Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 3 класс
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “секреты”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Секреты русского языка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Секреты русского языка" 3 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по русскому языку «Секреты русского языка» (в соответствии с ФГОС) составлена на основе рабочей программы «Русский язык» Канакина В. П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н. и др. – М.: «Просвещение», 2011.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “секреты”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Секреты русского языка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Секретам русского языка” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
• развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
• приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
• развитие мотивации к изучению русского языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
• воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками | различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Развитие речи.
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
• применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
• строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
• понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
• понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
• восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
• распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
• знакомство с жанрами объявления, письма;
• строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
• составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
• использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
• находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
• определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
• осуществлять звукобуквенный анализ доступных по составу слов;
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
• использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
• применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
• оценивать правильность проведения звукобуквенного анализа слова;
• соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
• пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика.
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
• наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
• иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
• иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
• наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
• распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
• иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
• замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
• размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
• приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
• различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
• выделять нулевое окончание;
• подбирать слова с заданной морфемой;
• образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
• сравнивать, классифицировать слова по их составу;
• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
• осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
• наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
• подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология.
Обучающийся научится:
• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
• распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
• распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
• распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
• распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
• узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
• устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
• узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
• подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
• наблюдать над словообразованием частей речи;
• замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис.
Обучающийся научится:
• различать предложение, словосочетание и слово;
• выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
• определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
• различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
• находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
• устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
• отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
• разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
• выделять в предложении основу и словосочетания;
• находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
• опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
1. Наша речь и наш язык
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.
2. Текст
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
3. Предложение и словосочетание
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
4. Слово и его значение
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
5. Состав слова
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.
6. Части речи
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.
7. Фонетика и графика
Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.
8. Орфоэпия
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
9. Орфография
Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Тематическое планирование.
№пп
Тема
І
Наша речь и наш язык
1
ІІ
Текст
5
ІІІ
Предложение и словосочетание
2
ІV
Слово и его значение
8
V
Состав слова
4
VІ
Части речи
2
VІІ
Фонетика и графика
2
VІІІ
Орфоэпия
-
ІX
Орфография
4
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Секреты русского языка» общекультурного направления для 3 класса - 34 часа
№ п/п
Тема урока
Дата
план
факт
1
Сказочное царство слов.
3.09
2
Путешествие в страну Слов.
10.09
3
Как образуются слова.
17.09
4
Чудесные превращения слов.
24.09
5
Весёлые суффиксы.
1.10
6
Добрые слова.
8.10
7
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
15.10
8
Из истории письменности на Руси.
22.10
9
Новые слова в русском языке.
5.11
10
Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно!
12.11
11
Встреча с зарубежными друзьями.
19.11
12
Синонимы в русском языке.
26.11
13
Слова - антонимы.
3.12
14
Слова - омонимы.
10.12
15
Крылатые слова.
17.12
16
В королевстве ошибок.
24.12
17
Секреты орфографии.
14.01
18
Составление собственных орфографических словарей (непроизносимый согласный).
21.01
19
В стране Сочинителей.
28.01
20
Искусство красноречия.
4.02
21
Какие бывают тексты? Учимся их создавать.
11.02
22
Проба пера.
18.02
23
Праздник творчества и игры.
25.02
24
Трудные слова.
4.03
25
Общаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
11.03
26
Занимательное словообразование.
18.03
27
Шарады и логогрифы.
1.04
28
Занимательная фонетика.
8.04
29
Имена числительные вокруг нас.
15.04
30
В гостях у слов - родственников.
22.04
31
Предложения-загадки.
29.04
32
Имя дома твоего (история названия города).
6.05
33
Русский язык неисчерпаемо богат. И всё обогащается с быстротой поражающей.