систематизировать и обобщить изученный материал по теме: «Имя числительное. Числа». Развить представление о взаимосвязи математики и русского языка в рамках культурологического метапредметного урока.
Задачи урока :
познавательные:
а) повторить основные разряды, склонение, синтаксическую роль имён числительных;
б) повторить группы чисел, закрепить вычислительные навыки, правила работы с таблицами.
2) общепредметные:
а) воспитывать любовь к русскому языку, к народным промыслам;
б) развивать практические навыки математического мышления, память, монологическую речь
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Путешествие Числа в страну «Имя числительное» »
Интегрированный урок русского языка и математики для 6 класса
«Путешествие Числа в страну «Имя числительное»
Катенёва Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Краус Марина Александровна, учитель математики
Предмет (направленность): русский язык и математика
Возраст детей:12 лет (6 класс)
Место проведения: класс
Цель урока:
систематизировать и обобщить изученный материал по теме: «Имя числительное. Числа». Развить представление о взаимосвязи математики и русского языка в рамках культурологического метапредметного урока.
Задачи урока :
познавательные:
а) повторить основные разряды, склонение, синтаксическую роль имён числительных;
б) повторить группы чисел, закрепить вычислительные навыки, правила работы с таблицами.
2) общепредметные:
а) воспитывать любовь к русскому языку, к народным промыслам;
- В некотором царстве, в некотором государстве морфологическо-математическом жили-были имена числительные и числа. Жили они дружно-предружно. Семья их состояла из порядковых и количественных числительных. Ох, и любили они считать, на путь истинный наставлять.
Учитель математики:
- Все части речи обращались к ним за систематизацией: простое число или составное, целое или натуральное, чётное или нечётное. На все вопросы числительные и числа давали ответ: как пишутся и как склоняются, как складываются и как умножаются.
Учитель русского языка:
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты с числительным будь дружен.
Объявляется тема урока. Пояснения к ходу урока.
Карта путешествия. От станции к станции «отправляемся» под звук колокольчика.
Учитель русского языка:
- Отправляемся в путешествие по нашей необычной стране, посмотрите на карту: станции «Орфографическая», «Поисковая», «Учебная», «Графическая», «Проверочная», «Творческая», «Финальная», «Кулинарная», «Кинематографическая», « Интерактивная»…
Учитель математики:
-У вас на партах путевые листы для заметок, записей и вычислений. Пояснения по оформлению путевых листов. Отправляясь в дорогу, покупают билет; а мы начнём с визитной карточки имени числительного.
Учитель русского языка:
Что такое имя числительное?
На какие разряды делится?
Синтаксическая роль имени числительного.
Учащиеся приводят примеры, где числительное встречается в названиях книг, кинофильмах, в пословицах, фразеологизмах.
Учитель математики:
- Какие числа вы знаете?
А назовите квадрат числа 2, 3, 5,..? А вот тайна нашей школы…452=2025.
Учитель русского языка:
- Мы на станции «Учебная», игра «Третий лишний». Ребята, в гостях у числительных находятся «близкие родственники».
Узнаете ли вы их? Они просят вас сыграть в игру «Третий лишний»:
Тройка, тридцать, один («тройка» - существительное);
Два, утроить, пятерня («два» - числительное);
Двойной, двенадцать, двадцать («двойной» - прилагательное);
2) Какое уравнение лишнее? I x I = 3; I y I= -2; I z I =0?
3) Неверное утверждение вычеркните:
17 – простое число;
1- простое число;
1 не относится к классу простых или составных чисел.
Учитель русского языка:
- Остановка «Найди свой дом» (учащиеся выходят к доске)
Ребята, посмотрите, здесь какая-то неразбериха посреди дороги.… Разберитесь, пожалуйста, в чём дело?
5, 66, 17, 20, 40, 85.
(Как вы помогли числительным «найти свой дом»?)
Учитель математики:
- Из данной числовой последовательности выберите простые числа и составные числа, чётные и нечётные числа, поместите их в «домики» (учащиеся приглашаются к доске)
Станция «Орфографическая». Что такое орфография?
Чтобы двигаться дальше, ребята, посмотрим расписание поездов. Вам не кажется, что расписание какое-то странное? Учащиеся обсуждают правило написания числительных.
Расписание поездов: 5-10 50- Ь- 80
11-20 500-Ь-900
30-Ь
Учитель русского языка:
- Давайте обсудим данное «расписание».
Учитель математики:
- Рассмотрим «расписание» с точки зрения вычитания:
5-10=-5; 11-20=-9; 50-80=-30; 500-900=-400.
Запишите полученные результаты в порядке возрастания:
(-400; -30; -9; -5) в путевые листы, ответьте на вопросы заданий станции
*Найдите сумму данных чисел (-444) ,
** И разделите сумму на меньшее простое число (-222),
*** И разделите сумму на куб меньшего простого числа (-55,5).
Учитель математики:
- Итак, ребята, расписание мы уточнили и запомнили, когда пишется в числительных мягкий знак, как располагаются отрицательные числа на координатной прямой и записали (говорят учащиеся)
Учитель русского языка: Станция «Кинематографическая».
- При проверке билетов, ребята, оказалось, что имена числительные давно встречались вам и в мультфильмах, и в кино: транслируются фрагменты фильмов: «Сказка о потерянном времени», «В стране невыученных уроков», «Золушка».
Посмотрите фрагменты внимательно, числа выпиши обязательно; прочитайте, какие числительные вы записали?
Учитель математики:
- Какие из выписанных чисел являются корнями данных уравнений: 1) 2Z=3; 2) IXI - 10=0; 3) Y+0=0?
Учитель русского языка: Станция «Творческая»
Есть в Подмосковье такое местечко-
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий…
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Рядом с осинками в синих косынках
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы –
С этой красою ничто не сравнится.
Учитель русского языка:
- Продолжите, пожалуйста, текст, напишите два-три предложения о Гжели.
«Маленькая деревушка Гжель впервые была упомянута 660 лет тому назад в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты. Началом же самого здешнего искусства учёные считают 1339 год. Да, уже в XIV-XV веках гжельцы делали из глины посуду. Они часто говорили: «Не землёй мы кормимся: глина наша – золото».
- Используя числа в тексте, найдите, во сколько раз Гжель старше двенадцатилетнего/одиннадцатилетнего шестиклассника (660:12=55 и 660:11=66). Ответ запишите прописью (Пятьдесят пять, шестьдесят шесть)
Учитель математики:
- Наше путешествие подходит к концу.
На уроке мы правильно писали, склоняли, произносили и употребляли числительные;
Числа всюду: и в кино, и на документах…
Мы сегодня повторили несколько фрагментов:
Числа целые, кубы, корень уравнения,
Модуль, частное, квадраты…
И ещё сравнение!
И на числовой прямой в нашем приключении
Всё расположить смогли после вычисления!
Учитель русского языка:
- Домашнее задание для путешественников необычное, различное:
по русскому языку (станция «Проверочная»: написать эссе из семи-восьми предложений «Числительные в моей биографии»);
по математике (станция «Интерактивная»): зайти на сайт школы №12 и используя данные сайта, ответить на вопросы:
1) Сколько целых чисел находится между числами: номер школы и год основания школы?
2) Вычислить значение выражения -0,01 I у-х I ;
где х- число учеников школы; у- число педагогов школы.
По технологии: всем любителям кулинарии заехать на станцию «Кулинарная», где вы сможете познакомиться с кулинарным рецептом Софьи Андреевны Толстой, жены великого русского писателя старинный рецепт миндального торта.
Для приготовления миндального торта нужно растереть 9 желтков до получения однородной массы, добавить мелко истолчённый миндаль и 9 взбитых до пены белков. Всё хорошо взбить. Полученную массу выпекать. Готовый торт обмазать взбитыми сливками и украсить миндалём и цукатами. Приятного аппетита!
Итоги урока: обсуждение работы, комментирование оценок.
Заключение:
Учитель русского языка:
- В некотором царстве, в некотором государстве дружно жили имена числительные, …но наше путешествие и наш урок заканчиваются. С нами остаются знания и дружба, великий и могучий русский язык и царица наук - математика!
- Вообразите, что перед вами стихотворение, прочитайте его с поэтической интонацией: