kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 11 классе по теме: « Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 11 классе по теме: « Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе по теме: « Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Зимовниковская средняя образовательная школа № 10













Урок русского языка в 11 классе по теме: « Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи»









Учитель русского языка и литературы Санкина Г. И.















П. Зимовники

2016 г



Тема: «Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи».

Цели:

Образовательные

• Обобщить знания обучающихся о назначении, сфере использования языковых особенностей публицистического стиля речи;

• Формировать умения распознавать лексические, морфологические, синтаксические средства языковой выразительности и умение различать их на примере публицистического текста.

Развивающие:

• Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

• Совершенствование речемыслительной деятельности;

• Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать;

• Развитие умения логически верно излагать мысли;

• Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений.

Воспитательные:

• Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

• Совершенствование навыков этичного межличностного общения;

• Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Учитель: Добрый день! Я рада вас видеть всех! А вы? Мороз и солнце- день чудесный! Поприветствуйте друг друга. Знаете, великий Василий Александрович Сухомлинский сказал: « Добрые чувства, эмоциональная культура- это средоточие человечности». И это так. Ведь каждый день мы проявляем свои эмоции, согласитесь, без них нельзя. Если мы ответим на вопросы, то узнаем тему урока.

(Тема урока закрыта фотографиями, связанными с эмоциями).

Выберите из предложенных на фотографии моментов эмоционального состояния человека те, которые вы могли бы назвать. ( на доске висят фотографии. Обучающиеся называют удивление, страх, гнев, восторг, радость).

Сегодня мы будем говорить на уроке об эмоциях, которые можно вызвать у человека при помощи слова.

Известно, что эмоциональное состояние человека тесно связано с окружающей нас цветовой гаммой. Давайте подумаем, какой цвет может соответствовать эмоциям. ( на столе карточки цветные, дети выбирают цвет и прикрепляют к фото- объясняют. Я думаю….радость- желтый)

Обучающийся: А вы знаете из уроков биологии мы знаем, что психологи опытным путем сделали через многочисленные исследования вывод и пришли к научным выводам о том, что каждый цвет, конечно же связан с эмоциями.

(слайд о цвете- символике)

Учитель: Эмоции у человека появляются разными путями и один из них- это путь к сердцу человека через слово. А чтобы возникло общение, что нужно?

Обучающийся: Я думаю, чтобы возникло общение нужен собеседник, речевая ситуация, и конечно, же цель общения.

Учитель: Да, это действительно так.

(слайд Речевая ситуация)

Учитель: А скажите, пожалуйста, какой стиль речи предполагает своей целью информировать собеседника или читателя и одновременно воздействовать на них.

Обучающийся: Я думаю, что публицистический стиль.

Учитель: Да, это верно. Некоторая информация нам уже известна об этом стиле речи, а сегодня на уроке мы углубим и расширим представление об этом стиле.

Скажите , какие же два ключевых понятия из всего нам сказанного сейчас вы могли бы назвать, выделить.

Обучающийся: 1. Я думаю – эмоции

  1. А я думаю- публицистический стиль.

Учитель: Верно, а теперь попробуйте сформулировать тему урока, опираясь на эти слова.

Обучающийся: 1. Публицистический стиль речи и эмоции человека

2.Влияние эмоций в публицистическом стиле.

Учитель: Вы близки к разгадке темы урока, она звучит так: Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи. (открыть тему урока). Записать в тетрадь.

Давайте попробуем определить цели урока, каковы они?

Образовательные

Обучающиеся: Я думаю, что узнать о назначении публицистического стиля, где используется, сфера использования.

Учитель: развивающие

  1. Я думаю, что мы должны быть заинтересованы в изучении нового материала.

  2. Развивать и совершенствовать свою речь

  3. А я думаю, что развивать свои творческие способности, не бояться говорить.

Учитель: воспитательные

  1. Бережно относиться к родному языку.

  2. А я думаю, что нужно воспитывать в себе чувство ответственности за сказанное.

Учитель: Да, вы правы. (высвечиваются цели урока).

А моя задача, как учителя- научить красиво говорить, правильно писать, умело используя лексические богатства языка, композиционно строить выступление, это важно, и вам пригодится умело доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Итак, 1 этап работы.

Работа с учебником. Стр. 128. Устное выступление.

1 ряд. Сообщение о публицистической речи.

2 ряд. Цель и сфера использования

3 ряд. Жанры публицистики. Рассматриваемые проблемы.

(а один из обучающихся на доске пишет 15-20 слов связанных публицистическим стилем; затем запись этих слов в тетрадь).

Учитель: Язык- это система, в которой есть свои разделы, языковые единицы и каждый из этих разделов имеет свои средства языковой выразительности. Какие вам известны? Давайте вспомним.

Я помогу.

Фонетические- звукопись

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

Обучающиеся:

  1. Словообразовательные- различные морфемы (мамочка, т.е уменьшительное, ивушка- ласкательные суффиксы)

  2. Лексические- тропы языка

  3. Морфологические- использование различных частей речи для создания речевой выразительности.

  4. Синтаксические- различные словосочетания и предложения, делающие нашу речь выразительной.

Учитель: А сегодня на уроке мы расширим представление о средствах эмоционального воздействия.

Слайд Особенности публицистического стиля.

Лексические

Морфологические

Синтаксические

Каждому раздать.

Перед вами текст. На доске высветить текст, каждому раздать.

Вам предстоит найти

1 ряд- лексические особенности

2 ряд- морфологические особенности

3 ряд синтаксические особенности

Делайте записи в тетради.



Что значит быть воспитанным?

1) Воспитанный человек... 2) Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.

3) Так что же такое воспитанность? 4) Это не только хорошие манеры. 5)Это нечто более глубокое в человеке. 6) Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

7) Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. 8) Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. 9) Он уважал людей и всегда интересовался ими. 10) При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. 11) Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.

12) Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. 13) Это оказались слепые, которые заблудились. 14) Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. 15) Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. 16) Значит, все дело в мыслях и побуждениях.

17) А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)

1 ряд. Лексические особенности.

  1. Книжная, отвлеченная, лексика- воспитанность, человек

  2. Градация синонимов- деликатным, тактичным, скромным.

  3. Метафоры- корни поступка

  4. Эпитеты- внутренняя доброта, странные женские фигуры

2 ряд. Морфологические особенности

  1. Существительные в Родительном падеже- знание норм поведения, артист театра, корни поступка

  2. Прилагательные- внимательный, тактичный, деликатный, привлекательной, достойной заботы, внутренняя доброта.

3 ряд. Синтаксические особенности.

Второй и третий абзацы- тезисы, оформлены в виде вопросов и ответов.

Учитель: Делаем вывод:

Обучающиеся: 1. По лексическим, морфологическим и синтаксическим особенностям мы доказали, что это текст публицистического стиля.

2.Текст актуален, эмоционален и задания частично, как задания из ЕГЭ.

Учитель: А теперь, используя уже знакомые вам средства выразительности публицистического стиля речи необходимо самим попробовать составить текст публицистического стиля по теме, подтверждая слова великого Цицерона: « Пусть зовется оратором тот, кто умеет своей речью убеждать». Помните: можно использовать устное выступление, графически- изобразительное, словестно-музыкальное.

( на столе темы выступлений, обучающиеся берут задание и работают)

  1. Почему сейчас очень важно решать экологические проблемы общества.

  2. Почему так важно и нужно изучать литературу. ( основа- слова М. Горького: « Литература- это человековедение»)

  3. Убедите слушателей в том, что знание законов языка всегда пригодится в жизни. ( Грамоте учиться- всегда пригодится)

Выступления. Игра «Марафон».

Каждый человек из группы выступает со своей речью по теме.

Учитель: Спасибо, вы справились с трудным заданием, но я хочу немного усложнить его и предлагаю в тексте о литературе найти доказательства особенностей публицистического стиля.

Обучающиеся: (существительные в Р. П- познания человека, история прошлого, язык Пушкина, использование пословиц. Деепричастный оборот- теряя интерес к литературе; чтение- вот лучшее учение.

Публицистический стиль речи- это не просто умелое использование общественно- политической, нравственно- этической лексики, синтаксических средств, приемов построения устного выступления, а прежде всего, проявление личностных качеств человека, его убеждений, значит овладение публицистическим стилем, я убеждена, связано с формированием личности.

Учитель: А теперь оцените нашу работу на уроке, связав это с эмоциональным состоянием, о котором мы говорили вначале урока.

Начну с себя- учитель берет карточки и объясняет, показывает картинки.

Обучающиеся: берут карточки, показывают из и объясняют.

Учитель: А выполнили ли мы цели урока? (вернуться к целям урока, проговорить).

Рефлексия

- А что вам понравилось на уроке?

- Что узнали нового?

- Где в жизни вы могли бы применить то, о чем мы говорили на уроке. (ответы обучающихся)

Учитель: И завершающий этап урока. На столе высказывания, выберите одно из них и объясните, почему именно вы выбрали это. ( начинает учитель, потом обучающиеся).

Выставление оценок.

Учитель раздает на память сувениры и благодарит за урок.

Домашнее задание: написать выступление по тексту на тему: « Нужно ли быть сегодня воспитанным человеком?»















Приложение.













Высказывания об эмоциональном состоянии.

Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

Антон Павлович Чехов



Ум - око души, но не сила ее; сила души - в сердце.

Люк де Клапье Вовенарг



Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу - вред.

Василий Александрович Сухомлинский



Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности.

Василий Александрович Сухомлинский





Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста.

Томас Джефферсон





Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе.

Лев Николаевич Толстой





К сожалению, не всегда удается поступать так, как считаешь правильным, не причинив боли другому.

Сомерсет Моэм



Когда смеешься над людьми, на них не сердишься. Юмор учит терпимости, и юморист - когда с улыбкой, а когда и со вздохом - скорей пожмет плечами, чем осудит.

Сомерсет Моэм





Зло, причиненное тебе, так же легко прощать, как если оно причинено другим. Гораздо труднее прощать людям зло, которые мы сами им причинили; вот это действительно требует большой силы духа.

Сомерсет Моэм





Чистая совесть - самая лучшая подушка.

Генрик Ибсен







Будьте осторожны и хладнокровны. Иметь холодную голову так же необходимо, как и горячее сердце.

Джон Леббок







Символика цвета




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Санкина Галина Ивановна

Дата: 28.12.2016

Номер свидетельства: 374135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства