формы, технологии обучения:
- анализ сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических) с точки зрения образования слова;
- орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей;
- активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа.
Место предмета в учебном плане Данная программа рассчитана на 1 час в неделю, в соответствии с федеральным базисным учебным планом в 8 классе-35 учебных недель, в 9 классе- 34 учебных недели.
Рабочая программа разработана на 35 учебных недель в соответствии с приказом МО Оренбургской области № 01-21/1063 от 13. 08.2014 « Об утверждении регионального учебного плана и примерных рабочих программ для Оренбургской области».
Требования к уровню подготовки учащихся:
- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;
- совершенствование информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа;
- развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов
Cодержание курса
8 КЛАСС
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка. Морфемно-словообразовательная модель.Роль словообразовательных аффиксов.Механизм образования нового слова
Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Основные способы словообразования с участием приставок и суффиксов. Безаффиксный способ словообразования
Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке. Типы сложных слов и их написание
Сложносокращенные слова. Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной цепочке. Словообразовательная цепочка
Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари. Корень как значимая часть слова .Слова-паронимы
Разграничение омонимичных корней. Связные корни
Чередование гласных и согласных в корнях
Неморфологические способы словообразования. Активные процессы современного словопроизводства
Разные типы морфемно-словообразовательных словарей. Работа со словарями
Итоговая проверочная работа.
Заключительное занятие
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
9 КЛАСС
Исторические изменения в структуре слова. Появление новых морфем.
Опрощение, переразложение, усложнение морфем.
Изменение звукового облика морфем.
Использование иноязычных элементов при образовании морфем.
Словообразовательные и семантические кальки
Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов
Этимологический анализ слова и его написание
Этимологический словарь
Орфографический словарь с этимологическими комментариями
Работа со словарями
Изобразительные возможности русского словообразования
Виды словообразовательных повторов
Слова-паронимы и паронимическое противопоставление
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки
Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Основные способы привлечения внимания к значению морфем
Использование двухприставочных глаголов
Внутренняя форма слова
Прием этимологизации
Ассоциативные каламбуры
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава
Использование словообразовательных приемов в произведениях художественной литературы.
Итоговый урок.
Учебно-тематический план 8 класс
№
Программный материал
Кол-во часов
1
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка
1
2
Морфемно-словообразовательная модель
1
3
Роль словообразовательных аффиксов
1
4
Механизм образования нового слова
1
5
Синонимия и многозначность приставок и суффиксов
1
6
Основные способы словообразования с участием приставок и суффиксов
2
7
Безаффиксный способ словообразования
1
8-9
Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке-
2
10-11
Типы сложных слов и их написание
2
12-13
Сложносокращенные слова
2
14
Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной цепочке
1
15-16
Словообразовательная цепочка
2
17-18
Гнездо однокоренных слов
2
19
Лингвистические словари
1
20
Корень как значимая часть слова
1
21
Слова-паронимы
1
22
Разграничение омонимичных корней
1
23
Связные корни
1
24
Чередование гласных и согласных в корнях
1
25-26
Неморфологические способы словообразования
2
27-28
Активные процессы современного словопроизводства
2
29
Разные типы морфемно-словообразовательных словарей
1
30-31
Работа со словарями
2
32-34
Итоговая проверочная работа
2
35
Заключительное занятие
1
Итого
35
Учебно-тематический план 9 класс
№
кол-во часов
1
Исторические изменения в структуре слова. Появление новых морфем
1
2
Опрощение, переразложение, усложнение морфем.
1
3
Изменение звукового облика морфем.
1
4-6
Использование иноязычных элементов при образовании морфем.
3
7-8
Словообразовательные и семантические кальки
2
9-11
Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов
3
12-13
Этимологический анализ слова и его написание
2
14
Этимологический словарь
1
15
Орфографический словарь с этимологическими комментариями
1
16-17
Работа со словарями
2
18
Изобразительные возможности русского словообразования
1
19-20
Виды словообразовательных повторов
2
21
Слова-паронимы и паронимическое противопоставление
1
22
Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки
1
23-24
Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
2
25
Основные способы привлечения внимания к значению морфем
1
26
Использование двухприставочных глаголов
1
27
Внутренняя форма слова
1
28
Прием этимологизации
1
29
Ассоциативные каламбуры
1
30-31
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава
2
32-33
Использование словообразовательных приемов в произведениях художественной литературы
2
34
Итоговый урок
1
Литература
Львова С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы, Вентана-Граф, 2008