kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Публицистический стиль речи, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с публицистическим текстом при подготовке к ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Публицистический стиль речи, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.»


Тема: Публицистический стиль речи, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели:

- обобщить знания об особенностях публицистического стиля;

- понимать цель публицистического высказывания; знать сферы применения, основные признаки, языковые особенности;

- уметь анализировать тексты публицистического стиля.

Оборудование:

  • схема « Публицистический стиль и его признаки»;

  • раздаточный материал;

  • компьютерная презентация.


Ход урока.



1.Слово учителя.

В прошлые годы мы с вами обращались к текстам публицистического стиля. Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения – это тоже проявления публицистического стиля. Может быть, именно собственное мнение, собственная позиция – характернейшие приметы этого стиля.

Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится. Если же мы подойдем к этому вопросу сознательно, то мы сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки.

Человек, хорошо владеющий словом, приемами риторики, способный зажечь своей речью людей, может обратить свой талант к добру. Если же человек обладает подобными способностями, но лишен нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда – выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией все это закончилось и для всего мира, и для самой Германии, общеизвестно. Примеров положительного воздействия публицистики можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве». Это произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», А.С. Пушкина « К Чаадаеву», «Послание в Сибирь», М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта».



Как, по-вашему, когда роль публицистических произведений усиливается?

( В наиболее острые для страны, переломные моменты истории – Великая Отечественная война, перестройка и др.)



Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.

2.Обобщение знаний по теме «Публицистический стиль речи». (С опорой на домашнее задание, учебник Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. для 10-11 классов, стр.229-230, 232,237,241) Работа по таблице, краткие записи в тетрадь.


Публицистический стиль и его признаки

3. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.



  1. Анализ текста публицистического стиля (раздаточный материал).



Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.

Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна.

Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума.

Д.С. Лихачев.

Схема анализа на слайде.

  1. Цель публицистического высказывания

  2. Стилевые черты.

3. Лексические языковые средства.

4. Синтаксические средства.


2.Совместная работа по учебнику( Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. для 10-11 классов)


1.Упр.389 Определите, в каких стилях речи употребляются приведенные фразеологизмы. Подтвердите свои выводы, построив с ними предложения.


2.Упр390 Сгруппируйте слова в зависимости от того, к какому стилю речи они могут принадлежать.


4.Выводы, подведение итогов урока.

Назовите сферы употребления публицистического стиля (общество, политика, экономика, культура)

Назовите телепередачи, которые, на ваш взгляд, являются публицистическими, аргументируйте свой ответ( «К барьеру», «Пусть говорят», «Народ хочет знать»)


5.Домашнее задание.

Упр. 392. Назвать признаки публицистического стиля, указать образные средства языка, найти авторские знаки препинания, определить их роль в тексте.

Повторить основные жанры публицистического стиля.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Морозова Ирина Викторовна

Дата: 22.08.2018

Номер свидетельства: 476213

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Особенности фразеологизмов английского языка"
    ["seo_title"] => string(50) "osobiennosti-frazieologhizmov-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "291648"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455175288"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Анализ языковых средств выразительности "
    ["seo_title"] => string(43) "analiz-iazykovykh-sriedstv-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "214847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432490031"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок в 9 классе Сжатое изложение по тексту Ю.Лотмана "Круги совести""
    ["seo_title"] => string(76) "urok-v-9-klassie-szhatoie-izlozhieniie-po-tiekstu-iu-lotmana-krughi-soviesti"
    ["file_id"] => string(6) "274581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452424146"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства