kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Публицистический стиль речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с основными характерными признаками публицистического стиля; закрепить знания о стилях речи; повторить орфографические и пунктуационные навыки; развивать навыки самоанализа, анализа, сопоставления и сравнения; сформировать в процессе изучения раздела «Стилистика» умения учебно–языкового типа (опознавать по изученным признакам стили речи). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Публицистический стиль речи.»

Урок русского языка в 7 классе


Тема: «Публицистический стиль речи»

Цели: познакомить учащихся с основными характерными признаками публицистического стиля; закрепить знания о стилях речи; повторить орфографические и пунктуационные навыки; развивать навыки самоанализа, анализа, сопоставления и сравнения; сформировать в процессе изучения раздела «Стилистика» умения учебно–языкового типа (опознавать по изученным признакам стили речи).

 

ХОД УРОКА


1. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Признаки всех стилей. Особенности разговорного стиля.

2. Я попрошу вас сформулировать тему урока.  Постараюсь помочь вам в этом, предлагая подсказки. Можете записывать свои версии в тетрадь.

- Стиль речи, тексты которого мы встречаем в газетах и журналах.

- Цель высказывания данного стиля – воздействие на читателей или слушателей.

- Этим стилем речи должны отлично владеть журналисты.

- Какова же тема нашего урока?  

- Запишем тему так: «Особенности публицистического стиля речи». 


3. Словарная работа. - Нам предстоит очень сложная работа, поэтому я предлагаю к ней немного подготовиться.  Заглянем в словарь иностранных слов. (Стр. 294 учебника). Прочитайте слова, соблюдая нормы ударения (по цепочке). Найти толкование и происхождение слов.

ПУБЛИКА, ПУБЛИЦИСТ, ПУБЛИЦИСТИКА, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ.

ПУБЛИКА – народ, люди.

ПУБЛИЦИСТ – писатель, создающий произведения на общественно – политические темы.

ПУБЛИЦИСТИКА- род произведений, посвящённый актуальным, злободневным проблемам и явлениям текущей жизни.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – стиль произведений, посвящённых актуальным, волнующим явлениям и проблемам текущей жизни.

 ПУБЛИКУС – от латинского слова – общественный.

Вы сказали, что публицистика, публицистический стиль посвящены злободневным проблемам и явлениям жизни.

А от чего образовалось прилагательное ЗЛОБОДНЕВНЫЙ? Вариант ответа: От фразеологизма ЗЛОБА ДНЯ. А что это значит? Вариант ответа: «ЗЛОБА ДНЯ» - то, что привлекает внимание всех в данное время.

Каким синонимом можно заменить прилагательное ЗЛОБОДНЕВНЫЙ?

Вариант ответа: Актуальный, важный.


4. Работа с учебником. Стр. 230 Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он заро­дился еще в античные времена. До сих пор студенты и ученые, юристы, политологи пользуются образцами публицистического сти­ля, созданными ораторами Древней Греции и Рима.


- Каково же назначение публицистического стиля?

Вариант ответа: Воздействовать на читателя, слушателя. Привлечь внимание читателей к определенной проблеме, призвать к чему-либо, вызвать читательский отклик, сформировать читательское мнение и т. д


- А где можно использовать тексты публицистического стиля? В общественно- политической сфере, в газетах, на телевидении, на митингах.

- Основные темы? Произведения публицистического стиля ставят не только про­блемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и про­блемы патриотизма, защиты природы, гуманизма; призывают к до­бру, терпимости, взаимопониманию. Бывает, что публицистические тексты выполняют сиюминутные задачи: например, привлечь потенциальных избирателей к выбору определенного кандидата; пользуются не совсем честными приемами: утаивают негативные факты, преувеличивают заслуги человека, стремящегося к власти. Нас же интересует, прежде всего, честная публицистика, ставящая перед обществом важнейшие проблемы, привлекающая внимание к процессам, происходящим в обществе. Те­ма­ти­ка раз­но­об­раз­на: ак­ту­аль­ные во­про­сы по­ли­ти­ки, эко­но­ми­ки, куль­ту­ры, спор­та. Ре­кла­ма. Ин­фор­ма­ция о со­бы­ти­ях.  Об­ра­ти­те вни­ма­ние: ин­фор­ма­ция долж­на нести об­ще­ствен­ную зна­чи­мость.

- Жанры ПС? статья, публичные выступления, речи, заметки, очерки, репортажи, интервью, посвященные актуаль­ным, злободневным темам.

- Характерные признаки ПС? Основные черты публицистического стиля - информативность, устная и письменная форма, эмоциональность, оценочность, взаи­модействие с другими стилями, использование общественно-по­литической лексики, риторические фигуры (обращения, восклица­тельные предложения), побудительные предложения.

- Мы перечислили характерные признаки публицистического стиля, среди которых вы назвали РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.

Что значит РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ?

Вариант ответа: Риторические вопросы – это вопросы, обращённые к публике, не требующие ответа или вопросы, на которые отвечает сам говорящий, пишущий

IV. Практическая работа.

1. Упр. 531 Заголовок текста часто отражает его основную мысль.


2. Какие предложения могли бы быть использованы в тексте публицистического стиля?

Выберите и запишите только номера этих предложений.

1) Это выражается графически соответствующим поворотом только одной из осей пространственно – временной диаграммы.

2) Что может быть нам ближе и дороже, чем родной язык?

3) Граждане, которым не безразлична судьба отечества!

4) Граждане, уклоняющиеся от выполнения своих обязанностей, привлекаются к денежному штрафу.

 

Правильные ответы № 2,3.В этих предложениях есть актуальность, призыв, обращение.

3. Самостоятельно. Сочинения учащихся

Что значит любить Родину?

Это значит относиться с любовью ко всему, что в ней есть. Это может быть цветок, дерево, животные и птицы. Как же можно любить цветок или дерево? А это просто: не рвать цветов, не рубить деревья в большом количестве и на одном месте.

Но ведь это же природа, а не Родина! А как Родина без природы? Широкие поля с цветами, густые зеленые леса, чистые полноводные реки…Красиво? А если это вдруг исчезнет?

 В жизни все взаимосвязано: и маленький цветок, и большой лес, и большая река и даже одно дерево, ведь не зря слова «природа» и «родина» имеют общую часть.

Ребята, любите природу и Родину! 


ТЕСТ.

Выберите правильные ответы. Запишите только номера правильных ответов.

1. В русском языке существуют стили речи:

А) разговорный, научный, официально- деловой, художественный;

Б) разговорный, теоретический, официально – деловой;

В) художественный, вульгарный, научный, официально –деловой;

Г) официально – деловой, художественный, сказочный, научный.


2. Какое словосочетание не может быть использовано в разговорном стиле?

А) в соответствии с законом;

Б) разбуянившийся шалопай;

В) милый друг;

Г) до новых встреч.


3. Публицистический стиль используется:

А) в газетах, в журналах, на телевидении, на радио;

Б) в научных статьях, в документах;

В) в устной речи с друзьями, в письмах к родственникам;

Г) в журналах, в беседах, в научных докладах.


4. Укажите верное утверждение:

А) в текстах публицистического стиля не используются выражения, восклицания, обращения к читателю;

Б) риторические вопросы часто используются при составлении текстов законов, договоров, заявлений;

В) в текстах публицистического стиля можно использовать риторические вопросы;

Г) характерной чертой публицистического стиля является научная терминология.

5. Укажите правильное утверждение:

А) научный стиль используется для того, чтобы обмениваться с людьми чувствами, мыслями;

Б) разговорный стиль используется при составлении официальных документов;

В) для разговорного стиля характерны термины, даты, цифры;

Г) публицистический стиль используется для того, чтобы привлечь внимание читателей к определенной проблеме

Ключ к тесту:

1) 1

2) 1

3) 1

4) 3

5) 4



Подведение итогов урока

СИНКВЕЙН (пятистишие) по теме урока.

1 строка – название, тема (1 существительное)

2 строка – описание темы (2 прилагательных)

3 строка действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме)

4 строка – чувство (фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к теме)

5 строка – повторение сути синоним первой строки (существительное, наречие, словосочетание)



Дома: § 67, из газет, журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметить черты, характерные для данного стиля.









Приложение №1.

Жанры

Задачи речи

Сфера применения

Общие стилевые черты

Языковые средства, характерные для стиля

Газетная и журнальная статья

Репортаж

Ораторская речь

Выступление

Рекламный текст

Воздействие на читателей и слушателей, побуждение к чему-либо

В устной речи – выступления.

В письменной речи – в газетах и журналах.

Актуальность

Эмоциональность

Доступность

Чётко выраженная авторская оценка (отношение к проблеме)

Использование восклицательных, побудительных предложений, риторических вопросов, обращений к собеседнику, повторов.

Совмещение книжных и разговорных слов.

Использование антонимов, фразеологизмов и описательных оборотов.

Особенности публицистического стиля


Речь митрополита Кирилла

Дорогие дети!

Я всех хотел бы вас сердечно приветствовать с праздником Рождеством Христовым! Я пожелал бы вам непременно добра, здоровья, благополучия, потому что обычные люди друг другу на праздники желают именно этого. Счастье и благополучие – это тогда, когда человек обладает ценностью. И вот в Христианстве есть своё понимание ценностей. В отличие от светского мира, наши ценности – это не сундуки с золотом, это не богатство, это не слава. А христианские ценности – это то, что делает человека счастливым. И главная такая ценность – это любовь. И каждый из вас знает на опыте своей жизни, когда от папы и от мамы исходит любовь, радость – как прекрасно на сердце! Когда в семье мир и любовь – как замечательно и светло, какие прекрасные чувства посещают нас!

А вот для того, чтобы любовь была в нашей жизни, надо чему-то научиться. Дом и любовь начинаются с человеческого общения, с дружбы. А вот теперь давайте спросим: «А кого мы называем другом?» Что? Любого человека? Нет. Мы называем другом только того, кто нам помогает, кто протягивает нам руку во время трудностей, испытаний, кто помогает решить трудную задачку по арифметике, кто защитил нас от каких-то плохих людей. На кого мы можем опереться, тот и друг. А если опереться на человека не можем, он нам вовсе не друг. Значит, для нас близким становится тот человек, кто делает нам добро. Вот такого человека мы называем другом, и такого человека готовы любить. Ведь папу, и маму, и бабушку, и дедушку любим за то, что они отдают нам своё сердце.

Но человек счастлив тогда, когда у него есть друзья. А ведь друг ждёт от нас того же, что мы ждём от него. И мы должны помогать, уметь дарить, и мы должны от себя оторвать и дать другу. Вот когда человек способен отдавать другому то, чем сам обладает, он имеет друзей, и его сердце посещает любовь. Учитесь давать друг другу! Учитесь, может быть, от себя что-то оторвать, а другому передать: своё время, конфетку, внимание, помощь. И вот тогда отношения между людьми и будут великим счастьем! У нас будут крепкие семьи, и в них всегда будет любовь. У вас будет много замечательных друзей. Если мы друг другу будем помогать в России, какая же у нас будет прекрасная страна, какой будет крепкий народ, какое сильное государство! Нужно только научиться помогать друг другу. И тогда мы станем счастливыми.

Вот я и хотел бы это Рождество сопроводить пожеланием – уметь делать добро другим. В ответ на это добро мы будем получать много добра от людей. Но самое главное, мы будем получать добро от Господа нашего, который по нашей любви к другим и свою любовь на нас изливает.

Данное выступление относится к жанру ораторской речи. Свою речь митрополит Кирилл произносит на рождественском празднике. Он обращается к детской аудитории.

Митрополит Кирилл рассуждает об умении дружить. Он призывает нас учиться быть хорошим другом.

Речь митрополита актуальная, доступная. В ней используются обращения (Дорогие дети!), восклицательные предложения (И вот тогда отношения между людьми будут великим счастьем!), побудительные предложения (Учитесь давать друг другу!), риторический вопрос (А кого мы называем другом?), описательные обороты (христианские ценности), фразеологизмы (протягивать руку). Встречаем книжные слова (добро, благополучие), разговорную лексику (конфетка, задачка).

- Теперь мы собираем полученную информацию в единое целое и составляем стилистический анализ текста.  

 Учитель раздаёт каждому лист А4 с заготовленным заранее клише, ученикам нужно вписать необходимую информацию. В помощь им предлагаются собственные записи в тетрадях (результаты групповой работы), таблица «Особенности публицистического стиля речи», тексты с речью митрополита.  Дети заполняют листы стилистического анализа текста, учатся его выразительно читать, затем воспроизводят получившийся текст (2-3 человека). Учитель и дети комментируют получившиеся  работы.

 Стилистический анализ текста

Жанр анализируемого текста –

Автор рассуждает о

Он призывает нас

Речь митрополита Кирилла


В ней четко выражена

В своём выступлении оратор использует обращение

восклицательные предложения

побудительные предложения

риторические вопросы

Митрополит в своей речи совмещает книжные слова


с разговорной лексикой

использует описательные обороты

и  фразеологизмы

Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к …………………………………… стилю.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Публицистический стиль речи.

Автор: Рачинская Надежда Петровна

Дата: 08.05.2017

Номер свидетельства: 413717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Тема урока: «Публицистический стиль речи. Жанры публицистического стиля»"
    ["seo_title"] => string(79) "tiema_uroka_publitsistichieskii_stil_riechi_zhanry_publitsistichieskogho_stilia"
    ["file_id"] => string(6) "433862"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508686494"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Публицистический стиль речи"
    ["seo_title"] => string(29) "publitsistichieskiistilriechi"
    ["file_id"] => string(6) "261018"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449058852"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "«Речь Повторение: публицистический стиль речи; жанры публицистического стиля: заметка в газету, портретный очерк, репортаж»"
    ["seo_title"] => string(80) "rech_povtorenie_publitsisticheskii_stil_rechi_zhanry_publitsisticheskogo_stilia_"
    ["file_id"] => string(6) "561741"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603977195"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Публицистический стиль речи: цель использования,  сфера употребления, языковые особенности, 7 класс "
    ["seo_title"] => string(107) "publitsistichieskii-stil-riechi-tsiel-ispol-zovaniia-sfiera-upotrieblieniia-iazykovyie-osobiennosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "228549"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441376777"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Урок русского языка в 11 классе по теме: « Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_v_11_klassie_po_tiemie_sriedstva_emotsional_noi_vyrazitiel"
    ["file_id"] => string(6) "374135"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482925761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства