Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов «Секреты хорошей речи»
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов «Секреты хорошей речи»
В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный блок языковых норм вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это поможет курс «Секреты хорошей речи». Программа данного курса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Модифицированная программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта основного общего образования.
Цель программы – формирование у учащихся знаний, умений и навыков, обеспечивающих незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.
Задачи программы
- систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;
- дать общие сведения о культуре речи;
- обеспечить овладение основными нормами современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 5-х классов;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов «Секреты хорошей речи» »
«Секреты хорошей речи»
программа внеурочной познавательной деятельности
для учащихся 5-х классов
Программа разработана
учителем русского языка и литературы МБОУ гимназии № 11 г.о.Самара
Железина Л. И.
г. о. Самара
2012 год
Пояснительная записка
Концепция программы
Главная цель общения – правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, - говорил Л.Н.Толстой, - и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».
Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь освоить каждому и действенное слово, и речевую культуру.
Речевая культура – это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что эти умения и навыки - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, поэтому речевая культура школьников имеет большое образовательное значение. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Актуальность программы
В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный блок языковых норм вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это поможет курс «Секреты хорошей речи». Программа данного курса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Практическая значимость
Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Вид программы
Модифицированная программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта основного общего образования.
Цель программы – формирование у учащихся знаний, умений и навыков, обеспечивающих незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.
Задачи программы
- систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;
- дать общие сведения о культуре речи;
- обеспечить овладение основными нормами современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 5-х классов;
УУД
Личностные
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможностьсамостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Особенности возрастной группы учащихся
Настоящая программа ориентирована на учащихся 5-х классов.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
общие сведения о культуре речи;
основные нормы современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 5-х классов»;
Учащиеся должны уметь:
отличать текст от набора предложений на одну тему;
определять тему, главную мысль текста;
уметь озаглавить текст;
уметь составлять текст;
употреблять выражения приветствия, прощания и благодарности;
участвовать в беседе.
Формы реализации программы
Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная Теоретические занятия:
Беседы
Сообщения
Просмотр видеоматериала
Исследования и решение проблем
Практические занятия:
Конкурсы
Викторины
Игры
Формы контроля
Анкетирование
Презентация
Представление связного текста
Творческая работа
Учебный план
№ п/п
Названия
раздела, темы
Всего часов
Из них:
Формы контроля
теория
практика
1
Речь и её значение в жизни
16
6
10
Анкетирова-ние, презентация,
2
Текст
10
3
7
Представле-ние связного текста, творческая работа
3
Культура общения
8
3
5
Творческая работа
Содержание учебного материала
Речь и её значение в жизни. (16 часов) Речь нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувствами; общаться; чтобы организовать дружную, эффективную работу.
Устная и письменная речь. Особенности устной речи: интонация, громкость, темп. Мимика и жесты в устной речи. Устный рассказ.
Текст (речевое произведение, высказывание).(10 часов)Тема текста. Заглавие текста. Основная мысль текста. Выделение в тексте непонятных (неясных) по значению слов.
Опорные слова в тексте. Составление сказки по опорным словам.
Культура речи.(8 часов)Выражение приветствия и прощания. Обращение. Извинение. Благодарность. Как нужно слушать собеседника. Разговор по телефону. Как нужно вести себя во время разговора.