kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок русского языка и математики для 6 класса «Путешествие Числа в страну «Имя числительное»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы подготовки и проведения интегрированного урока:

Этап

Цель этапа

Поисковый

обеспечить мотивацию к изучению темы

обеспечить поиск изучения материалов по выбранной теме

Подготовительный

научить работать с источниками, подбирать тематические факты и данные

Основной

развивать умение самостоятельно использовать полученные материалы

Заключительный

развивать культуру обсуждения выступлений учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и математики для 6 класса «Путешествие Числа в страну «Имя числительное» »

Интегрированный урок русского языка и математики для 6 класса

«Путешествие Числа в страну «Имя числительное»

Катенёва Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Краус Марина Александровна, учитель математики

Предмет (направленность): русский язык и математика

Возраст детей:12 лет (6 класс)

Место проведения: класс

Цель урока:

систематизировать и обобщить изученный материал по теме: «Имя числительное. Числа». Развить представление о взаимосвязи математики и русского языка в рамках культурологического метапредметного урока.

Задачи урока :

  1. познавательные:

а) повторить основные разряды, склонение, синтаксическую роль имён числительных;

б) повторить группы чисел, закрепить вычислительные навыки, правила работы с таблицами.

2) общепредметные:

а) воспитывать любовь к русскому языку, к народным промыслам;

б) развивать практические навыки математического мышления, память, монологическую речь.

Конспект урока:

Урок начинается с эмоционального слова учителей:

Учитель русского языка:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз!

Я знаю: каждый в классе – гений!

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Учитель математики:

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу,

За странный слог не обессудьте!

А дальше прозой я скажу!

Учитель русского языка:

- В некотором царстве, в некотором государстве морфологическо-математическом жили-были имена числительные и числа. Жили они дружно-предружно. Семья их состояла из порядковых и количественных числительных. Ох, и любили они считать, на путь истинный наставлять.

Учитель математики:

- Все части речи обращались к ним за систематизацией: простое число или составное, целое или натуральное, чётное или нечётное. На все вопросы числительные и числа давали ответ: как пишутся и как склоняются, как складываются и как умножаются.

Учитель русского языка:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты с числительным будь дружен.

Объявляется тема урока. Пояснения к ходу урока.

Карта путешествия. От станции к станции «отправляемся» под звук колокольчика.

Учитель русского языка:

- Отправляемся в путешествие по нашей необычной стране, посмотрите на карту: станции «Орфографическая», «Поисковая», «Учебная», «Графическая», «Проверочная», «Творческая», «Финальная», «Кулинарная», «Кинематографическая», « Интерактивная»…

Учитель математики:

-У вас на партах путевые листы для заметок, записей и вычислений. Пояснения по оформлению путевых листов. Отправляясь в дорогу, покупают билет; а мы начнём с визитной карточки имени числительного.

Учитель русского языка:

  • Что такое имя числительное?

  • На какие разряды делится?

  • Синтаксическая роль имени числительного.

Учащиеся приводят примеры, где числительное встречается в названиях книг, кинофильмах, в пословицах, фразеологизмах.

Учитель математики:

- Какие числа вы знаете?

А назовите квадрат числа 2, 3, 5,..? А вот тайна нашей школы…452=2025.

Учитель русского языка:

- Мы на станции «Учебная», игра «Третий лишний». Ребята, в гостях у числительных находятся «близкие родственники».

Узнаете ли вы их? Они просят вас сыграть в игру «Третий лишний»:

Тройка, тридцать, один («тройка» - существительное);

Два, утроить, пятерня («два» - числительное);

Двойной, двенадцать, двадцать («двойной» - прилагательное);

Пятьдесят, пятерня, пятёрка («пятьдесят» - числительное);

Учитель математики:

1) Зачеркните лишнее число: 35; -14; 45?

2) Какое уравнение лишнее? I x I = 3; I y I= -2; I z I =0?

3) Неверное утверждение вычеркните:

17 – простое число;

1- простое число;

1 не относится к классу простых или составных чисел.

Учитель русского языка:

- Остановка «Найди свой дом» (учащиеся выходят к доске)

Ребята, посмотрите, здесь какая-то неразбериха посреди дороги.… Разберитесь, пожалуйста, в чём дело?

5, 66, 17, 20, 40, 85.

(Как вы помогли числительным «найти свой дом»?)

Учитель математики:

- Из данной числовой последовательности выберите простые числа и составные числа, чётные и нечётные числа, поместите их в «домики» (учащиеся приглашаются к доске)

Станция «Орфографическая». Что такое орфография?

Чтобы двигаться дальше, ребята, посмотрим расписание поездов. Вам не кажется, что расписание какое-то странное? Учащиеся обсуждают правило написания числительных.


Расписание поездов: 5- 10 50- Ь- 80

11-20 500-Ь-900

30-Ь

Учитель русского языка:

- Давайте обсудим данное «расписание».

Учитель математики:

- Рассмотрим «расписание» с точки зрения вычитания:

5-10=-5; 11-20=-9; 50-80=-30; 500-900=-400.

Запишите полученные результаты в порядке возрастания:

(-400; -30; -9; -5) в путевые листы, ответьте на вопросы заданий станции

*Найдите сумму данных чисел (-444) ,

** И разделите сумму на меньшее простое число (-222),

*** И разделите сумму на куб меньшего простого числа (-55,5).

Учитель математики:

- Итак, ребята, расписание мы уточнили и запомнили, когда пишется в числительных мягкий знак, как располагаются отрицательные числа на координатной прямой и записали (говорят учащиеся)

Учитель русского языка: Станция «Кинематографическая».

- При проверке билетов, ребята, оказалось, что имена числительные давно встречались вам и в мультфильмах, и в кино: транслируются фрагменты фильмов: «Сказка о потерянном времени», «В стране невыученных уроков», «Золушка».

Посмотрите фрагменты внимательно, числа выпиши обязательно; прочитайте, какие числительные вы записали?

Учитель математики:

- Какие из выписанных чисел являются корнями данных уравнений: 1) 2Z=3; 2) IXI - 10=0; 3) Y+0=0?

Учитель русского языка: Станция «Творческая»

Есть в Подмосковье такое местечко-

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий…

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках,

Синие зори и синие птицы –

С этой красою ничто не сравнится.

Учитель русского языка:

- Продолжите, пожалуйста, текст, напишите два-три предложения о Гжели.

«Маленькая деревушка Гжель впервые была упомянута 660 лет тому назад в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты. Началом же самого здешнего искусства учёные считают 1339 год. Да, уже в XIV-XV веках гжельцы делали из глины посуду. Они часто говорили: «Не землёй мы кормимся: глина наша – золото».

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Докажите, что это текст;

  • Определите тем, идею текста, стиль речи;

Учащиеся объясняют орфограммы, числительные записывают прописью.

Учитель математики:

- Используя числа в тексте, найдите, во сколько раз Гжель старше двенадцатилетнего/одиннадцатилетнего шестиклассника (660:12=55 и 660:11=66). Ответ запишите прописью (Пятьдесят пять, шестьдесят шесть)

Учитель математики:

- Наше путешествие подходит к концу.

На уроке мы правильно писали, склоняли, произносили и употребляли числительные;

Числа всюду: и в кино, и на документах…

Мы сегодня повторили несколько фрагментов:

Числа целые, кубы, корень уравнения,

Модуль, частное, квадраты…

И ещё сравнение!

И на числовой прямой в нашем приключении

Всё расположить смогли после вычисления!

Учитель русского языка:

- Домашнее задание для путешественников необычное, различное:

по русскому языку (станция «Проверочная»: написать эссе из семи-восьми предложений «Числительные в моей биографии»);

по математике (станция «Интерактивная»): зайти на сайт школы №12 и используя данные сайта, ответить на вопросы:

1) Сколько целых чисел находится между числами: номер школы и год основания школы?

2) Вычислить значение выражения -0,01 I у-х I ;

где х- число учеников школы; у- число педагогов школы.

По технологии: всем любителям кулинарии заехать на станцию «Кулинарная», где вы сможете познакомиться с кулинарным рецептом Софьи Андреевны Толстой, жены великого русского писателя старинный рецепт миндального торта.

Продукты: 9 яиц, 200 граммов сахара, 200 граммов сладких миндальных орехов, 20 штук горьких миндальных орехов.

Для приготовления миндального торта нужно растереть 9 желтков до получения однородной массы, добавить мелко истолчённый миндаль и 9 взбитых до пены белков. Всё хорошо взбить. Полученную массу выпекать. Готовый торт обмазать взбитыми сливками и украсить миндалём и цукатами. Приятного аппетита!

Итоги урока: обсуждение работы, комментирование оценок.

Заключение:

Учитель русского языка:

- В некотором царстве, в некотором государстве дружно жили имена числительные, …но наше путешествие и наш урок заканчиваются. С нами остаются знания и дружба, великий и могучий русский язык и царица наук - математика!

- Вообразите, что перед вами стихотворение, прочитайте его с поэтической интонацией:

714; 15; 3475; 2025; 660; 150; 4342; 330; 556; 728; 1345; 222.

Используемая литература:

  1. «Юный художник», №12,1989.

  2. «Народное творчество», №11,1990.

  3. «Весёлая грамматика» В.Волина. Издательство «Знание»,М.,1995г.

  4. «Игровые технологии на уроках русского языка». В.Н.Пташкина, К.Е.Виноградова. Волгоград, 2009г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Катенёва Ольга Алексеевна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146449


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства